Презентация на тему Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышленияКритическое – не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. Карл Поппер
Требования к выпускнику школы Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике;- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Технология развития критического мышления через чтение и письмоЭто открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности.style.rotation
Технология РКМ через чтение и письмо возникла в 8О-е годы XX столетия в Америке. В России известна с конца 90-х годов прошлого века.Жан ПиажеКарл ПопперДжон Дьюи
ЦЕЛЬ технологии:умение ставить вопросыумение выделять главное и второстепенноеумение устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения умение принимать взвешенные решенияразвитие мыслительных навыков, необходимых в дальнейшей жизни:способность к поиску, анализу, творческой переработке информации
Базовая модель ТРКМI стадия - вызов: актуализация уже имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации. II стадия - осмысление содержания: получение новой информации, соотношение с уже имеющимися знаниями. III стадия - рефлексия: целостное осмысление, рождение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность ученикаВозможные приёмы- Актуализирует имеющиеся знания по изучаемой теме;- Задаёт вопросы; - Формирует мотивацию ученика- Вспоминает всё, что знает по данной теме; - Формулирует гипотезы; - Определяется в своих мотивах и целях- Ключевые термины;- Мозговая атака; - Плюс – минус –вопрос;- Корзина идей;- Таблица «З-Х-У» - Верные и неверные утверждения Стадия вызова
Приём «Корзина идей» прямой вопрос к учащимся;индивидуальная работа учащихся (1-2 мин);обмен информацией в парах или группах (3 мин);составление списка идей;запись кратких сведений в виде тезисов;исправление ошибок
Приём составления маркировочной таблицы «ЗУХ»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗнаюУзнал новоеХочу узнать подробнее
ПростойвопросУточняющийвопросОценочныйвопросТворческийвопросВопросинтерпретацияПрактическийвопрос?«Ромашка Блума» Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти.Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?).Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Приём «Верите ли вы …» или «Верные и неверные утверждения»Ответы на вопросы с помощью знаков: «+» - верю «-» - не верю
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность ученикаВозможные приёмы1. Предлагает опорный текст по теме;2. Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии;3. Управляет групповой динамикой; 4. Поддерживает мотивацию и цели;5. Учит работать сообща1. Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;2. Участвует в групповом взаимодействии;3. Подкрепляет и делает коррекцию своих целей; 4. Слушает, задаёт вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации;5. Учится работать сообща- «Бортовые журналы»; - Чтение с остановками;- Двухчастный и трёхчастный дневник;- Инсерт; - Таблица «тонких» и «толстых» вопросов; - Кластер;- «Шесть шляп мышления»Стадия осмысления
Приём «Инсерт»(условные значки)Отслеживание прочитанного текста с помощью маркировочных знаков:«V» - известная информация«+» - новая информация«-» - то, о чём он думал иначе«?» - непонятная информация
«Тонкие» вопросы«Толстые» вопросыКто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Как звали…?Было ли…?Согласны ли вы…?Верно ли…?Дайте три объяснения, почему…Объясните, почему…Почему вы думаете…?Почему вы считаете…?В чем различие…?Что, если…?Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
Приём «Составление кластера»Ключевое слово
Способы характеристики герояОтношение к работеОтношение к сослуживцамКаков в бытуДомОтношение коллег к героюИмяСемьяВоспитаниеПортретУвлечения
Приём «Шесть шляп мышления»Деление обучающихся на шесть групп для представления своих впечатлений и мыслей.Мыслим фактами, цифрамиПозитивное мышлениеОпределение трудностей, проблемЭмоциональная шляпаТворческое мышлениеФилософская, обобщающая шляпа
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность ученикаВозможные приёмы1. Возвращает обучающихся к первоначальным записям;2. Даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информацииСоотносит «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления; 2. Выражает новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивает причинно-следственные связиКруглый стол;Дискуссия;Эссе; СинквейнСтадия рефлексии
Приём «Написание эссе»Свободное письмо на заданную тему (не более 5 мин)
Приём «Написание синквейна»Стихотворение из пяти строк:ПЕРВАЯ СТРОКА – одно существительноеВТОРАЯ СТРОКА – два прилагательныхТРЕТЬЯ СТРОКА - три глаголаЧЕТВЁРТАЯ СТРОКА – краткое предложение, отражающее отношение к темеПЯТАЯ СТРОКА – это слово-резюме, выражающее личное отношение
Дружба крепкая, верная Объединяет, поддерживает, лечит Дружба – великая сила Согласие
Удачи и везения, хорошего настроения, счастья в жизни личной, мысли здоровой, критичной!
Спасибо за внимание!