Урок русского языка по развитию речи в 6 классе на тему Текст как универсальная единица. Технологическая карта
Технологическая карта урока. Урок развития речи в 6 классе. Анализ текста.
Тема урока: «Текст как универсальная единица».
Учитель: Озюменко Алла Феликсовна
ГБОУ Школа № 1359
Цели деятельности учителя
Учебная: развитие умений учащихся анализировать текст; глубокое осмысление прочитанного, умение обмениваться мнениями о содержании текста и выражать свои мысли в форме развернутого аргументированного ответа.
Воспитательная: утверждение своей позиции по поводу такого вида сведений, компетентностное осмысление собственного опыта.
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать, что такое текст, уметь определять тип и стиль текста, определять главную мысль текста, находить лексические и грамматические признаки текста, определять единство темы и композиционную целостность. Доказать, что текст является универсальной единицей.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретения компетентность): применение полученных знаний, умений и навыков анализа текста, языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории, обществознания, географии, биологии и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, участие в творческом созидательном труде, оценивание усваиваемого содержания, осваивание новых видов деятельности.
Методы и формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы
Оборудование
Экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия
Текст, главная мысль текста, тип, стиль текста, тема, абзац, микротема, композиционная целостность, универсальная единица.
Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формы организации взаимодействия
Формируемые УУД
Промежуточный контроль
1.Мотивация к учебной деятельности.
1.Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о том, что называется текстом.
1. Сегодня мы с вами начнем изучать новую, интересную для вас тему.
Она написана на доске, перепишите ее в тетрадь.
«Текст как универсальная единица языка».
Из каких ключевых слов состоит тема нашего урока? - «Текст» и «универсальная единица».
Обратимся к лексическому значению этих слов:
Текстум (латынь) ткань, соединение, связь (текстильный, ткань) все связано между собой.
Универсальный разносторонний, охватывающий многое.
Значит, мы сегодня будем рассматривать текст как единое целое, имеющее все признаки единства текста.
1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебный материал на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.
1.Фронтальная.
1.Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.
1.Листы обратной связи.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
2.Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Дидактическое задание.
2. Для этого нам надо будет проделать следующую работу и решить следующие задачи:
-доказать, что текст имеет единство темы и композиционную целостность;
-проанализировать средства связи предложений в тексте;
-определить тип текста;
-определить индивидуальный стиль автора данного текста.
К сегодняшнему уроку вам было задано проанализировать задания упражнений, в которых предполагается работа с текстом.
- Какие это задания?
- Вспомним, что мы уже знаем о тексте.
Текст это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
Текст это два и более предложения, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности.
Вывод: каковы основные признаки текста?
Основные признаки текста:
текст имеет или может иметь заглавие;
текст имеет тематическое и композиционное единство всех частей;
в тексте имеется грамматическая связь между частями (цепная, параллельная).
Что можно выделить в тексте?
В тексте можно выделить
план содержания;
план выражения этого содержания (языковые средства).
Специальные языковые средства отражают связь предложений в тексте.
На основе данных знаний мы можем решить первую задачу, а именно: доказать, что текст имеет единство темы и композиционную целостность.
2.Вспоминают, что такое текст. Задают вопросы и отвечают на вопросы других.
2.Групповая.
2.Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы.
3.Выявляют места и причины затруднения.
3.Обсуждение результатов предыдущего этапа.
Просмотр мультимедийной презентации к тексту «Снегири».
Знакомство с текстом.
У вас на партах лежит текст Н. Носова «Снегири». Это лист №1. Давайте с ним познакомимся.
3. Знакомство с текстом.
Прочитаем выразительно текст.
СНЕГИРИ.
Под окном росла большая черемуха. Весной она зацветала так пышно, что казалось это уже не дерево, а белое облако, каким-то чудом опустившееся на землю. Летом все дерево было осыпано темно-синими ягодами, которые мы поедали в огромных количествах.
А зимой было самое интересное, потому что на черемухе в это время года бывали частыми гостями снегири. Много лет прошло с тех пор, но я и сейчас очень легко представляю себе эту сказочную картину. На корявых темно-серых ветках черемухи, опушенных сверху белым снежком, сидят красногрудые птички.
Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть одного из вас и держать дома в клетке! Я воображал, что был бы самым счастливым человеком на свете, если бы мне подарили снегиря. Но мое детство так и прошло без снегиря. Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички. Но я не жалею об этом. Я даже рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку, не держал ее взаперти, в то время как она могла летать и наслаждаться свободой.
И сейчас уже не знаю, действительно ли был бы я те времена очень счастлив, если бы вдруг стал обладателем снегиря. Но зато хорошо знаю, что был самым счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.
(По Н. Носову).
3.Обдумывают ответы на вопросы.
Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.
Обдумывают ответы на вопросы.
3.Групповая.
Фронтальная.
3.Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения
необходимой для решения проблемы информации.
Устные ответы.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. При помощи последующих заданий учитель помогает ученикам определить тему, главную мысль текста. Подчеркнуть особенность текста как универсальной единицы. Определить микротемы текста.
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
Вопросы к тексту:
Как называется текст?
Какова его главная мысль?
Какова его тема? (найти ключевые слова, которые определяют тему текста);
О чем говорит наличие абзацев?
Связаны ли микротемы по смыслу?
Как свяны начало и конец текста?
Если микротемы связаны по смыслу, мы можем составить план.
Составим план.
1. Белая черемуха.
2. Частые гости.
3. Милые друзья, милые снегири
4. Самый счастливый человек на свете.
Теперь найдите глаголы и определите их время и вид.
Доказали ли мы с вами, что текст имеет единство темы? Как?
Текст имеет композиционную целостность?
Теперь мы с вами можем определить тип текста.
Какие типы текста мы знаем? Обратите внимание на речевые клише, которые лежат у вас на партах. Под какой образец рассуждения подходят наши выводы?
Запишем, что у нас получилось.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Индивидуальная, групповая.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников. Систематизируют знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные:
строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.
Устные ответы.
Уточняющие вопросы.
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов.
4. Следующий этап работы. Лист №2.
На нем таблица, в которой даны сведения о средствах связи предложений в тексте. Рассмотрим ее.
Какие средства связи предложений в тексте мы уже знаем?
Художественные, то есть лексические.
Перечислите их и отметьте знаком «+».
Есть ли среди них такие, с которыми вы еще не знакомы? Отметьте их знаком «-».
Давайте сначала найдем те художественные особенности текста, которые мы уже знаем, в тексте.
Работа с текстом.
После работы с лексическими средствами языка делаем вывод, что данный текст относится к художественному стилю речи.
Теперь нам осталось доказать, что предложения связаны грамматически.
Опять обратимся к таблице.
С какими видами вы уже знакомы, а с какими нет?
Отметьте их «+» и «-».
Работа с текстом.
Мы с вами доказали, предложения в тексте связаны грамматически.
Вывод: определив единство темы и композиционную целостность, определив тип текста и стиль текста, мы доказали, что текст «Снегири» Н. Носова является универсальной единицей языка.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что предложения в тексте связаны лексически и грамматически.
Фронтальная.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах.
Устные ответы. Листы обратной связи.
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Заключительная беседа по вопросам.
5. Подведем итог нашей работе.
Что нового мы с вами узнали?
Какие трудности появились у вас в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.
Домашнее задание: упр. 278. Поработайте с текстом, используя памятку,
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Индивидуальная.
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Листы обратной связи.
15