Классный час Хлеб-всему голова


Классный час “Хлеб – всему голова”
Цели:
1. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
2. Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
3. Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Оборудование:
1. Выставка книг: “Хлеб – имя существительное” М.Алексеева, “Думы о целине”, “Расскажи поле”…
2. Мультимедиа: Вырезки из газет, журналов портреты известных ученых селекционеров: Н.В. Вавилов, Ремесло, Т. Мальцев.
Изречения о хлебе
Картина И.И. Шишкина “Рожь”, Герб СССР
3. Музыка: “Русское поле”, “Едут новоселы” Я.Френкель.
4. На столе, накрытом скатертью, различные х/б изделия, на рушнике каравай с солью и кусочек черного хлеба.
5. Стихи Р. Ахматовой, Ф. Алиевой, Г. Граубина о хлебе.
1 Вступление.
Под музыку Яна Френкеля “Русское поле” гостей встречают девушки в русских костюмах с хлебом солью.
Учитель:
- Скажите, в какой стране принято встречать дорогих гостей хлебом-солью?
- Почему дорогих гостей встречают именно хлебом с солью?
Женщин, которые подносили гостям хлеб, на Руси называли каравайщицами – служительницами плодородия. Каравай в восточнославянской мифологии – существо, олицетворяющее плодородие.
- Скажите, кому принадлежат слова “Хлеб – имя существительное, а все остальные прилагательные”? Как называется произведение и кто автор?
- Да, верно. Эти отрадные слова написал писатель Михаил Алексеев и вложил в уста одному из героев, своего романа “Хлеб – имя существительное”.
На экране слайды о хлебе: (презентация)“Хлеб всему голова”.
“Хлеб - наша гордость, наше богатство”.
Учитель:
О нем – его умножении, бережном к нему отношении наш классный час.
Основная часть
Учитель:
Хлеб… Как много сказано этим коротким, но неизменно емким словом.
Хлеб – уникальный продукт, идеально сбалансированный по белкам и углеводам.
Известно, что недостаток в рационе того или другого компонента приводит к нарушению обмена веществ, энергетического баланса организма. Но если вы будете питаться одним только хлебом, это не случиться. Поэтому хлеб никогда не приедается.
Учитель:
Можно привести много умных, проникновенных слов о хлебе. Его воспевали в легендах и сказаниях, ему посвящены стихи и песни, повести и романы, написаны картины и созданы кинофильмы.
- Назовите, какие вы знаете произведения, посвященные хлебу?
Слайд. Репродукция И.И. Шишкина “Рожь”
Учитель:
- Кто знает, как называется эта репродукция, и кто ее написал?
- Ребята, а вы знаете, сколько лет этой картине?
- Эта картина была написана И.И. Шишкиным более 100 лет назад.
Точно море, шумит и колышется необъятное ржаное поле, радуя глаза и волнуя сердца, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу.
- Каждый день, каждый из нас не менее 3х раз берет в руки хлеб, с удовольствием его ест, нисколько не задумываясь, с такой же безотчетной простотой, с какой он дышит.
Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.
- Сколько хлеба вы сможете съесть?
Сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе.
1 ученица:
А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью!
2 ученица:
Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас.
Послушайте отрывок из поэмы Раисы Ахматовой “Слово о хлебе”
3 ученица:
Как рано в сорок первом мы взрослели!От слез слепа, от голода слаба,Я видела, как на корню горелиСозреть не успевшие хлеба.
Горели пироги и караваиИ становились дымною золой…Нам хлеб полупрозрачный выдавая,Учителя качали головой.
Коптил военный фитилек в жестянке,И вдовы скорбных не скрывали глаз,Когда солдаты жизнь свою под танки,Бросали, как гранаты, ради нас.
4 ученица:
Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.
(показывает кусочки хлеба по 125 и 250 гр.)
5 ученица:
Вам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг. Ленинградская школьница Таня Савичева.
Слайд дневника Т. Савичевой
В нём всего девять страничек.
“Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра. 1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 года”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 года”.
“Дядя Леша – 10 мая в 4 дня. 1942 года”.
“Мама – 13 мая в 7:30 часов утра. 1942 года”.
И три последние странички:
“Савичевы умерли”.
“Умерли все”.
“Осталась одна Таня”.
1 ученица:
Великая Отечественная война окончилась победой нашего народа. Ценой 20 миллионов человеческих жизней, да разрушенными городами и селами, сожженными совхозами и колхозами, израненными полями и уничтоженными лесами мы заплатили за победу.
Неисчислимы братские могилы,Не всех солдат известны имена.Но даже смерть победой восходила,Как прорастает колос из зерна.
Все подвиги храним мы в сердце свято.За павшего героя – первый сноп.К могиле Неизвестного солдатаПрославленный приходит хлебороб.
2 ученица:
Вздохнуть бы легче. Да нет! Послевоенный 1946г обрушился на нас новым испытанием – засухой, неурожаем и голодом.
И вот Солоухин писал:
А ночью однаждыСквозь сон я услышу –Тяжелые каплиУдарили в крышу.И мне в эту ночьДо утра будут снитьсяЗерна пшеницы…Зерна пшеницы.
3 ученица:
Закончилось военное лихолетье. Проходит пятилетка, завершается другая.
А в стране по-прежнему не хватает хлеба. Земля, пашни истощены, семенной фонд ограблен фашистами, не хватает сельхозмашин и удобрений. Надо было разрешить продовольственную проблему. Страна призывает людей освоить целинные земли
- Что же такое целина?
Слайд на экране
“Целина - непаханая, не подвергавшаяся обработке земля”.
Словарь Ожегова
4 ученица:
Таких земель в России было много.
И люди поехали осваивать целину. Звучит песня “Едут новоселы”.
5 ученица:
Это была настоящая битва – великая мирная битва, бескровная, но вдоволь орошена соленым потом хлеборобов, бессонными ночами ученых.
1 ученица:
Ломались, стачивались о твердь целинных земель стальные лемеха, но не сгибались люди! Вот почему хлеборобский труд приравнивается Битве.
Победа на хлебном поле приравнивается ратному подвигу солдата, и Родина лучших из лучших награждает орденами и званиями самого высокого ранга, присваивая звания Героя Соц. Труда.
2 ученица:
Источник высоких урожаев земля, семена и агротехника. Наши ученые внесли большой вклад в отечественную и мировую науку, в теорию и практику земледелия
Н.И. Вавилов т. Мальцева (ВН Ремесло). Деморенко И.Ф. (наш ученый из Хакасии, создавший высокоурожайный сорт пшеницы “Саянская-55”)
Учитель:
Хлеб…Источник нашей жизни и богатство государства.
С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, сказки, были.
Послушайте стародавнюю быль и вы узнаете, почему
Хлеб - всему голова!
Инсценированная стародавняя быль
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!
Ведущий:
Вот какая история случилась раз. Давно случалось, когда на Руси ещё купцы хозяйничали.
Приехал мужик на пашню, стал соху налаживать, вдруг – беда: волки лошадь задрали. Загоревал мужик: как теперь полоску вспашешь? А тут новая беда: река вышла из берегов, все дороги затопила. Мужику теперь в деревню не вернуться.
(Открывается занавес. Мужик ходит вокруг сохи, чешет макушку. Вдруг видит мужик: по тропинке купец шагает – поперёк себя толще.)Купец (появляется):
Не знаешь ли, как в город попасть?
Мужик:
Подожди малость. Спадет вода, тогда и ступай.
Купец:
Ещё чего! Пусть другие ждут. А мне ждать не положено.
Мужик:
Это почему же не положено?
Купец:
Потому, что у меня денег полны карманы (гремит деньгами). А у кого деньги, тот и господин всему.
Мужик:
А вот и нет господин, всему у меня в торбе лежит (прихлопывает по торбе, что висит через плечо).
1-й ведущий:
Посмотрел купец на торбу мужикову заплатанную, только рукой махнул. Дескать, с дураком толковать – время тратить. И пошел прочь, дорогу в город искать. Ходил купец день, второй - нет дороги, кругом вода! На третий день голод на него навалился. Ох, как навалился! А кругом - ни гриба, ни ягоды, - весна на дворе.
2-й ведущий:
Ещё день прошёл, купец уже траву прошлогоднюю жует. Тут вспомнил он про мужика – вдруг у него хлеб с солью есть (мужик сидит и жуёт хлеб с солью. Появляется купец.)Вернулся купец на пашню, а мужик, и верно, сидит на пеньке, горбушкой ржаной закусывает. Увидел купец краюху – сам не свой стал! Засеменил, засуетился, кошель с деньгами мужику суёт.
Купец:
Дай хлеба за кошель!
Мужик:
За деньги не дам.
Купец (взмолился):
Неужели мне с голоду помирать?
Мужик:
Зачем помирать? Хлебом с тобой поделюсь. Только помоги полоску вспахать.
Купец (затрясся от гнева):
Где ты, хамово племя, видел, чтобы купец на мужика работал?
Мужик:
Не хочешь – не надо. Ступай себе со своим золотом.
2-й ведущий:
Смекнул купец: золотом не наешься, пропадешь без мужикова хлеба. Спрашивает.
Купец:
Какая тебе работа нужна?
Мужик:
Время пахать, а лошадь мою волки задрали. Впрягайся в соху. Помоги.
2-й ведущий:
Нечего делать купцу, пришлось в соху впрягаться. (Купец сбрасывает поддевку, картуз, впрягается и пашет).
3-й ведущий:
Потянул купчина соху, еле с места стронул. А мужик покрикивает.
Мужик:
Трогай! Но! Но! Пахать – не торговать! Шевелись!
3-й ведущий:
Тянет купчина соху, рукавом пот со лба вытирает. А мужик своё.
Мужик:
Но! Но! Пашню пашут, руками не машут! Тяни бойчее!
3-й ведущий:
Вспахал купец половину пашни, хотел, было отдохнуть, мужик опять командует.
Мужик:
Но! Но! Тащи нелениво, заживем счастливо!
3-й ведущий:
Отпахал купец к вечеру полоску, устал, еле дышит. (Купец сел, мужик дал ему хлеба и щепотку соли. Купец жадно ест.)3-й ведущий:
Дал мужик краюху хлеба поболе, соли щепотку в придачу. Набросился купчина на каравай, жует, торопится, кусок за куском глотает.
Мужик:
Теперь видишь – сила не в золоте. В торбе крестьянской сила.
Купец (с набитым ртом):
Причем тут торба твоя заплатанная?
Мужик:
Притом, что в торбе я хлеб ношу. А хлеб всему голова!
Что хлеб скажет - тому и быть!
Так-то!
Учитель:
Итак, Хлеб - всему голова, но не только.
Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний.
Хлеб участвует в сражениях за свободу и независимость Родины.
Хлеб – солдат, дипломат и строитель.
Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине светлое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.
Мужик:
Говорят в народе метко:От зари и до зари хлебРастет не для объедков,Съесть не можешь - не бери.
А сколько хлеба можно увидеть ежедневно в мусорных ведрах!
Представьте, если каждый житель нашего маленького, 150 тысячного, города выбросит на помойку 100 гр. Хлеба в день, это составит 15 тонн уничтоженного хлеба! Но, а если это город с многомиллионным населением, то можно понять, сколько десятков гектаров тяжелых зрелых колосьев мы ежесуточно сводим с лица планеты.
Привычно, бездумно, сводим.
Мы справедливо приравниваем хлеб к золоту, но если золото люди находят в самородных и месторождениях, то Хлеб сам не родится.
Его выращивают добрые руки земледельца, а умом ученых создаются высокоурожайные сорта пшеницы.
И выращенный таким образом Хлеб становится золотом самой высокой пробы.
- Народы разных наций и рас, языков и веры создали меткие выражения о хлебе.
- А знаете ли вы их?
Слайд “Изречения о хлебе”
“Хлеб – народное богатство”.
“Хлеб – выше золота и алмаза”.
“Быть выше хлеба человек не может,
Пусть даже самый главный на земле…”
“Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним надо на Вы”.
“Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно”.
“Будешь упорно трудиться – будет и хлеб в закромах водиться”.
“Хочешь, есть калачи – не сиди на печи”.
“Без хлеба нет песен”.
- Вы подтвердили, что “хлеб – всему голова” и что обращаться нужно с ним на Вы!
Дадим же слово:
Ученицы хором:
“Если примечу кусок в небреженье – В грязи придорожной, в подножной пыли,То самое первое сердце движенье – Поднять и спасти это чудо земли!” (Е. Благинина)
Звучит песня Я.Френкеля “Русское поле”.