Программа работы с детьми девиантного поведения и проблемными семьями «Понять, принять, помочь!
МКОУ ПЕСКОВСКАЯ ООШ №1
«Утверждаю»
Директор школы Н.А.Чуфицкая
Приказ № от
«Программа работы с детьми девиантного поведения и проблемными семьями «Понять, принять, помочь!»
2013
«Работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями»
1.Паспорт программы:
1.1 Руководитель программы: Чуфицкая Н.А., директор школы
1.2.Разработчик программы: Чуфицкая Н.А., директор школы
Направления деятельности:
Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей.
Воспитательная работа по профилактике правонарушений и профилактике ПАВ.
Работа с проблемными семьями.
1.4.Цель программы: обеспечение педагогической реабилитации детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, обеспечение психологической, медицинской, социальной помощи и поддержки, а также создание условий для получения обучающимися начального, основного общего, среднего образования.
1.5. Задачи программы:
создать максимально благоприятные условия для нравственного, физического, эстетического развития личности ребёнка;
удовлетворить потребности обучающихся в получении дополнительного образования;
способствовать адаптации личности к жизни в обществе;
формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и семье;
обеспечить социально - правовую защиту, психолого – педагогическую реабилитацию, охрану законных прав детей и подростков;
укрепить здоровье обучающихся;
способствовать включению семьи в процесс воспитания через участие во внешкольной деятельности.
1.6. Сроки реализации программы 2013- 2014г.г.
1.7. Основные исполнители программы:
Администрация ОУ
Классные руководители
Социальный педагог
Учителя предметники
Школьный фельдшер.
1.8. Источники финансирования: бюджет ОУ, спонсорская помощь.
1.9 Организация контроля выполнения Программы: ежегодный анализ итогов реализации Программы на методическом, педагогических советах.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии со следующими
нормативно – правовыми документами:
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ
Федеральная целевая программа по профилактике наркомании.
Федеральный закон РФ «Об образовании» 10.07.92 №3266 – 1.
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»
Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (утверждена МВД России от 26.05.00 №569)
Положение о Совете по профилактике правонарушений МКОУ Песковская ООШ №1
Актуальность программы заключается в том, что с каждым годом растет детская безнадзорность, преступность, наркомания, употребление спиртных напитков, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением, увеличивается число проблемных семей. Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей это результат социально – экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствие контроля над поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания, недостатки в работе образовательных учреждений. В подавляющем большинстве случаев первой причиной появления отклонений в поведении в детском возрасте служит социальная дезадаптированность ребёнка.
Дезадаптированность детей ведёт к криминализации сознания, инфантилизму, иждивенчеству, агрессии. Растет число малолетних правонарушений, наркоманов, подростков, не нашедших своего места в жизни. В этой ситуации всё очевиднее становится то, что школа, как социальный институт, через который проходят практически все дети, обязана быть воспитывающей.
2.Кадровое обеспечение и функции
Директор:
совместно с администрацией, педагогами школы, социально – психологической службой продумывает систему воспитательной работы, содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающий высокий уровень воспитательных мероприятий;
создает четко организованный , управляемый ученический коллектив, владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностей семей, положением трудных детей;
создает в коллективе атмосферу творчества, взаимопонимания, сотрудничества, взаимопомощи.
Зам. директора по УВР:
создаёт условия для выполнения стандартов образования
организует индивидуально - групповые занятия с учащимися;
организует работу элективных курсов по предметам;
корректирует обучение и воспитание на уроке посредством малых педсоветов, педсоветов с учетом индивидуальных проблем учащихся и их родителей:
стимулирование учителей к использованию современных педагогических технологий с целью повышения мотивации и достижения успешности в процессе обучения;
создает атмосферу доброжелательности в школе.
Учитель информатики, школьный оператор:
обеспечивает участие в Интернет - проектах по профилактике ПАВ;
создает базу полезных ссылок для учителей, учащихся и их родителей по профилактике ПАФ и правонарушений.
Организатор внеклассной работы:
создает воспитательную систему в школе;
планирует работу с детьми девиантного поведения и проблемными семьями;
руководит Советом по профилактике правонарушений;
осуществляет руководство деятельностью классных руководителей;
сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты населения;
способствует вовлечению учащихся к занятиям в учреждениях дополнительного образования;
организует работу с социумом;
организует сбор и систематизацию информации о социальном окружении подростков.
Социальный педагог:
изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
организует профилактическую работу в микрорайоне;
поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением
оказывает консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, организации досуга, профилактике ПАВ.
Классный руководитель:
изучает личность учащегося и коллектива класса;
анализирует адаптацию ребёнка в среде;
выявляет дезадаптированных учащихся;
изучает взаимоотношения детей с взрослыми, сверстниками;
подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
выявляет интересы, склонности, способности школьников;
осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
создает воспитательную систему класса;
организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников;
является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками и их семьями;
дает информацию социально – психологической службе о детях с девиантным поведением и проблемных семьях.
Учителя - предметники:
повышать мотивацию через реализацию деятельностных форм и методов обучения;
учитывают возрастные особенности учащихся;
используют индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
вовлекает во внеклассные мероприятия по предмету.
Школьный фельдшер:
взаимодействует с ЛПУ;
организует своевременную вакцинацию, профилактическую работу по предупреждению заболеваемости;
организует медицинское обследование учащихся;
проводит «Школу здоровья»;
информирует классных руководителей и родителей о состоянии здоровья учащихся.
3.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Песковская ООШ №1
4.СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания, учащиеся группы риска и стоящие на внутришкольном контроле и учете в ПДН, проблемные семьи.
5.Принципы воспитания трудных детей
а) Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного учащегося. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условия реализации данного принципа:
стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
Формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
Постоянное внимание к положительным поступкам
ученика;
Проявление доверия к ученику;
Формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
Оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
Учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
Б) Принцип социальной адекватности воспитательно – коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условия реализации данного принципа:
учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно – коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
предоставление возможности учащимися самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В) Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
Условия реализации данного принципа:
включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Г) Принцип индивидуализации воспитательно – коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ребёнка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условия реализации принципа индивидуализации:
оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребёнка;
проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
6. Методы и приемы педагогического воздействия:
А) Созидательные приемы:
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
«авансирование личности»;
обходное движение;
прощение;
проявление огорчения;
проявление умений учителя, его мастерство.
Б) Прямые и косвенные тормозящие приемы:
- констатация поступка;
необычный подарок;
осуждение;
наказание;
приказание;
предупреждение;
возбуждение тревоги о предстоящем наказании;
проявление возмущения.
В) Приемы, способствующие формированию у воспитанников правильного поведения:
убеждение и личный пример;
доверие;
моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
вовлечение в интересную деятельность;
пробуждение гуманных чувств;
нравственное упражнение.
Г) Приёмы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика:
опосредование;
фланговый подход;
активизация сокровенных чувств воспитанника.
Д) Вспомогательные приёмы:
организация внешней опоры правильного поведения;
отказ от фиксирования отдельных проступков.
Принципы работы с проблемными семьями:
1.Необвинительность – создание платформы для выхода из кризиса, вместо упреков, осуждения.
2.Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи.
3.Плотный и постоянный контакт с семьёй в течение длительного времени.
4.Доверительные отношения между специалистами и членами семьи.
5. Отношения с семьёй строятся на основе сотрудничества.
В работе с семьёй, с целью её реабилитации, используются такие методы как:
1. Консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации.
2. Работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата.
2.Групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем, химическими веществами.
Направления работы:
I Изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей.
1.Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
2. Изучение причин социально- педагогической запущенности ребёнка
3.Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
4.Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей.
5.Изучение положения подростка в коллективе.
6.Изучение психологического своеобразия учащихся ( наблюдение, беседы)
7.Изучение интересов и способностей учащихся
8.Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.
9.Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
10.Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
11. Процент вовлеченности учащихся в сферу дополнительного образования.
12.Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
13.Выявление учащихся, склонных к употреблению ПАВ.
14.Проведение диагностики:
- исследование интересов подростков (проведение игр, групповая работа, тестирование)
- исследование ценностных ориентаций участников программы (методика М. Рокича)
- исследование самооценки подростков (методика Дембо- Рубинштейна, Ч.Д. Спилберга)
- личностная тревожность по Филлипсу;
- исследование внутрисемейных отношений (анкеты, опросники).Воспитательная работа по предупреждению правонарушений и профилактике ПАВ
Профилактика правонарушений подростков
Планирование работы с педагогически запущенными детьми.
Планирование заседаний Совета по профилактике правонарушений.
Составление совместного плана работы ПДН и Совета по профилактике правонарушений подростков.
Создание картотеки трудных подростков.
Контроль за успеваемостью и посещением занятий.
Определение «трудных» подростков в кружки, секции, студии.
Организация предпрофильного обучения трудных подростков.
Посещение детей девиантного поведения на дому.
Организация труда и летнего отдыха детей.
Диагностика учащихся, родителей, учителей.
Организация свободного времени подростков:
организация кружков и спортивных секций в школе (технического творчества, по информатике, предметных, «Здравствуй песня», туристического, секций по волейболу, баскетболу, ОФП, спортивным играм)
работа классных руководителей по программе Н.К.Тихомировой и Е.Е Цамуталиной «Восхождение»
проведение традиционных вечеров, праздников: Дня именинника, праздника Осени, осеннего бала, посвящения в первоклассники, пятиклассники, десятиклассники; новогодних праздников и вечеров, Дня Святого Валентина, конкурсов, посвященных Дню защитника Отечества, 8 марта.
проведение предметных недель;
проведение интеллектуального марафона;
- соревнования по легкой атлетике, пионерболу, волейболу. баскетболу, гимнастике, футболу;
Веселые старты;
Походы.
Пропаганда здорового образа жизни:
проведение Дня здоровья
конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни»
классные часы: «Твое здоровье»; «Культура питания»; «Твой режим дня»; «Суд над сигаретой» и др.
оформление стендов: « В здоровом теле – здоровый дух»
«Человек и здоровье»
- конкурс «Самый здоровый класс».
Проведение родительских конференций:
«Психологический и духовный климат в семье».
«Организация свободного времени подростков».
«Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»
Роль отца в воспитании ребёнка.
Правовое просвещение учащихся:
- Неделя «Правовой компас»
Проведение педагогических советов: «Работа с трудновоспитуемыми», «Работа с семьями педагогически запущенных детей», «Причины школьной неуспеваемости учащихся».
Семинары для классных руководителей: «Профессиональная позиция педагога в отношении проблемы насилия над детьми», «Рекомендации по профилактике суицидных настроений среди детей и подростков», «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», «Причины отклонений в поведении детей и подростков», «Профилактика конфликтов в школьном коллективе», «Устранение причин отклонений в поведении ребёнка»
Тренинги «Межличностные отношения», «Общение в конфликте»
Единый день профилактики «Правовой перекрёсток»
2.Профилактика употребления ПАВ:
Подпрограмма профилактики суицидального поведения « Рука в руке» для учащихся 5 – 9 классов(приложение №3)
Участие учащихся 6-7 классов в подпрограмме «Радость» (приложение №1)
Участие учащихся 1 – 4 классов в подпрограмме «Планета здоровья» (приложение №2).
Приглашение специалистов для проведения классных часов среди учащихся 1 – 9 классов и родительских собраний .
Беседа « Вредные привычки» в 6-х классах в рамках курса «Обществознание».
Игра - дебаты «Я выбираю жизнь», 9 класс
Конкурс рисунков «Дети против курения», 1 - 8 классы
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек», 9 класс
Семинар классных руководителей «Роль учителей в профилактике зависимости от ПАВ»
Единый день борьбы с наркотиками «За здоровый быт и трезвые традиции»
Дискуссия «Профилактика употребления ПАВ: мораль, смысл жизни, ценности»
КТД, посвященное Всемирному дню борьбы со СПИДом:
Конкурс рефератов, сочинений
Конкурс плакатов
Ролевая игра «Здоровье нации»
Просмотр фильмов по теме.
Групповые занятия с подростками «Наши проблемы».
Социальное партнёрство:
Храм Вознесения
реализация программы
консультирование детей и их родителей по разным проблемам;
участие в акции «Анти-спид»
участие в профильном оздоровительном лагере дневного пребывания « «Родник»
Социально – реабилитационный центр
заключение договора о совместной деятельности;
консультации специалистов ( юриста, психолога, нарколога, детского психиатра)
определение в центр «Радуга» детей, находящихся в социально – опасном положении;
участие детей в пришкольных лагерях.
Молодежный центр
трудоустройство детей с девиантным поведением, детей опекаемых, из малообеспеченных семей в летний период;
участие в интеллектуальных играх «Семь ключей», «Закон и порядок»;
участие в подпрограмме «Школа жизни»;
организация экскурсий на предприятия нашего села;
участие в игре « Зимние народные игрища»
участие в муниципальном конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию;
проведение вечеров старшеклассников на базе Песковского ДК №1
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
заслушивание на КДН и ЗП несовершеннолетних, осужденных к условной мере наказания, об исполнении обязанностей, наложенных судом;
помещение детей в центр «Радуга»
направление к врачу наркологу;
направление к врачам – специалистам;
оказание различных видов помощи;
проведение рейдов различной направленности;
проведение правовой пропаганды;
проведение дня «Правовой перекресток»;
организация занятости детей и подростков, состоящих на учете и «Группы риска»;
индивидуальная профилактическая работа в отношении подростков и их родителей.
Центр внешкольной работы:
организация учащихся для занятий в кружках, студиях, клубах;
участие в подпрограмме «Паруса дружбы»;
проведение школьных вечеров, праздников на базе ЦВР;
участие в муниципальном конкурсе « Класс – кампания»;
участие в конкурсах, проводимых ЦВР.
Детская организация «Школьное государство»
участие в программе «Школа этикета»;
участие в программе «Счастливая семья крепкая страна»;
участие в программе «Фантазия»;
участие в акции «В лесу родилась ёлочка»;
участие в военно – патриотической игре «Победа»;
участие в кружках, студиях, клубах ДТТ.
Детская юношеская спортивная школа:
проведение спортивных соревнований;
занятия в спортивных секциях.
Дом культуры:
проведение школьных вечеров, праздников, дней именинников;
проведение общешкольного праздника «Овация»,
участие в студиях ДК;
проведение общешкольных родительских собраний;
участие в фестивале «Радуга талантов»
III Работа с проблемными семьями.
1.Социально- педагогическое просвещение родителей через следующие формы работы:
родительские собрания;
конференции родителей;
индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, правовые);
информирование родителей;
социально – психологические тренинги.
2. Заседание малого педагогического совета с приглашением родителей педагогически запущенных детей, детей из проблемных семей.
Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей.
Заседание Совета по профилактике правонарушений с приглашением родителей и детей, вызывающих тревогу в обучении и воспитании.
Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
Семинар классных руководителей «Взаимодействие семьи и школы»
Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с неблагополучными семьями.
Работа с правоохранительными органами, КДН и ЗП.
Работа с родительским комитетом.
Круглый стол « Проблемы в семье и их решение»
Тренинги для учащихся «Радость»
. Ожидаемые результаты:
реализация программы «Воспитательная работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями» предполагает обеспечение повышения статуса данной деятельности в образовательном учреждении;
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете и ПДН;
создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
добиться перелома в формировании мотивации поведения с негативных форм на положительные
Заключение
Основная концептуальная идея программы « Работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями» заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребёнка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику; оказание помощи семье.
Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей и работу с проблемными семьями на качественно новый уровень, необходимо:
повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива, особенно классных руководителей, психолога, социального педагога, инспектора по охране прав детства;
освоение новых технологий, как в воспитательном процессе, так и управлении им;
объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы ( УО, медицина, культура, УВД, отдел труда и социальной защиты населения и т.д.)
привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности.
Литература:
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (принят Государственной Думой 21 мая 1999г.; одобрен Советом Федерации 9 июня 1999г.)
Уголовный кодекс РФ
Административный кодекс РФ.
Рожков М.И. «Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением»
Шипицына Л.М. «Дети социального риска и их воспитание»
Макарычева Г.И. «Коррекция девиантного поведения. Тренинги с детьми и их родителями».
«Предупреждение правонарушений и охрана прав несовершеннолетних»: Центр инноваций в педагогике, М, 1999г.
«Социальная педагогика в школе» И.Н. Закатова. Москва, 1996г.
«Работа с дисфункциональной семьёй с алкогольной зависимостью» (из опыта работы). Государственное учреждение ЯО Рыбинский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»
МКОУ Песковская ООШ №1
«Утверждаю»
Директор школы Н.А.Чуфицкая
Приказ № от
Подпрограмма
профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
«Рука в руке»
2013
Пояснительная записка
Уважаемые коллеги!
Проблема подросткового суицида приобретает в нашем обществе все большее значение, так как его профилактика тесно взаимосвязана с наркопрофилактикой, фактами жесткого обращения с детьми, часто является причиной, или усиливает риски проявления подросткового суицида. Для того, чтобы компетентно построить работу ОУ в этом направлении нужно обозначить ряд важных вопросов:
Что такое подростковый суицид? Каковы его причины?
Как определить факторы риска в поведении подростков?
Как реагировать на вызывающее поведение подростка? Как помочь семье в случае демонстрации подростком суицидного поведения?
Можно с большей уверенностью говорить о том, что мы часто не готовы работать с этой возрастной категорией, обсуждать серьёзные проблемы значимости их жизни для окружающих. Прежде чем приступить к этому непростому разговору, важно хорошо ориентироваться в этой теме, чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы построить полноценный диалог. Такой диалог, который позволит подростку свободно выражать свои мысли, чувства, опасения, будет способствовать его поиску собственной ценности жизни.
Кратко обратимся к российской статистике. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому нужно понимать число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек.
Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив. Число законченных самоубийств среди юношей в среднем в 4 раза больше, чем девушек, но этот показатель может сильно отличаться в разных странах.
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.
60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.
Считается, что болезнью самоубийц является депрессия (тоска, одиночество, подавленность, безрадостность, длительные угнетенные состояния, потеря смысла жизни) до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства.
Возраст: 46% суицидальных попыток совершено людьми в возрасте до 30 лет (0-19 лет: 12%; 20-39 лет: 53%; 40-59 лет: 32%; 60 и более лет: 3%).
Время совершения суицидных действий:- Первая половина дня – 32%- Вторая половина – 44%- Ночь – 24%.
Способы совершения суицида: 65% - отравление, 38% самопорезы, 21% - повешение, 3% - падение с высоты, 2% - утопление.
Алкоголь при жизни употребляло 60% самоубийц, хотя непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется только в 8% случаев, наркотики – в 4%.
Взаимоотношения:- Общались с широким кругом людей – 24%- С несколькими людьми – 60%- Были замкнуты и избегали общения – 16%
Около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы.
Уровень образования: в 90% случаев суицидентов имеют среднее, неполное среднее или среднее специальное образование.
Профессиональная занятость: 49% не были трудоустроены. Среди профессионально занятых многие меняли место работы в течение нескольких дней.
Злоупотребление алкоголем: 43% - запойно; 25% - эпизодически, но регулярно; 32% - почти никогда; в 21% случаев - алкоголизм родственников. В молодежной среде принятием алкоголя сопровождались 71% суицидных действий.
В целях повышения эффективности психологической помощи родителям, педагогам (социальным педагогам) и детям в рамках отделения профилактики социальной защиты в системе разработана данная программа. Программа предназначена для подростков, склонных к рисковым формам поведения
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки подростку в кризисный (реабилитационный) период (попытки суицида, нарушение межличностных, детско-родительских взаимоотношений).
Задачи:
способствовать углублению процессов самораскрытия подростка;
снизить факторы риска (тревожность, угнетенные состояния, навязчивые мысли);
повысить самочувствие – общий эмоциональный фон;
обучить подростка навыкам планирования (последствий противоправных действий), работы с негативными эмоциями;
восстановить родительско-детские взаимоотношения;
научить ребенка преодолевать свои негативнее мысли, адекватно реагировать на возникающие трудности (обучение навыкам саморегуляции: рецепт хорошего настроения, моделируем ситуации - способность оказывать поддержку другому)
Главная цель программы – улучшение эмоционального самочувствия, снятие симптомов повышенной тревожности, рецидивных рисков поведения.
Факторы суицидального риска:
Низкий уровень материального благосостояния.
Неразделенная любовь.
Конфликтность, прежде всего – нарушение семейных отношений.
Отсутствие профессиональной занятости или досуга (страх перед будущим).
Низкий уровень образования (низкая мотивация), как предпосылка низкооплачиваемой работы и узкого кругозора.
Злоупотребление алкоголем. Наркомания
Пониженный фон настроения (депрессивные состояния)
Наличие суицидальной попытки в биографии.
Группы суицидального риска:
1. Молодые люди до 30 лет
2. Лица, злоупотребляющие алкоголь, наркотики.
3. Подростки, воспитывающиеся в семейной обстановке, которая характеризуется повышенной конфликтогенностью отношений (унижение достоинства, жестокое обращение, психологическое давление).
4. Безработные и лица, не имеющие стабильного источника дохода.
5. Люди, испытывающие острые негативные изменения в жизни (смерть близкого, развод, банкротство, резкое изменение социального статуса).
6. Люди, ведущие одинокий образ жизни.
7. Лица с тяжелым соматическим заболеванием.
Меры по снижению факторов суицидального риска
1.Мониторинг социальной ситуации, адресная материальная помощь.
Активизация работы службы занятости. Ускоренное переобучение безработных.
Мероприятия по трудоустройству (ярмарки вакансий и т. д.).
Развитие самозанятости.
Пропаганда здорового образа жизни.
Усиление контроля за продажей алкогольной продукции.
Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи.
Обучение населения навыкам психологической адаптации в трудных жизненных ситуациях.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Выполнение столь сложных и важных задач перевоспитания невозможно осуществить в одиночку. Необходимо объединить усилия педагогов, социального работника, психолога, родителей, правоохранительных органов, КДН и др.
I. Концептуальная часть.
Общие принципы профилактики и коррекции суицидного поведения подростков.
Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростка и специфики социально-педагогической ситуации развития подростка.
Профессиональная компетентность и разделение функций.
Опора на положительное в личности подростка и ориентация на гармонизацию ее развития.
Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов..
Дифференцированный подход.
Задачи:
Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
II. Содержание основных понятий.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
III. Практическая часть
Годовой план профилактической работы на 2013- 2014уч.г.
М е р о п р и я т и я
Ответственный
С р о к и
1. Семинар классных руководителей об организации профилактической работы
Зам. директора по УВР
сентябрь
2. Наблюдение за адаптацией учащихся (изучение личностных качеств учащихся, выявление проблемных семей и т.д.); сбор банка данных; составление социального паспорта школы.
Классные руководители
Социальный педагог
Сентябрь-октябрь
3. Осуществление постоянной связи с вечерней школой с целью контроля за дальнейшим обучением детей, обмена опытом работы с данным контингентом.
Совет профилактики
В течение года
4. Патронаж учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН, внутришкольном учете с целью проверки режима дня и бытовых условий.
Социальный педагог
Классные руководители
Члены Совета профилактики
В течение года
5. Посещение уроков в классах, где учатся дети «группы риска»
Администрация
Классные руководители
В течение года
6. Контроль за посещением уроков детьми, особенно «группы риска»
Администрация
Классные руководители
В течение года
7. Работа Совета профилактики с обязательным заслушиванием классных руководителей по теме: «Анализ и проблемы работы с семьей и детьми «группы риска» и приглашением специалистов КДН
Члены Совета профилактики
Последняя среда каждого месяца
8. Выступление на педсовете с анализом работы Совета профилактики
Председатель Совета Профилактики
Декабрь, май
Семинары, тренинги для классных руководителей
- групповое занятие для педагогов
«Я – само совершенство »;
- семинар для педагогов «Зависимость психологического анализа поступков ученика от личности учителя, его отношения к ученику»;
- психологическая беседа «Когда изменяется мир ребёнка в ситуации утраты»
Социальный педагог
Руководитель МО классных руководителей
Октябрь
Февраль
Март
Родительский всеобуч:
«Первый раз, в первый класс»; «Трудности адаптации пятиклассников в школе»;
«Семейные проблемы и их влияние на ребёнка»;
«Как вести себя при встрече с подростковым чувством»;
«Почему люди пытаются покончить жизнь самоубийством»;
«Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
«Как научить своего ребёнка жить в мире людей»;
«Что такое половое воспитание сегодня и кто должен им заниматься»;
«Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей»;
«Мудрость родительской любви».
11. Медико-психолого-педагогический всеобуч родителей асоциального поведения (групповая работа)
Зам. директора по УВР
Социальный педагог
Классные руководители
Социальный педагог
Психолог
Нарколог
В течение года
Январь, март
12. Анонимное анкетирование учащихся с целью:
отслеживания привязанности учащихся школы к дурным привычкам (курению, употреблению алкоголя, наркотиков )
отслеживания нравственной воспитанности
Классные руководители
Психолог
Февраль
Сентябрь,
апрель
13.«Здоровый образ жизни»
- выпуск санбюллетеня
- Дни здоровья;
- Малые Олимпийские игры (5-9 классы)
- Спортивный праздник «Путешествие в страну Здоровья» (1-4 классы) с участием родителей
- Конкурс плакатов «Выбери жизнь»
(5-9 классы)
-Конкурс «Загадки доктора Неболита»
(1-4 классы)
- волонтёрские инициативы (распространение листовок, памяток, практическая помощь сверстникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и др.)
- Фестиваль талантов «Дерзай, ты можешь!» (5-9 классы)
- Цикл классных часов «Мои права и обязанности»
- Пресс – конференция «Беседа за круглым столом по проблемам наркомании и табакокурения» (8-9 классы)
- «Школа молодёжного лидера»
- Организация шоу-программ для старшеклассников.
Медицинский работник
Администрация
Учителя физической культуры
Классные руководители
Старшая вожатая
1 раз в четверть
октябрь, февраль
сентябрь, ноябрь
ноябрь
январь
апрель
1 раз в месяц
октябрь, декабрь
февраль, март
14. Встречи учащихся с работниками правоохранительных органов, медицинскими работниками.
Зам. директора по УВР
Классные руководители
В течение года
15. Библиотечные уроки, знакомство с новинками художественной и научно-популярной литературой по теме: «Здоровый образ жизни», «Я - гражданин»
Библиотекарь
В течение года
16. Индивидуальная диагностика детей с проблемами в поведении и обучении
Психолог
Классные руководители
По плану психолога
17. Групповая работа с учащимися (социально-психологические тренинги)
Социальный педагог
По плану
социального педагога
18. Лечебная педагогика (7-9 классы)
Социальный педагог
психолог
По плану социального педагога
19. Психологические тренинги внутригруппового взаимоотношения (6-11 классы)
Социальный педагог, психолог
По плану социального педагога.
20. Клуб «Молодая семья» для старшеклассников
Старшая вожатая
1 раз в месяц
21. Вовлечение учащихся, в том числе детей группы риска в ОДО, участие во внеурочных мероприятиях
Классные руководители
Сентябрь-октябрь
В течение года
22. Организация труда и отдыха учащихся, в том числе летнего:
- пришкольный оздоровительный лагерь;
- трудовая бригада;
- организация рабочих мест для дезадаптированных подростков;
- трудовой десант «Тебе, школа».
Администрация
Июнь
Июнь
Июнь-август
В течение года
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающегося поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Оказание своевременной психолого – педагогической поддержки, ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Привлечение в воспитательный процесс школы представителей общественности (Управляющий совет школы).
Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
Литература:
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39
16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
19. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
МКОУ Песковская ООШ №1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ Песковской ООШ №1
________Н.А.Чуфицкая
________2013 год
Подпрограмма
«РАДОСТЬ»
в рамках программы « Работа с детьми девиантного поведения и проблемными семьями»
2013
Актуальность подпрограммы
Детство не бывает безоблачной порой, беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов, надежд и опытов, смятения. Детство драматично, но драма обычно не заметна для нас, взрослых. И только когда с ребёнком происходит что-нибудь необыкновенное (нервный срыв, кража, побег из дома, плохая учёба), мы, взрослые, начинаем догадываться: у ребёнка есть скрытая от нас душевная жизнь. Сможем ли мы понять душевный мир ребёнка, принять его со всеми его недостатками, помочь найти правильный путь в жизни?
В современном обществе особую тревогу вызывает прогрессирующая отчужденность, цинизм, жестокость и агрессивность детей. Наибольший рост подобных отклонений в поведении наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, выходе на новую социальную позицию, формировании сознательного отношения к себе как члену общества.
Задача педагогов: расширить поведенческий репертуар ребенка, научить его управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Сделать это можно во время групповых занятий, в ходе которых моделируются сложные, конфликтные ситуации.
Цель: социализация агрессии подростков в группе сверстников
Целевая группа: учащиеся 6-7классов мужского пола
Форма: курс занятий с элементами тренинга
Организация занятий
Занятия могут проводиться педагогом-психологом один раз в неделю.
Продолжительность- 60 минут.
Основные направления в ходе реализации программы
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
Потребностномотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения учащихся.
Методические средства, используемые в программе
В процессе групповой и индивидуальной работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам. В основном это известные разработки, либо авторские модификации. В программу включено много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач, с другой позволяющих оказывать на разных детей различное воздействие.
Последовательность реализации программы
1. Подготовительный этап (работа по планированию группы):
обсуждение кандидатур целевой группы со специалистами СППС;
обсуждение организационных моментов с администрацией школы;
диагностика агрессивного поведения школьников;
организационное собрание для родителей «Детская агрессивность ».
2. Основной этап:
курс практических занятий для несовершеннолетних;
консультирование детей, родителей, педагогов.
Заключительный этап:
детско-родительская встреча «Растопим лед»;
обсуждение последействия программы со специалистами СППС учреждений образования.
Тематический план курса занятий
В тематике занятий наблюдается логическая игра составом слова РАДОСТЬ (название программы), наименование каждого упражнения занятий начинается с первой буквы названия темы, последнее же занятие включает названия упражнений, начинающихся с букв присущих слову РАДОСТЬ. Данный метод привлекает внимание учащихся, стимулирует мыслительную активность, активизирует в памяти смысловой ряд, а также творческое мышление подростков.
№
Тема
Цель
1
«Рады встрече»
создание непринуждённой, доверительной атмосферы, диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство
2
«Агрессивная пирамида»
обучение подростков выражать свои эмоции безопасным, социально приемлемым способом
3
«Дракон или как справляться со своими недостатками»
развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, саморегуляции и самоуправления
4
«Обиды в нашей жизни»
развитие позитивной Я-концепции, саморегуляции и самоуправления;
психологическая коррекция детских обид
5
«Строим отношения»
развитие умения строить конструктивные партнерские отношения
6
«Толерантность к себе и другим»
развитие толерантности, позитивного мышления и уверенности в себе
7
«Ь Смягчение характера»
подведение итогов, развитие позитивного мышления и желания применять полученные знания на практике
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Рады встрече»
Цель: создание непринуждённой, доверительной атмосферы, диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство.Материалы:
-бейджи, лист ватмана, маркеры;
- видеопрезентация « О программе и ее организаторах»;
- модифицированный вариант методики Басса-Дарки бланки ответов, ручки (по количеству участников);
-карточки с номерами (по количеству участников),
карточки «Робкий - уверенный - наглый ».
«Разрешите представиться». Ведущий рассказывает подросткам об организаторах проекта, о целях занятий, об их особенностях и предлагает принять определенные правила поведения на занятиях, особо подчеркнув, что эти правила относятся и к ведущему тоже. Каждое правило обсуждается.
«Решение группы» упражнение 1.
Группа принимает правила работы :
1. Добровольность участия при четком определении своей позиции: не хочешь говорить или выполнять задание не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твое мнение.3. Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.4. Не лгать (можно просто промолчать).5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.
6. Правило «стоп». Тренер имеет право сказать «стоп», чтобы в группе восстановилась абсолютная тишина.
После того как обсуждены все пункты «решения», ведущий обязан «торжественно обещать» соблюдать эти правила и требует этого же от подростков. Затем вывешивается плакат с этими правилами, где каждый ставит свою подпись. Этот плакат должен постоянно быть перед глазами участников на всех занятиях.
«Равные-разные» упражнение 2.
Цель: установление контакта, создание благоприятной атмосферы, снятие
барьера общения между людьми.
Каждому участнику по кругу предлагается назвать своё имя, рассказать,
что их объединяет с присутствующими и чем они отличаются.
«Разминка: по порядку номеров становись» упражнение 3.
Цель: развитие умений выразить себя невербальными средствами; развитие у членов группы установки на взаимопонимание, дружеское взаимодействие с другими членами группы.
Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги). Всем предлагается встать в круг. Ведущий: « Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя».
«Расскажи о себе» тестирование.
Цель: самооценка форм агрессивного поведения
Используется модифицированный вариант методики Басса-Дарки.
Ведущий читает вопросы пункт за пунктом, называя номера вопросов. Подростки получают бланки с номерами и около каждого номера ставят «плюс», если они согласны с утверждением, и «минус», если не согласны. Для удобства обработки бланк совпадает с «ключом» к тесту( полный список вопросов-утверждений прилагается).
«Робкий - уверенный - наглый » упражнение 4.
Цель: развитие умений выразить себя невербальными средствами; развитие у членов группы установки на взаимопонимание, дружеское взаимодействие с другими членами группы.
Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной «робкий», на другой «наглый», на третьей «уверенный». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача участника изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок. Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чем разница?
Домашнее задание
Ведущий. Придумай свой «запрещающий знак». Понаблюдай за окружающими, как они ведут себя, как обращаются друг с другом, когда проявляется грубость.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Агрессивная пирамида»
Цель: обучение подростков выражать свои эмоции безопасным, социально приемлемым способом.
Материалы:
-бейджи, листы формата А-4, фломастеры;
-демонстративный материал «Айсберг»;
-стимульный материал (пластмассовые стаканчики, воздушный шарик )
«А как все было» упражнение 1. Рефлексия предыдущего занятия.
Цель: воссоздание эмоциональной атмосферы первого занятия.
Общее свободное обсуждение впечатлений от первого занятия. Что понравилось, что не понравилось? Какие упражнения запомнились? Почему? Какое чувство осталось от первого занятия? Какие впечатления от работы группы?
«Атомы и молекулы» упражнение 2.
Цель: создание непринуждённой атмосферы; снятие напряжения; снижение тревожности, связанной с межличностным общением.
Все участники становятся в круг. Ведущий: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное и зависит от того, какой признак я назову. Все мы сейчас начнем быстро двигаться по комнате и я время от времени буду говорить признак. И тогда атомы должны объединиться в молекулы, соответственно этому признаку (например, по одинаковой первой букве имени; по цвету глаз, по временам года и датам дней рождения и т.д. ».
«Айсберг» упражнение 3.
Цель: осознание своего эмоционального состояния.
Ведущий: «Каждый человек отличается от других своими переживаниями, своими эмоциями и чувствами».
Ведущий описывает при помощи айсберга, что истинные чувства можно скрывать. Часто мы не показываем свою злобу, а показываем что-то другое. Верхушка айсберга – это-то, как другие нас видят. То, что под водой – это то, как я на самом деле чувствую.
Существует множество других чувств, которые мы не хотим показывать окружающим. Смущение часто скрывается развязанным поведением или паясничанием. Попросите детей выбрать одну эмоцию, которую они обычно скрывают, и нарисовать её на своём айсберге.
Обсуждение:
Какую эмоцию ты выбрал?
Что ты показываешь окружающим?
Ты ведешь себя по-разному, в зависимости от того, ты дома или где-то в другом месте?
Что ты чувствуешь на самом деле?
«Агрессивная пирамида» упражнение 4 .
Цель: формирование умения участников взаимодействовать, использование приема снятия эмоционального напряжения.
Ведущий: « Гнев - самая опасная эмоция – и для самого человека, и для его окружающих. Чем отличается гнев от агрессии? Гнев – это эмоция, а агрессия это действия наносящие вред кому либо. Каждый человек имеет право переживать гнев, но должен уметь контролировать свои эмоции, уметь бороться с агрессией». Предлагается подросткам нарисовать образ агрессивности на стаканчике, далее построить из них групповую пирамиду. Каждый участник надувает воздушный шар и подписывает его названием эмоции противоположной гневу. Все участники по очереди стараются сбить пирамиду воздушным шаром, т.е. атаковать агрессию.
«Аукцион» упражнение 5.
Цель: информирование о способах снятия стрессового состояния.
По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске. Обсуждение: Какие способы более приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?
«Ассоциация» упражнение 6.
Цель: формирование умения участников согласовывать свои действия; развитие эмпатических навыков; обучение приему снятия стрессового напряжения.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожайлуста, в круг и возьмитесь за руки. Мы- одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим в месте! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох два шага назад. Вдох – два шага вперед. Выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук- шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Дракон или как справляться со своими недостатками»
Цель: развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, саморегуляции и самоуправления.
Материалы:
-бейджи, листы формата А-4(по количеству участников), листы формата А-3 для групповой работы, фломастеры.
Рефлексия предыдущего занятия.
«Делаем скульптуру» упражнение 1.
Цель: тренировка в выражении и прочтении чувств.
Ведущий предлагает детям встать в круг. Один из подростков по жребию становится «глиной», а остальные «скульпторами». Задание: слепить скульптуру под названием «Доброта». Поочередно все участники игры становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняются «Ответственность», «Любовь», «Ненависть», «Решительность», «Уверенность», «Беззащитность», «Справедливость».
«Дракон-сказка» упражнение 2.
Цель: развитие воображения, актуализация чувств и снятие эмоционального напряжения.
Ведущий: у каждого из нас есть свой «дракон». Это наши недостатки, с которыми мы миримся. Однажды каждый решается убить своего дракона. Но вместо одной головы вырастают три, и мы живем со своим драконом и миримся с ним, отравляя жизнь себе и близким людям.Ребятам предлагается нарисовать своего дракона и назвать его в целом и каждую голову в отдельности. После этого им надо придумать сказку о том, как они победят своего дракона. История может быть нарисована в виде комикса или написана в виде сценария кинофильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать другую историю и других драконов, но и героев и драконов должно быть столько же, сколько участников в группе. Для сочинения сказок ребятам предлагается набор карт, сделанных по типу «Карт Проппа». Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вынуть наугад несколько карт и создать историю по ним и т.д.Единственное условие герой должен действовать как человек, уверенный в себе. Набор «Карт Проппа» включает в себя 31 карту (по числу функций, выделенных Проппом) или 20 (в варианте Дж. Родари).В данной программе используется набор из 15 карт: предписание или запрет; нарушение; принятие решения о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителем; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение; последствия победы. На написание истории подросткам дается 30 минут. Затем желающие могут рассказать свои истории. Обсуждение. Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем нужны помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность находить друзей зависит от того, насколько мы умеем видеть хорошее в окружающих нас людях.
«Дружеский комплимент» упражнение 3.
Цель: самовыражение, самопринятие; преодоление внутренних комплексов; отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим, принятия их позитивной оценки; создание атмосферы доверия.
Группа делиться на две подгруппы. Они садятся друг напротив друга и говорят друг другу комплименты. Например, первый участник говорит другому: « Мне нравится в тебе, твоя доброта». Второй ему отвечает: « Да, я такой, а еще я жизнерадостный человек».Затем второй говорит комплимент первому. Так необходимо встретиться с каждым членом группы. По окончанию упражнения все аплодируют замечательным достоинствам друг друга.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Обиды в нашей жизни»
Цель: развитие позитивной Я-концепции, саморегуляции и самоуправления;
психологическая коррекция детских обид.
Материалы:
-бейджи, листы формата А-4(по количеству участников), фломастеры,
отрезки шерстяной нити по 60 см (по количеству участников) и достаточно большое количество отрезков шерстяной нити по 10 см разного цвета;
- текст сказки Хухлаевой «Лисенок обиделся»;
-видеопрезентация «Очевидное-невероятное»,
видеофильм «Образ жизни Ника».
Рефлексия предыдущего занятия.
«Общий признак» упражнение 1.
Цель: снизить напряженность, поднять настроение, активизировать внимание и мышление.
Участники садятся по кругу, в центре которого стоит ведущий и предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: «Пересядьте все те, кто имеет карие глаза». И все, у кого карие глаза, должны поменяться местами. При этом ведущий тоже должен успеть занять освободившееся место, а оставшийся без места продолжает игру». По окончании игры можно спросить подростков: «Как вы себя чувствуете?»
«Отпор» упражнение 2.
Цель: введение в тематику.
Ведущий предлагает детям разбиться на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!» Второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята меняются ролями (3 минуты).Короткое обсуждение: чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствовал в процессе упражнения?
Сказка «Обиделся лисенок» упражнение 3.
Цель: использование художественного слова для демонстрации важности умения говорить освоих чувствах.
(текст сказки прилагается)
Обсуждение: насколько важно вовремя высказать обиду?
Видеоматериал «Очевидное-невероятное» упражнение 4.
Цель: демонстрация субъективности, как причины споров и обид.
«Обидный образ» упражнение 5.
Цель: актуализация чувств, связанных с определенным событием; дистанциирование от события с целью взглянуть на него с другой стороны.
Ведущий. Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и опишите их в любой (конкретной или абстрактной) манере. Выразите отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите или нарисуйте это. Желающие садятся на «горячий стул» и рассказывают о том, что они чувствовали, переживали. Демонстрируют рисунки «тогда» и «сейчас». Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды.
«Обидная копилка» упражнение 6.
Цель: накопление положительного опыта; снятие психоэмоционального напряжения.
Участникам предлагается нарисовать копилку и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня, в течение 8–10 минут. После этого проводится обсуждение: что с этим делать.Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к себе как об одной из самых плохих привычек. Все решают, что сделать с «копилкой». Ведущий предлагает разорвать и сжечь. Проводится ритуал сжигания обид. Обсуждение: что делать с текущими обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и другие агрессивные формы. Поддерживаются предложения типа: мысленно надуть шарик, поместить в него обиду и отправить по ветру, следя как шарик с обидой, становятся все меньше и меньше. Обсуждение: как в дальнейшем относиться к обидчику? Прощение обиды.
Видеофильм «Образ жизни Ника» упражнение 7.
Цель: демонстрация силы духа и позитивного отношения к жизни.
Обсуждение: ваше мнение об увиденном. Как борется Ник с чувством обиды?
«Ожерелье пожеланий. Оберег» упражнение 8.
Цель: позитивное утверждение личности, интеграция эмоционально положительного опыта, полученного на занятиях.
Ведущий: «Сейчас каждый из вас возьмет себе один отрезок нити, который побольше, и, повесив его на грудь, завяжет узелком, сделав основу под «Ожерелье пожеланий». Затем следует взять несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых он будет привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Очень важно пожелать человеку то, что ему действительно нужно. Будьте внимательны, не пропустите никого».
В результате, у каждого на груди должно получиться «Ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами, которое будет вас оберегать от обид и неприятностей.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Строим отношения»
Цель: развитие умения строить конструктивные партнерские отношения.
Материалы:
- демонстративный материал (карточки с информацией для упр.1,2);
- стимульный материал (газеты, чашка с ложкой, сборный цветик-семицветик из цветной бумаги);
- текст сказки «Сила человека - это его воля».
Рефлексия предыдущего занятия.
«Сопротивление» упражнение 1.
Цель: стимуляция опыта отношений, основанных на манипуляциях и угрозах.
Ведущий рассказывает притчу про Мага и Карлика. Ведущий: «Сейчас вы разыграете эту притчу. Для этого необходимо разбиться на пары. Один будет Магом (он должен встать на стул). А другой – Карликом (ему нужно присесть на корточки).Магу нужно уговорить Карлика перестать гадить на белый пушистый ковер. А Карлику – активно сопротивляться. Вы можете согласиться с Магом только в том случае, если сами этого захотите. После моего сигнала в паре необходимо поменяться ролями».
Обсуждение. Как вы себя чувствовали в роли Мага/Карлика? Когда было комфортнее, почему удалось ли Магу заставить Карлика перестать гадить Если да, то каким образом? (способы уговоров: шантаж, угроза, обман, подкуп; не насильственно, а с помощью аргументов и предложений)
Ведущий: «Каждый человек сам выбирает, каким ему быть, как ему поступать. Если мы хотим, чтобы кто-то другой изменился, мы должны учитывать, что он измениться, только если сам захочет этого, если поймет, что ему это нужно.
Конечно, можно побить, или насильно заставить, наказать, или добиться своего шантажом. Да и не измениться человек – он просто притвориться, приспособиться, а сам будет только ждать случая, чтобы выйти из-под влияния. Но тогда не может быть и речи о хороших отношениях, о дружбе, доверии и любви.
Мы сами выбираем то, что мы делаем, какую жизнь мы себе создаем. Мы не можем оправдывать себя тем, что на нас плохо влияют. Даже Маг не может повлиять на Карлика, если Карлик этого не хочет».
«Спина к спине» упражнение 2.
Цель: предоставление возможности почувствовать и обсудить суть партнерских отношений, основанных на доверии.
Ведущий: «Все участники разбиваются на пары. Встаньте спинами друг к другу. Ваша задача – вместе, опираясь на спины друг друга, сесть на пол, а затем тоже вместе встать, не опираясь руками. Пусть каждый проделает это упражнение с каждым».
Обсуждение. Удалось ли выполнить задание? Трудно ли это было сделать? В чем причина удачи/неудачи? Какие чувства и мысли возникали в ходе выполнения упражнения?
Ведущий: «Для построения отношений, в которых обоим партнерам будет комфортно, необходимы: доверие друг к другу; вера в силы партнера; умение договориться, то есть сообщать друг другу, когда есть неудобство и напряжение, и совместно искать точку комфорта (равномерного распределения веса).
Теперь, когда вы поняли, в чем дело, повторите упражнение. Помните: главное – доверие силам партнера и забота о себе. Когда так поступает каждый в паре, все получается легко».
«Самообладание» упражнение 3.
Цель: стимуляция опыта отношений, основанных на игнорировании.
Ведущий: «Сейчас мы из газет сделаем тропинку, на которой лежит валун – такой большой «лежачий камень». Столкновение с препятствием всегда вызывает бурю эмоций. Как сохранить самообладание и не растерять свои «ценности»? «Лежачим камнем» будет по очереди каждый из вас. Когда вы будете идти по тропинке, вы будете держать в руке свои «ценности». Их роль будет выполнять чашка с ложкой внутри нее, которая стоит на подносе. Вам нужно удерживать «ценности» так, чтобы они не рассыпались. Вы можете перешагивать через «камень» или садиться на него и перекидывать ноги.
Обсуждение. Как вы чувствовали себя в роли» лежачего камня? Что вы чувствовали и думали, когда перешагивали через «камень»? Удалось ли удерживать «ценности»?
Сказка «Сила человека - это его воля» упражнение 4.
Цель: использование художественного слова для демонстрации важности волевых качеств характера человека.
(текст сказки прилагается)
«Семицветик» упражнение 6.
Цель: самовыражение, отработка навыков позитивного отношения к окружающим, создание атмосферы доверия.
Ведущий: «У меня в руках цветик-семицветик. Каждый из вас, сорвав лепесток, может загадать одно заветное желание для себя и пожелание группе в целом. Подростки хором проговаривают заветные слова (Лети, лети, лепесток), затем по очереди высказывают пожелания группе.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема «Толерантность к себе и другим»
Цель: развитие толерантности, позитивного мышления и уверенности в себе.
Материалы:
-бейджи, листы формата А-4(по количеству участников), фломастеры;
- стимульный материал ( набор карточек с ситуациями, список кандидатов на операцию);
-видеофильм « Ты особенный».
Рефлексия предыдущего занятия.
«Таблица» упражнение 1.
Цель: формирование положительного отношения к себе, принятие себя.
Ведущий: «Сейчас каждый из вас начертит таблицу. Для этого возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.» Далее подростки работают индивидуально с таблицами: в квадрате 1 необходимо написать пять положительных качеств, в квадрате 3 – пять негативных, в квадрате 2 – переформулировать их так, чтобы они стали выглядеть как положительные, в квадрате 4 – качества, записанные в квадрате 1переформулировать в отрицательные.
Ведущий: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3и 4, и посмотрите на квадраты 1и2. Видите, какой вы замечательный человек! И наоборот, закройте ладонью квадраты1и2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! Посмотрите в целом на таблицу. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: друга и врага. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я».
Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?
Ведущий: «На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых тоже качество мешает, а есть ситуации, в которых тоже качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. Тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня». А теперь подумайте: как относитесь к другим людям? Есть ли люди, к которым вы относитесь как к квадратам 3, 4?»
Домашнее задание
Постарайтесь описать качества людей, которые вас раздражают, исходя из квадратов 1 и 2. Вы увидите, как постепенно меняется ваше отношение к ним.
«Три на три» упражнение 2.
Цель: развитие гибкости мышления и толерантного отношения к различным событиям жизни.
Участники делятся на подгруппы. Раздаются ситуации. Необходимо найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой ситуации (карточки с ситуациями прилагаются). ишите в нем крупную букву "
Обсуждение. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы давались легче – негативные или положительные? Почему?
Ведущий: «Самая распространенная ошибка людей – относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж плохими. А иногда случается, что они спасают нас от чего-то худшего».
«Требуется операция» упражнение 3.
Цель: развитие толерантности при ответственном выборе.
Участники делятся на подгруппы.
Ведущий: « Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть». Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию (прилагается).
Обсуждение. Легко ли было принимать решение? В чем вы видите смысл упражнения?
Ведущий: «Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решение всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям. Врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента».
Видеофильм « Ты особенный» упражнение 4.
Цель: развитие толерантности, позитивного мышления и уверенности в себе.
Обсуждение: ваше мнение об увиденном. Значение ярлыков в нашей жизни. С чего начал свой путь к уверенности главный герой Починелло?
«Ток» упражнение 4.
Цель: прощание, создание дружеской атмосферы.
Все встают в круг. Ведущий пожимает руку стоящему слева, тот передает пожатие другому и т.д., пока пожатие не вернется к ведущему.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема «Смягчение характера»
Цель: подведение итогов, развитие позитивного мышления и желания применять полученные знания на практике
Материалы:
- модифицированный вариант методики Басса-Дарки бланки ответов, ручки (по количеству участников), листы формата А-4(по количеству участников), фломастеры;
- стимульный материал (рисунки для рефлексивной методики «Овечки» цветовые сигналы-красный, зеленый, синий);
- видеопрезентация «Свеча»;
- буклеты «Формула неудачника», «Конфликты», памятка «Я умею говорить нет».
Видеопрезентация «Свеча» упражнение 1.
Мысли о счастье, о значении дружеских отношений.
«Овечки» упражнение 2.
Цель: рефлексия участниками своего эмоционального состояния в начале и по окончании курса занятий.
«Расскажи о себе» 2-й срез тестирования.
Цель: самооценка форм агрессивного поведения
Используется модифицированный вариант методики Басса-Дарки.
Ведущий читает вопросы пункт за пунктом, называя номера вопросов. Подростки получают бланки с номерами и около каждого номера ставят «плюс», если они согласны с утверждением, и «минус», если не согласны. Для удобства обработки бланк совпадает с «ключом» к тесту( полный список вопросов-утверждений прилагается).
«Телефон» упражнение 3.
Цель: снизить напряженность, поднять настроение, активизировать внимание и мышление.
Ведущий . «Сейчас всем нужно встать в колонну, то есть в затылок друг другу. Последнему я покажу карточку с названием вида спорта. Например, «футбол». Как только игрок прочтет карточку и кивнет, я запускаю секундомер. После этого играющий должен коснуться плеча впереди стоящего игрока, и только тогда он может обернуться. Прочитавший карточку должен жестами изобразить тот вид спорта, который был на карточке. Тот игрок, которому этот жест показали, должен невербально передать информацию стоящему впереди игроку. Можно показывать свои жесты, можно те, которые вам показали. Когда название вида спорта дойдет до первого в колонне игрока, он должен будет назвать его вслух. Обсуждение: на сколько важно вербальное общение во избежание недоразумений и возникновения конфликтов.
«А как все было» упражнение 4.
Цель: воссоздание эмоциональной атмосферы, подведение итогов.
Так как это последнее занятие, необходимо подвести итог проделанной работе. Можно предложить подросткам написать на ватмане маркерами, чему они научились, какими стали, что им дали эти занятия. Можно вспомнить каждую встречу.
Обсуждение: Что понравилось, что не понравилось? Какие упражнения запомнились? Какие впечатления от работы группы? Использование цветовых сигналов для рефлексии (красный – я полностью принимаю все происходившее на занятиях., мне это пригодиться в дальнейшем; зеленый – мне нужно подумать над происходившем; синий – мне это совсем не пригодиться).
«Дружеский привет» упражнение 5.
Цель: позитивное утверждение личности, интеграция эмоционально положительного опыта, полученного на занятиях.
Каждый участник обрисовывает свою ладошку на листе бумаги, лист подписывается. Далее участники передают листы по кругу и пишут в каждой «ладошке» свое искреннее пожелание ее хозяину. Форма выполнения произвольная.
Хорошо, если каждый подросток проговорит о том, с чем он уходит с этих занятий, расскажет о своих планах на будущее, выразит пожелания для всех.
Психолог тоже может остановиться на каждом подростке и дать каждому положительную обратную связь, пожелания на будущее.
Раздача буклетов (материал прилагается)
Ритуал окончания занятия.
Пункт приема страховРисунок 1D:\Рабочий стол\Конкурс сайтов\Фото на заголовки\Телефоны доверия\Пункт приема страхов.jpgЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415