Урок русского языка Язык словами силён, или тайны деепричастия


Тема. Язык словами силен, или тайны деепричастия
Цели: обеспечить в ходе урока обобщение знаний учащихся о деепричастии и
деепричастном обороте, об образовании деепричастий; вырабатывать
практические умения находить деепричастные обороты и одиночные
деепричастие, ставить знаки препинания при них; совершенствовать
навыки правописания и употребления их в речи;
развивать логическое мышление школьников, умения осуществлять
самопроверку и взаимопроверку; повышать уровень коммуникативной,
поликультурной компетентности и компетентности продуктивной
творческой деятельности;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: учебник, словарь С.И.Ожегова, репродукция картины Б.М.Кустодиева «Масленица»
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.
В.Шефнер

План урока
1.Организация класса.
Слово учителя
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Е.Евтушенко
- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на сегодняшнем уроке.
2. Мотивация учебной деятельности.
1) Обращение к эпиграфу (чтение).
- Как вы понимаете слова В.Шефнера?
- О чем пойдет речь на уроке?
3. Объявление темы и целей урока.
4. Актуализация опорных знаний учащихся.
1) Слово учителя
Вы уже знаете, что термин «деепричастие» возник в 17 веке и состоит из двух частей (дее + причастие). Подберите однокоренные слова к слову причастие. (Причастие – причастный – причастность – часть ) . Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Значение слова причастный: «Причастный – имеющий непосредственное отношение, касательство к чему- нибудь». А что обозначает часть «дее»? («Причастность к действию»).
- К каким частям речи непосредственно причастно деепричастие?
2) Метод «Пазл». Назовите признаки, характерные для деепричастия.
Глагол Деепричастие Наречие
времянеизменяемая
вид (совершенный,часть речи
несовершенный)обстоятельство
переходный, непереходный
возвратный, невозвратный
спряжение
наклонение
сказуемое
3) Выборочный диктант
Найти деепричастия, назвать грамматические признаки.
Закрыт, закрывшийся, закрыв. Работавший, работая, разработка.
4) Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение»
Деепричастие обозначает …
Деепричастие отвечает на вопросы …
Деепричастие совмещает признаки двух частей речи …
От глагола деепричастие унаследовало …
От наречия деепричастие унаследовало …
В предложении деепричастия бывают …
Морфема, которая отсутствует у деепричастия …
5. Восприятие учащимися учебного материала.
1) Слово учителя
Вплоть до 18 века деепричастия образовывались с помощью суффиксов -учи-, -ючи-. В современном русском языке эти суффиксы практически не используются, но связь времен не утрачивается, сохранились формы слов, которые образуются с помощью этих суффиксов. Например, быть – будучи.
2) Творческий диктант (с последующей самопроверкой)
От данных глаголов образовать деепричастия, обращая внимание на вид глаголов. Обозначить суффиксы.
Сказать -
рисовать -
сыграть -
быть -
смотреть -
руководить -
слышать -
3) Распределительный диктант (с последующей взаимопроверкой)
Записать словосочетания, распределяя по колонкам: деепричастия совершенного вида и деепричастия несовершенного вида.
Собираясь в музей, совершив экскурсию, путешествуя по залам, выполнив задание, любуясь картинами, будучи свободен, увидев ребят, слушая экскурсовода, узнав новое, возвращаясь домой.
4) Комментированный диктант
Раскрыть скобки, найти «третье лишнее». Записать лишнее слово в тетрадь.
(Не)почувствовал, (не)посмотрел, (не)думая.
(Не)понимая, (не)понимавший, (не)поняв.
(Не)годуя, (не)сделав, (не)стерпев.
(Не)навидел, (не)принимал, (не)доумевал.
(Не)написавший, (не)слушающий, (не)прочитав.
5) Физкультминутка
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой.
Мы, играя, отдыхали,
Деепричастия считали.
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
6) Творческая «командировка» (индивидуальные задания)
В текстах разных стилей и жанров определить процентное соотношение употребления деепричастий и слов других частей речи.
Лодорский водопад
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре -
так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.
Роберт Саути
Утром солнце взошло в ясной синеве. Море, успокоившись, колебалось, будто стыдясь своего ночного разгула. Тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами, небольшой пароход курсировал вдоль берега, расстилая по волнам длинный хвост бурого дыма. Сверкающие волны загадочно смеялись, набегая на берег и звонко разбиваясь о камни.
Владимир Короленко
К нити прикрепим груз. Нить перекинем через блок. Свободный конец нити прикрепим к динамометру. При подъеме и опускании груза ось блока не движется. Динамометр показывает значение силы, с которой мы поднимаем груз. Изменяя положение динамометра, обращаем внимание на то, что показания динамометра остаются постоянными. Подвесим груз к крючку динамометра. Показание динамометра будет таким же. (Из учебника физики)
7) Восстановительный диктант
Вставить пропущенные слова, объяснить постановку знаков препинания. Записать предложения, в которых есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
Но невеста молодая
До зари в лесу …
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес …
Прибежал и смолк …;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней …
А царевна …
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо.
Слова для справок: подбираясь, блуждая, играя, ласкаясь, залая.
8) Представление результатов творческой «командировки».
9) Творческая работа Рассмотрите репродукцию картины Б.М.Кустодиева, русского живописца, «Масленица». Подберите как можно больше деепричастий и деепричастных оборотов, которые помогут вам описать эту картину.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1) На уровне усвоения учебного материала. Интерактивное упражнение «Микрофон».
- Какие тайны языка открылись перед нами?
- Оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы.
Сегодня я узнал …
Было интересно …
Было трудно …
Я теперь могу …
Я научился …
У меня получилось …
Мне захотелось …
Я попробую …
Урок дал мне для жизни …
2) На эмоциональном уровне.
Я работал без интереса.
Я работал в нормальном режиме.
Я работал с интересом, увлеченно.
7. Домашнее задание: написать сочинение-описание картины Б.М.Кустодиева «Масленица».