Рефлективный отчёт по коучингу на тему: Обучение критическому мышлению
Рефлективный отчёт по коучингу на тему:
«Обучение критическому мышлению»
В самом начале практики с целью ознакомления коллег с идеями Программы курсов я провела профессиональную беседу на одном из педсоветов. Объяснила, что « коучинг - … процесс взаимодействия коллег, в ходе которого … участники совершенствуют свои профессиональные знания, навыки и опыт…»(Руководство для учителя, с. 285). С целью определения темы первого коучинга я провела анкетирование среди коллег.
Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 1. Анкеты для коллег.
Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 2. Анкета для коллег.
По результатам анкетирования 67% коллег выбрали модуль «Обучение критическому мышлению». Для нашей школы важен данный модуль, потому что у нас в среднем и старшем звене языковое направление. А как известно, развитие устной и письменной речи невозможно без обучения критическому мышлению. На коучинге присутствовали 15 человек, из них два завуча. Без категории был 1 человек, со второй категорией - 2 человека, с первой категорией – 6 человек, с высшей категорией – 6 человек. Присутствовали 4 учителя начальной школы, 1 учитель русского языка, 5 учителей иностранного языка, 1 учитель математики, 1 информатик, 1 историк, 1 учитель физкультуры, 1 воспитатель. Эти учителя присутствовали, потому что они выбрали этот модуль в анкетах.
Целью коучинга было: осмыслить понятие критического мышления на основе идей модуля Программы, развивать критическое мышление через диалогическое взаимодействие между учителями.
В самом начале коучинга с целью распределения в группы я провела «Конфеты с пожеланиями». Эта работа вызвала восторг и положительные эмоции коллег. Так мы распределились в группы.
Фото 4. Конфеты с пожеланиями
Фото 3. Конфеты с пожеланиями
На этапе определения темы коучинга я провела интеллектуальную игру «Мармазетки». Я попросила сказать, что означает слово «мармазетки». Среди ответов были предположения: существо, цветочки, животное, было предположение об обезьянках, ленивцы. Я показала фото мармазеток, к всеобщему удивлению это были обезьянки – игрунки.
Фото 5. Мармазетки С целью определения своего местонахождения по знанию данного вопроса были розданы каждому учителю рефлексивные листы с деревом. Задание вызвало интерес.
Фото 6. Дерево достижений
Игра «Мармазетки» так всех увлекла, что я предложила коллегам поиграть в «Да – нет» в паре с целью научить задавать вопросы. Один загадывал животное, другой задавал ему вопросы таким образом, чтобы в ответ услышать только да или нет.
Фото 7. "Да - нет"
Фото 8. "Да - нет"
После игр на этапе осмысления коллеги определили понятие «критическое мышление», обсудили в группе. Далее на постерах учителя в группах составляли кластер «Характеристика критического мышления», затем презентовали работу.
Фото 9. Создаем кластер
Фото 10. Презентация кластера
Что пошло не так?
По желанию коллег мы не стали делать перегруппировку.
Работа продолжалась в тех же группах.
Что делать дальше?
С целью выявления практических умений коллегам было предложено на выбор либо создать презентацию о методах критического мышления, либо обыграть ситуацию, используя методы и приемы критического мышления. Перед заданием я показала презентацию «Конструктор урока», где были представлены приемы и методы критического мышления, причем некоторые из них были знакомы коллективу.
Фото 11. "Конструктор урока"
Одна из групп представила очень интересную сценку про женский пенсионный возраст, используя метод углов. На мой взгляд, получился очень интересный диалог.
Фото 12. Углы
Фото 13. Углы
Фото 14. Углы
Фото 15. Углы
Что пошло не так?
По желанию коллег мы не стали делать перегруппировку.
Работа продолжалась в тех же группах.
Что делать дальше?
Далее в рамках тренинга с целью познакомить с методом ЖИГСО была проведена работа с текстом о Сауране. Затем слушателям предлагается нарисовать город Сауран, объяснить, почему город выглядел именно так. Работа всех увлекла. Учителя вчитывались в текст, пытаясь изучить все подробности о городе. После презентации флипчартов мы просмотрели фильм о Сауране после реставрации.
Фото 16. Работа с текстом
Фото 17. Рисуем город по представлениям
Фото 18. Презентация работ
Фото 19. Презентация работ
Что из этого вышло?
На этапе рефлексии было предложено заполнить рефлексивный лист со следующими вопросами:
•Как изменилось ваше понимание критического мышления?
•Какие пять аргументов вы приведёте в пользу него?
•Какие приемы помогли Вам глубже осмыслить понятие «критическое мышление»?
•Какие методы критического мышления вы сможете использовать в своей работе? Какие надо освоить?
•Что Вам мешало в тренинге?
На первый вопрос были следующие ответы: в настоящее время актуально, необходимо это знать для развития мышления и творческого подхода.
На второй вопрос были следующие ответы: формирование коммуникативных компетенций, творческое пространство, мышление о мышлении, креативность, высказывание собственного мнения, выбор способы деятельности, развитие мышления, воображения.
На третий вопрос были следующие ответы: ЖИГСО, «Да – нет», «Дерево достижений», «Кластер», «Углы».
На четвертый вопрос были следующие ответы: ЖИГСО, «Да – нет», «Дерево достижений», «Кластер», «Углы», «Две звезды и пожелание».
На пятый вопрос были следующие ответы: не владею в достаточной степени технологией критического мышления, ничего.
Фото 20. Рефлексивный лист
Фото 21. "Две звезды и пожелания"
Фото 22. "Две звезды и пожелания"
А также провела «Две звезды и пожелание».
Участники по окончании сессии определяют свое место на «дереве достижений», проводят сравнительный анализ.
Я считаю, что цели коучинга были достигнуты. Учителя смогли создать кластер «Характеристика критического мышления», узнали, что такое критическое мышление, применяли методы и приемы критического мышления на коучинге, поняли сущность диалога, необходимого для совершенствования обучения в классе.
План коучинг – сессии №1
Коучинг- сессия Групповой коучинг через интерактивные задания
Тема занятия: Обучение критическому мышлению
Ссылка: Руководство для учителя, с. 187-196, материалы учебной сессии
ІІ уровня, W2,D 3
Общие цели: Рассмотреть понятие критическое мышление, способствовать формированию представлений о некоторых приёмах и методах КМ посредством диалогического взаимодействия между учителями.
Результаты обучения: Учителя смогут создать кластер «Характеристика критического мышления». Будут знать, что такое КМ, и будут способны применять методы и приёмы КМ на уроках. Будут понимать сущность диалога, необходимого для совершенствования обучения в классе.
Ключевые идеи: Работа с визуальными и устными материалами способствует независимому размышлению участников, их взаимодействию и высказыванию своих мнений. Критическое мышление применяется на всех этапах занятия. Внутренняя мотивация учителей, понимающих, что их данный подход в образовании соответствуют современным требованиям.
Ход занятия
Этапы Время Действия коуча и действия участников
Введение 5мин
15 мин Распределение в группы. Конфеты с пожеланиями.
Интеллектуальная игра «Мармазетки». С помощью наводящих вопросов сказать, что означает слово Мармазетки.
Знакомо ли вам это слово? Кто это? Что это? Где видели?
Однажды мне посчастливилось с родителями побывать там, где я увидел мармазеток. Они были темного цвета, с белыми, красными и серебристо-коричневыми оттенками.
Поменялось ли ваше мнение?
Меня поразил их размер (10-20 см).
Это вещь или существо?
Мне захотелось их купить, но я не знаю, где их продают.
Можете вы посоветовать, где можно их купить?
Мое путешествие по Бразилии было самым впечатляющим. То, о чем я вам рассказал, я встречал в Амазонке, Колумбии, Эквадоре и Перу.
Вы их видели, но они большего размера.
Они не летают, возможно, ползают.
Человек это или животное?
В Казахстане я их не встречал, но их можно увидеть в зоопарке или в цирке.
Вы догадались? Кто это? Что это?
Они чем-то похожи на нас, на людей.
Определение темы коучинга. Почему вы так считаете?
Учителя на «дереве достижений» определяют место, где они на данный момент находятся в понимании этого вопроса (закрашивают зеленым цветом)
Игра «Да – нет» (работа в паре, про животного)
Определение ассоциаций с понятием «Критическое мышление», работают в паре и группе.
Определение ключевых слов характеризующих понятия «Мышление» и понятия «Критическое».
Определение понятия «критическое мышление».
Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «критическое мышление», предварительно прочитав текстовые документы: что такое критическое мышление, определение критического мышления, в узком смысле критическое мышление. Обсуждение в группе - выбор одного варианта понятия «критическое мышление».
Составление кластера «Характеристика критического мышления».
Рефлексия. Что вам было интересно, что нового вы узнали?
Выход на новые понятия: критическое мышление, мышление о мышлении.
Обучаю
щий семинар
60 мин Перегруппировка по дням рождения
Освоение методов критического мышления.
Методы критического мышления. Просмотр презентации.
Сценка с использованием методов и приемов критического мышления. Демонстрация.
Перегруппировка по цвету вытянутых полосок бумаги.
Метод ЖИГСО на основе текста «Сауран».
Работа в группе (4-5 человек). Слушателям раздаются тексты. Каждому члену группы дается один и тот же текст. Читают. Затем выделяют главные ключевые слова. Обсуждают. Далее методом Джигсо слушатели меняют состав группы, где они рассказывают о Сауране, каждый опираясь на свои данные. Слушателям предлагается нарисовать как выглядел город Сауран. Почему вы думаете, что город выглядел именно так?
Презентация флипчартов о Сауране.
Просмотр фильма о Сауране.
Рефлекс.
10 мин Размышление над обучением
•Как изменилось ваше понимание критического мышления?
•Какие пять аргументов вы приведёте в пользу него?
•Какие приемы помогли Вам глубже осмыслить понятие «критическое мышление»?
•Какие методы критического мышления вы сможете использовать в своей работе? Какие надо освоить?
•Что Вам мешало в тренинге?
1. «Две звезды и пожелание»
2. Дерево достижений.
Участники по окончании сессии определяют свое место на «дереве достижений» (закрашивают свою позицию желтым цветом)
Конец формы
Литература
Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012