Рабочая программа спортивной секции «Русская лапта» (для учащихся 8 – 9 классов юноши) на 2016-2017 учебный год
КОУВО «АННИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ (ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ) ПОВЕДЕНИЕМ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения педагогов дополнительного образованияпротокол №____
от«____» ________20____г.
Утверждена педагогическим советом
школы
протокол №____
от «___» _______ 20___г.
УТВЕРЖДАЮ_________
Директор школы
О. Г. Пархоменко
приказ №______
от «__» ______ 20___ г.
Рабочая программа спортивной секции
«Русская лапта»
(для учащихся 8 – 9 классов
юноши)
на 2016-2017 учебный год
Составитель: инструктор по ФК
Клецкин А. П.
п.г.т.Анна
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов в неделю 3) Количество часов в год 105
Количество занятий в неделю 2
Классификация рабочей программы модифицированная
Цели и задачи рабочей программы
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Лапта игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы.
Цель спортивной секции по русской лапте призвана осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие; способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высокого уровня спортивных результатов.
Основными условиями выполнения этих задач является многолетняя и целенаправленная работа с юными игроками в русскую лапту, которая предусматривает:
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- укрепление здоровья учащихся и развитие физических качеств.
Программа является основным документом при проведении занятий в спортивной секции, однако она не должна рассматриваться как единственно возможный вариант планирования учебно-тренировочного процесса.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ).
в законодательных актах Воронежской области:
Закон Воронежской области от 6 октября 2010 года № 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области»;
ДОЦП «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 года № 736;
ДОЦП «Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области» (2010-2015 годы), утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 30.12.09 года № 1145 (с изменениями от 13.07.2010 № 567);
ДОЦП «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 06.10.2010 года № 826.
в нормативно-правовых актах КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
Устав образовательного учреждения КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
Положение о дополнительном образовании детей в КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 1.5 часа, 105 ч в год.
В соответствии с Планом дополнительного образования в КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
на спортивную секцию «Русская лапта» выделено 3 часа в неделю 105 часа в год., т.е. 3 часа на занятия.
Содержание работы с юными спортсменами по русской лапте определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для квалифицированных игроков, возрастными особенностями.
Подготовка юных спортсменов - предусматривает этапы:
- начальной подготовки - воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к русской лапте: начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств с учетом специфики лапты, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-лапта); освоение основ гигиены и самоконтроля;
- учебно-тренировочный освоение теоретического раздела программы; базовой технической, тактической, физической, специальной, интегральной, соревновательной подготовки; обучение элементам специализации по игровым функциям (защитники, нападающие);
- спортивного совершенствования - повышение уровня технико-тактического мастерства игроков в русскую лапту; участие спортсменов в соревнованиях различных уровней.
Направленность тренировочного процесса подготовки юных спортсменов определяется с учетом развития физических качеств.
Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т. е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы.
2. Учебный план
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по подготовке игроков в лапту.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами подготовки.
3. Программный материал для практических занятий
Программный материал на этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном должен быть представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач, принципов и содержания работы в процессе многолетней подготовки юных игроков в лапту.
При составлении блоков тренировочных заданий на этапе начальной подготовки следует особенно широко использовать игровой метод, подвижные игры, круговую тренировку эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Большое внимание придается развитию скоростных качеств, быстроты ответных действий, ловкости, координации, выносливости. При этом надо учитывать, как эти качества трансформируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с битой и мячом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ П/П
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
КОЛ-ВО ЧАСОВ
1 этап – начальной подготовки
юноши
1.
Исторические и национальные основы.
3
2.
Развитие скоростных качеств: бег из различных исходных положений, челночный бег, бег с огибанием стоек, с набивными мячами; игры: «День и ночь», «Вызов»
3
3.
Развитие скоростно-силовых качеств: броски набивного мяча из различных положений, прыжки с места, многоскоки попеременно на каждой ноге, игра «Катающаяся мишень»
3
2 этап – учебно-тренировочный
4.
Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча.
3
5.
Обучение ударам битой по мячу различными способами: «сверху», «сбоку», «снизу».
3
7
Стойка игрока. Передвижение игроков. Овладение стойкой и передвижениями.
3
8
Ловля мяча. Передача мяча. Броски мяча в цель. Финты, уклонения.
3
9
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в нападении.
3
10
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в обороне.
3
11
Тактическая подготовка. Овладение основами индивидуальных действий игроков в нападении (“город”) и в защите (“поле”)
3
12
Тактическая подготовка. Овладение групповыми взаимодействиями
3
13
Тактическая подготовка. Овладение командными взаимодействиями
3
14
Игровые занятия
69
ИТОГО
105
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Этап начальной подготовки
Основной принцип построения учебно-тренировочной работы на этапе начальной подготовки - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция программы - обучающая. Необходимо создать предпосылки для успешного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса.
Конкретные задачи и преимущественная направленность тренировки:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию;
- привитие интереса к занятиям по русской лапте;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие быстроты, ловкости, гибкости;
- овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу;
- начальное обучение тактическим действиям;
- приучение к игровой обстановке.
Однонаправленное, по физической подготовке (1 этап ).
Задачи:
I. Развитие скоростных качеств.
II. Развитие скоростно-силовых качеств.
Инвентарь: набивные, футбольные, теннисные мячи.
Продолжительность - 90 мин.
Подготовительная часть - 20 мин.
1. Организационные вопросы - 2 мин.
2. Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми руками, рывковые движения, сжимание пальцев в кулак (2 мин).
3. В различных исходных положениях (на месте и в движении) движения плечами вверх-вниз, вперед-назад, круговые движения плечами (2 мин).
4. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх в сочетании с различными перемещениями: ходьба, бег, скрестные шаги (2 мин).
5. Быстрое передвижение на согнутых ногах, в приседе, прыжки в приседе с продвижением вперед (2 мин).
6. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне спортсмен делает ускорение и, обогнав колонну, бежит впереди. Затем обгон начинает следующий и т. д. (2 мин).
7. Стоя на одной ноге, другая впереди, сгибание и разгибание стопы, круговые движения стопой наружу и внутрь. То же с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук и круговыми движениями рук (2 мин).
8. В положении стойки на лопатках разнонаправленные движения прямыми ногами вперед, назад; одновременное и поочередное сгибание ног (2 мин).
9. Подскоки на двух ногах: ноги вместе, врозь, правая впереди, левая впереди и т. д. (2 мин).
Основная часть - 65 мин.
I. Развитие скоростных качеств.
1. По зрительному сигналу бег 10-15 м из различных исходных положений: стоя, сидя - лицом и спиной к стартовой линии, лежа - головой и ногами к стартовой линии (8 мин).
2. Бег с максимальной скоростью, обегая стойки, набивные мячи и т. п. (4 мин).
3. Челночный бег 20-30 м, отрезки 5-10 м, 3-4 серии (8 мин).
4. То же с двумя набивными мячами (2 кг) в руках, 2 серии (4 мин).
5. Игра «День и ночь». Две команды (одна «День», другая «Ночь»)
выстраиваются в две шеренги у линии кона (дома) на расстоянии 2-3 м одна от другой. Тренер называет одну или другую команду, игроки названной команды стараются догнать и осалить игроков другой команды, которые убегают за контрольную линию. Игра усложняется тем, что сигналы подают зрительные, противники стоят друг к другу спиной, сидят, лежат и т. п. Подсчитывается количество осаленных игроков (6 мин).
6. Игра «Вызов». Две команды стоят в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 12-15 м. Игрок одной команды направляется к команде противника, игроки которой вытягивают вперед одну руку. Вызывающий три раза касается ладоней противника, после третьего касания убегает, а «вызванный» игрок стремится его догнать. Если догнал, вызывающий идет к нему в «плен», если не догнал - сам идет в «плен». Команда продолжает вызывать противников до тех пор, пока ее игрок не попадет в «плен». Если игрок, имеющий «пленного», сам попадает в «плен», его «пленный» освобождается и снова принимает участие в игре. Побеждает команда, имеющая большее число «пленных» (за определенное время) или взявшая в «плен» всю команду противника (8 мин).
II. Развитие скоростно-силовых качеств.
1. В парах броски набивного мяча (1 кг) двумя руками от груди снизу (справа, слева), из-за головы, из положения наклона вперед бросок назад через голову на дальность, соревнования (8 мин).
2. Прыжки в длину с места, соревнование «Кто дальше?» (6 мин).
3. Многократные прыжки в длину с места (2 мин).
4. Многоскоки на правой, левой ноге (2 мин).
5. Многократные прыжки попеременно на правой и левой ноге -далеко-высокие (2 мин).
6. Игра «Катающаяся мишень». Занимающихся делят на две команды, которые располагаются за линиями в 2 м от лицевых линий. В центре устанавливается футбольный мяч, в руках играющих теннисные мячи. По сигналу тренера игроки обеих команд, бросая теннисные мячи, стараются закатить футбольный мяч на сторону противника за контрольную отметку (очко). Разыгрывается 5-10 очков (7 мин).
Заключительная часть - 5 мин.
Ходьба спокойная, упражнения на дыхание. Подведение итогов занятия.
2 этап
Учебно-тренировочный этап
Основной принцип учебно-тренировочного этапа - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).
Задачи на этапе: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики; прочное овладение основами техники и тактики русской лапты; приучение к соревновательным условиям; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с
учетом этого индивидуализация видов подготовки; обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных; приобретение навыков организации и проведения соревнований по русской лапте, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение зачетных требований и специальных нормативов, по годам обучения.
По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых структур в системе подготовки юного спортсмена.
Обучающая направленность программы исходит из необходимости уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.
Комбинированное, по технической и тактической подготовке (2 этап).
Задачи:
I. Совершенствование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча.
II. Обучение ударам битой по мячу способом сбоку.
III. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите. Инвентарь: набивные и теннисные мячи, плоские и круглые биты.
Продолжительность - 90 мин.
Подготовительная часть - 25 мин.
1. Организационные вопросы - 2 мин.
2. Ходьба обычная по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полуприседе, в приседе (2 мин).
3. Бег вдоль границ площадки (6 мин).
4. Упражнения с набивными мячами: броски и ловля одной и двумя руками, стоя на месте и в прыжке (6 мин).
5. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед (3 мин).
6. Игра «Лови мяч». Две-три команды выстраиваются в колонну по одному на расстоянии от колонн начерчены круги. По сигналу первые игроки команд с набивным мячом бегут в круг, поворачиваются к колонне и бросают мяч вторым игрокам, а сами бегут в колонну и т. д. Побеждает команда, раньше закончившая упражнение; первый игрок, поймав мяч от последнего, поднимает его вверх (6 мин).
Основная часть - 60 мин.
I. Совершенствование навыков ловли мяча одной, двумя руками и выполнение передач мяча.
1. В парах на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении (4 мин).
2. В парах. Первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги (4 мин).
3. В парах. Ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м (4 мин).
4. То же на расстоянии 15-20 м (4 мин).
5. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи ученики могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны (6 мин).
6. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость (4 мин).
II. Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку».
1. Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях (3 мин).
2. Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой (3 мин).
3. То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу (4 мин).
4. Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 - 2 м (6 мин).
5. То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую (6 мин).
III. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.
1. В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния (4 мин).
2. Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются (4 мин).
3. Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной) (4 мин).
Заключительная часть - 5 мин.
Упражнение на внимание. Подведение итогов.
IV. Тактическая подготовка
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в нападении ( в “городе”).
Цель – с помощью перебежек заработать как можно большее количество очков, в то же время не давая возможности соперникам набирать очки ловлей “свечей” (мячей, пойманных с лёту).
Тактические умения
1) сделать правильную расстановку игроков на удар в зависимости от общего плана игры;
2) выбрать верный способ и направление удара;
Поводом для выбора определённого удара могут быть:
а) ошибки в расстановке на “поле” игроков команды соперников (неприкрытое пространство),
б) расчёт на мощный и дальний удар у игроков, которые им обладают,
в) удар на игрока, плохо ловящего мяч,
г) удар в ближний угол площадки в случае если партнёры стартуют с линии “города”
д) дальний удар для возвращения своих игроков из-за противоположной лицевой линии
3) уметь вовремя начать перебежку после удара, после броска соперников или при возврате мяча в “город” соперниками;
4) уметь определять направление бега при перебежке, меняя его и уходя от мяча при передачах соперников;
5) при перебежки уметь вовремя оттянуть на себя игрока соперников с мячом, идущего на осаливание, чтобы дать возможность своим игрокам, несущим очки, вернуться в “город”.
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в обороне ( в “поле”).
Цель - ловля мяча слёту (“свеча”), набрать как можно большее количество очков, не давая соперникам совершить перебежку
или после осаливания противников самим перейти в “город”.
При умении всех игроков команды отлично ловить мяч или в определённые моменты игры, бывает более выгодно играть в “поле”, чему и отдаётся предпочтение.
Тактические умения
1) уметь сделать правильную расстановку игроков на площадке в зависимости от конкретной складывающейся ситуации и возможностей бьющего в данный момент игрока;
2) уметь своевременно и в нужном направлении выполнить передачу партнёрам при перехвате игрока соперников;
3) уметь правильно передвигаться (в нужном направлении) на площадке в зависимости от складывающейся ситуации;
4) быстро и правильно решать задачу: бросать – не бросать, в зависимости от конкретной ситуации;
5) уметь правильно выбрать момент осаливания;
6) уметь выбрать направление ухода с площадки после осаливания соперников;
Непрерывность и внезапность изменения игровых ситуаций в спортивной лапте, зависимость командного успеха от самостоятельности и эффективности действий отдельных игроков непременным условием выдвигают проявление таких качеств, как сообразительность, инициатива, творчество.
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка – наиболее сложный раздел тренировочного процесса. Это обусловлено тем, что тактическое мастерство игроков в конечном счёте определяется уровнем тактического мышления и их умением эффективно взаимодействовать с партнёрами. Развитие же тактического мышления и овладение коллективными взаимодействиями по своей организации и подбору необходимых средств представляют наибольшие трудности.
Основными задачами тактической подготовки являются:
Изучение общих теоретических закономерностей тактики игры.
Совершенствование уровня логического мышления.
Овладение основами тактики индивидуальных, групповых и командных действий.
Овладение умением варьировать различные тактические варианты в процессе игры.
Изучение тактики игры начинается с овладения основами индивидуальных действий игроков в нападении (“город”) и в защите (“поле”). Теоретическое знакомство с ними происходит при изучении технических приёмов, когда обосновывается ситуация, в которой целесообразен конкретный приём. Практическое освоение осуществляется в процессе совершенствования приёмов, когда развивается умение рационального выбора действий в зависимости от ситуации.
При обучении индивидуальным тактическим действиям необходимо сформировать у занимающихся умение анализировать игровые ситуации и на основе этого избирать наиболее соответствующие игровому моменту приёмы и способы их осуществления. Главным при этом является развитие тактического мышления игроков
К овладению групповыми взаимодействиями приступают после изучения основных индивидуальных действий. К ним относится взаимодействие двух-трёх игроков команды в определённых игровых ситуациях. Например: при выполнении перебежек, когда осаливание неизбежно, умение отвлечь внимание соперника на себя и тем самым дать возможность возвращающемуся партнёру принести очко; в “поле” – умение правильно передвигаться, сопровождая перебегающего противника, чтобы после передачи оказаться рядом с ним; умение правильно взаимодействовать с “метальщиком” при возврате мяча в “город” и т.д.
Овладение командными взаимодействиями – наиболее сложный и длительный этап подготовки. Главной задачей является достижение согласованности передвижений и действий отдельных игроков и звеньев команды, подчинённых избранной стратегии игры.
Освоение командных действий при игре в лапту осуществляется по следующим этапам:
приобретение умения рационально использовать индивидуальные действия в принятой командной расстановке;
овладение умением осуществлять действия отдельными звеньями в общепринятой расстановке;
изучение командных комбинаций в стандартных положениях;
изучение командных комбинаций в процессе игры;
овладение умением рационализировать тактические варианты игры против определённого противника;
приобретение умения маневрировать общей стратегией игры и её тактическими вариантами в процессе соревновательных игр.
3 этап – спортивное совершенствование.
Организация и проведение соревнований
Сколько бы мы ни учили ребенка элементам игры на уроках, он никогда не научится, если не будет участвовать в соревнованиях. Такие дети, как правило, стесняются играть, а это сохраняется надолго и после окончания школы. Дети, участвующие в соревнованиях, значительно лучше разбираются в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствуют себя на площадке и, что очень важно, при любой возможности стремятся играть. Они серьезней относятся к изучению на уроках техники и тактики игры.
Поэтому соревнования - необходимый и обязательный элемент учебного процесса. Участие в них должно поощряться оценками независимо от занятых мест.
Вместе с тем надо учитывать, что соревнования школьников должны коренным образом отличаться от соревнований взрослых. Главная цель школьных соревнований - обучение и развитие физических качеств, а не определение лучших и худших. Поэтому они должны логически продолжать и дополнять учебный процесс, увеличивая время на освоение и совершенствование изучаемых на уроках действий и упражнений. Они должны увязываться с учебной программой и входить в систему школьных соревнований, рассчитанную на весь учебный год. Детей необходимо учить играть и участвовать в соревнованиях. Как минимум 80% всех соревнований должны проводиться внутри школы с большим вниманием к каждому ученику.
К участию в соревнованиях надо привлекать максимально возможное количество школьников, начиная с соревнований внутри классов. Если невозможно провести их по основным правилам, то используются упрощенные, с меньшим количеством участников в командах. Либо каждый класс выставляет несколько команд, и соревнования проводятся в параллели или между ними. В последнем случае младшим дается фора, величина которой зависит от вида соревнований и уровня подготовки учащихся разных классов
В процессе участия в соревнованиях накапливается соревновательный опыт, развивается и совершенствуется одно из важнейших качеств – тактическое восприятие – умение наблюдать и находить тактическую сущность в жестах, движениях, действиях, намерениях, состоянии противников, умение находить результативные способы противодействия.
Педагогический контроль
Тщательное программирование процесса подготовки игроков в русскую лапту дает необходимый эффект только при наличии столь же тщательной системы контроля за ходом подготовки.
После окончания этапа начальной подготовки делаются заключения относительно перспективности в русской лапте занимающихся, прошедших начальный курс, их возможностей с точки зрения овладения в совершенстве техникой и тактикой игры в русскую лапту на последующем этапе.
После окончания учебно-тренировочного этапа на основании результатов воспитанников судят о потенциальных возможностях занимающихся в овладении высоким уровнем спортивного мастерства в русской лапте и соответствии уровней их подготовленности требованиям этапа спортивного совершенствования.
По окончании этапа спортивного совершенствования игрок в лапту должен отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональным спортсменам.
Техника безопасности
Причины возможного травматизма при обучении игре в лапту:
слабая дисциплина;
переутомление игроков;
болезненное состояние (температура, сильный насморк и т. д.);
участие в соревнованиях детей из специальной подготовительной медицинских групп без разрешения врача;
наличие у игроков предметов, попадание по которым может привести к травме: часов, цепочек, браслетов, металлических или пластмассовых заколок и т. п.
слабое владение техникой игры;
слишком близкое расположение игроков от бьющего;
пренебрежение разминкой перед игрой;
несоответствие формы одежды погодным условиями отсутствие спортивной обуви;
наличие на площадке посторонних предметов: скамеек у лицевых стен и другого оборудования (в зале), камней, палок и т. п. (на улице);
игра на скользкой площадке или в обуви со скользящей подошвой;
слабое судейство, допускающее нарушение правили вольности в поведении игроков.
Необходимо помнить и о том, что ребенок не уменьшенная копия взрослого: то, что хорошо получается у взрослых, совсем иначе может выглядеть у детей.
В предлагаемых правилах игры в лапту учтены все условия, которые позволяют обходиться практически без травм.
Например, для избежания травм при подаче мяча введены следующие условия:
1.Подбрасывание мяча выполняется самим бьющим игроком, так как:
лапта вылетает при ударе по мячу (если ребенок слаб физически или плохо владеет техникой), а игрок, набрасывающий ему мяч, стоит как раз со стороны бьющей руки;
игрок непредсказуемо бросает лапту перед началом перебежки и может травмировать набрасывающего или стоящих рядом игроков.
Расположение игроков города в строго определенных зонах (по предыдущей причине).
Имеется штрафная зона, которая предохраняет водящих от сильного удара мячом и от самой лапты в случае ее вылета из рук бьющего.
Учителю также необходимо систематически и комплексно готовить ребенка к игре, что позволит ему приобрести определенные навыки и опыт и избежать травм.
Учет всего вышесказанного позволяет сделать игру практически безопасной. Однако предусмотреть все возможное в работе с детьми трудно.
Поэтому всегда надо быть готовым своевременно и правильно оказать первую помощь еще до прихода врача. Однако, как бы вы ни были компетентны, всегда лучше обратиться к помощи специалиста. Не надо бояться лишний раз набрать «03» и вызвать «Скорую», так как в отношении здоровья детей лучше перестраховаться, чем не досмотреть.
Ни в коем случае нельзя отправлять получившего легкую травму ребенка в медицинский пункт одного. Сопровождение необходимо, поскольку получившие травму дети часто боятся идти к врачу, или по дороге состояние их может их ухудшиться.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Игра в лапту не требует сложного инвентаря и оборудования. Для нее достаточно иметь один мяч и лапту (биту). Однако для обучения в условиях школы и проведения соревнований в зале или на улице необходимы:
набор мячей для каждого занимающегося или для пары;
лапта (бита) для каждого занимающегося или для пары, соответствующая их возрасту;
веревки для разметки площадок;
тара (приспособления) для переноски инвентаря;
флажки для установки на площадке и для судей;
накидки для отличия команд (1-2 комплекта по 7-8 штук);
информационное табло;
планшет для судьи-секретаря и карандаши.
Весь инвентарь для лапты можно изготовить своими силами, в том числе и мячи для тренировок.
На улице лучше использовать теннисные мячи, так как они не теряют своих свойств при изменении температуры и влажности. Для тренировки и учебных занятий подойдут и разбитые теннисные мячи.
Резиновые мячи лучше использовать в спортивном зале, а также в случае отсутствия теннисных на улице. Эти мячи легче и мягче теннисных, что очень важно при игре на площадке, ограниченной стенами (меньше отскок и слабее удар при выбивании). По размеру они должны полностью или примерно соответствовать теннисным мячам.
Виды бит и их размеры уже приведены в правилах игры. Биты делаются из дощечек и для продления срока службы покрываются лаком или краской. Практика показывает, что при наличии бит на каждого занимающегося или хотя бы на пару при использовании определенной методики обучения отпадает необходимость в широких битах.
Для ограничения площадок в школьных условиях наиболее удобно использовать бельевые веревки, которые быстро убираются и раскладываются в нужном месте. С их помощью площадку делают любого размера в зависимости от целей урока, возраста, пола и количества игроков, а также можно быстро разметить несколько площадок (3-4 - поперек школьного футбольного поля). Веревка свободно кладется на землю и совершенно не мешает в игре, в случае искривления ее легко поправить. Для удобства хранения веревки предлагается специальное приспособление. Оно изготавливается из ДСП или тонкой фанеры.
Школьные площадки, как правило, универсальны. На многих проводится множество разнообразных игр, каждая из которых имеет свою разметку. Если же в зале или на площадке наносить все эти линии, то дети будут путаться. Это еще одна из причин, по которой применение веревок более удобно.
Но лучше всего на улице зарекомендовала себя разметка с помощью мебельной ленты. Она белого цвета, шириной 4 см. Укладывается в любом удобном месте и закрепляется гвоздями (120-150 мм) с самодельными или шиферными шляпками. Гвозди легко входят в грунт при нажиме ногой, прочно держат ленту и легко вынимаются. Такую разметку очень хорошо видно даже издали на любом покрытии. Она не портит площадку и не оставляет линий.
При наличии рекомендуемого количества инвентаря (прежде всего бит и мячей) возникает проблема с его переноской. Поэтому следует заранее побеспокоиться об этом. Для переноски инвентаря подойдут различные сумки, мешки, металлические корзинки и др.
Флажки могут быть любого цвета, но хорошо заметными. Их размеры приведены в правилах игры. Для удобства установки флажков снизу древка прикрепляется металлический стержень (0 6-8 мм), на конце заостренный. Он должен выступать на 5-10 см. Если этого не сделать, то флажок долго не прослужит - разобьется в верхней части от многократных ударов.
Для проведения одной игры необходимо 6 флажков. В школе лучше иметь 2-3 их комплекта, поскольку одновременно могут проводиться несколько игр.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
КОЛ-ВО ЧАСОВ
1 этап – начальной подготовки
Планир.
дата
Фактич.
дата
1-2
Исторические и национальные основы. Техника безопасности.
3-4
Социальное значение спорта. Игровые занятия
5-6
Развитие скоростных качеств: бег из различных исходных положений, челночный бег, бег с огибанием стоек, с набивными мячами; игры: «День и ночь», «Вызов»
7-8
Сведения о строении и функциях организма человека.
Игровые занятия
9-10
Игровые занятия
11-12
Развитие скоростно-силовых качеств: броски набивного мяча из различных положений, прыжки с места, многоскоки попеременно на каждой ноге, игра «Катающаяся мишень»
13-14
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Игровые занятия
15-16
Игровые занятия
2 этап – учебно-тренировочный
17-18
Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча.
19-20
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Игровые занятия
21-22
Игровые занятия
23-24
Игровые занятия
25-26
Обучение ударам битой по мячу различными способами: «сверху», «сбоку», «снизу».
27-28
Игровые занятия
29-30
Игровые занятия
31-32
Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча.
33-34
Игровые занятия
35-36
Стойка игрока. Передвижение игроков. Овладение стойкой и передвижениями.
37-38
Игровые занятия
39-40
Ловля мяча. Передача мяча. Броски мяча в цель. Финты, уклонения.
41-42
Игровые занятия
43-44
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в нападении.
45-46
Игровые занятия
47-48
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в обороне.
49-50
Игровые занятия
51-52
Игровые занятия
53-54
Игровые занятия
55-56
Игровые занятия
57-58
Тактическая подготовка. Овладение групповыми взаимодействиями
59-60
Игровые занятия
61-62
Тактическая подготовка. Овладение командными взаимодействиями
63-64
Игровые занятия
65-66
Игровые занятия
67-68
Игровые занятия
69-70
Игровые занятия
ИТОГО 105 часов, 70 занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. С.Е.Андреев. Спортивная лапта. Технико-тактическая характеристика игры.
Методика обучения.
2. Русская лапта: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004. - 80 с.
Подпись инструктора по ФК _______ А. П. Клецкин
13PAGE 15
13PAGE 14215
15