Рабочая программа Юные друзья природы


Пояснительная записка
Рабочая программа занятий кружка составлена на основе авторской образовательной программы
«Зеленый патруль» экологической направленности. Она рассчитана на учащихся 12-14 лет и разработана на 1год. В соответствии с учебным планом, принятым МБОУ ДОД Таштыпский ЦДТ, программа кружка « Юные друзья природы» рассчитана на 128 часов в год. Периодичность занятий 4 раза в неделю: понедельник, вторник, среда, четверг по 1 часу. Предусмотрены резервные занятия в количестве 6 часов, которые могут быть использованы для подготовки к конкурсам.
Цель программы: воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.
Задачи программы: - научить детей правилам поведения на природе
-принять участия в акциях проводимых заповедником «Хакасский»
Программа предусматривает последовательную смену теоретических и практических заданий. Овладение теоретическими знаниями закрепляется практической деятельностью по созданию аншлагов, изготовлению кормушек, сборке мусора.
При реализации программы прослеживаются следующие межпредметные связи: биология, природоведение, технология, изобразительное искусство.
На занятиях дети знакомятся с природоохранной работой заповедника « Хакасский». Представителями флоры и фауны, занесенными в Красную Книгу Республики Хакасия.
Практическая часть может быть выполнена как группой, так и индивидуально.
Программа включает несколько направлений ДПИ, которые сменяют друг друга, чем поддерживается постоянный интерес к узнаванию нового.
В результате работы по программе « Юные друзья природы» обучающиеся
должны знать:
1)правила поведения в лесу, на воде.
2) животных и растений, занесенных в Красную Книгу и произрастающих в окрестностях
п.М-Арбаты.
должны уметь:
применять свои знания в других сферах деятельности.
правильно вести себя на природе
вести среди населения агитационную работу по бережному отношению к природным богатствам своей местности.
Календарно-тематическое планирование кружка « Юные друзья природы»
(128 ч)
№ Блок. Тема занятий Вид деятельности Вид
контроля Часы Дата
По плану По факту
Раздел «Дом, где я учусь»
1 Вводное занятие.(1ч.)
Формирование кружка, составление плана работы опрос 1
2
3-8
9-10 Тема: «Осень, рыжая подружка» (23ч.)
«Я и школа»
Экологическая акция « Мы чистим мир»
Подготовка документов для участия в конкурсе заповедника
« Хакасский» Конкурс рисунков Виз.осм. 1
6
2 11 Осенний турслет (изучение топокарты) Топо-
диктант 1 12 Экологический дизайн класса Практическая работа 1 13 Лучший проект экологического дизайна Конкурс Виз.осм1 14-15 Планета Земля Просмотр видеофильмов 2 16 Составление букетов (икебана) Конкурс Виз.осм1 17-18
19-20 Осенний пейзаж
Экологические памятки для взрослых и детей Экскурсия
Творческая гостиная 2
2 21-22 Уборка территории вокруг школы Практическая работа 2
23 Экологическая этика Упражнения опрос 1 24 «Путешествие по осени»
КВН 1 Раздел «Я - житель планеты Земля»
Тема: «Идет волшебница зима»
( 16ч) 25
26-27
28-29
30
Птицы нашего двора
Птицы нашего двора
Акция « Покормите птиц зимой!»
Изготовление кормушек из подручного материала
Размещение кормушек на территории поселка Виртуальная экскурсия
Пресс-конференция для учащихся начальной школы
Практическая работа Опрос
опрос 1
2
2
1 31-33 Экскурсия в зимний лес Исследование снежного покрова Виз.осм3 34-36 Стихи, рассказы, сказки о зиме
Акция «Сбережем елочку» Конкурс 3 37 Землянам – чистую планету Агитбригада 1 38-40
41 Экологический мониторинг
Акция «Покормите птиц зимой!»
Проверка кормушек. Подкормка птиц Лабораторная работа Виз.осм3
1 42-44 Тема «Моя планета Земля»(10ч.)
Бушующая планета Просмотр видеофильмов опрос 3 45 «Цвети Земля» Конкурс рисунков Виз.осм1 46 Экология планеты Земля Беседа опрос 1 47-49 Сочинение на тему «Какой я вижу свою планету?» Конкурс 3 50
51 Акция « Покормите птиц зимой!»
Проверка кормушек
Уроки экологического этикета Практическая работа Виз.осмВиз.осм1
1 52
Тема «Животные и растения родного края»(19ч.)
Животный мир родного края
Путешествие по страницам Красной Книги опрос 1
53
Растительный мир родного края
Путешествие по страницам Красной Книге опрос 1
54 Час ДискавериПросмотр видеофильмов опрос 1 55 Комнатные растения в квартире, в классе Занятие-презентация
Виз.осм1
56-58 Эти удивительные растения
Подготовка и проведение игры для учащихся начальных классов « Умники и умницы» опрос 3
59 Уход за комнатными растениями Практическое занятие опрос 1 60
Определение качественного и количественного состава
растений в кабинетах и рекреациях школы опрос
1
61-63
Уход за домашними животными в клетке
Практические советы по ухаживанию за попугаем, рыбками, хомяками Опрос
3
64 Акция « Покормите птиц зимой!» Подкормка птиц Виз.осм1 65-67
Посещение музея природы заповедника « Хакасский» в
г. Абаза опрос
3
68-70
Маленький огород на подоконнике Практическое занятие
Виз.осм3
71
Тема « Экологические проблемы села, района»(14ч.)
Экологические проблемы нашего района и села Беседа
опрос 1
72
Взаимосвязь между природой и деятельностью человека в поселке Малые Арбатыопрос
1
73-75
Влияние экологической обстановки на состояние здоровья населения села опрос
3
76-78
Материалы местных СМИ об экологических проблемах опрос 3
79-84
Подготовка материалов к публикации в местной газете
« Земля таштыпская» Подобрать из периодической печати материал на тему
« Экологическая ситуация» 6 Раздел «Я и мое село»
Тема: «Весенняя капель»(40ч.) 85-87 Сезонные изменения в природе Экскурсия опрос 3 88 Мой любимый край Конкурс рисунков и стихов Виз.осм1 89-91 Подготовка ко Дню птиц Изготовление скворечников 3 92
Международный день птиц (развешивание скворечников) 1
93 Весенний день птиц Конкурс знатоков опрос 1 94-96 «День Земли» Праздник 3 97-99 Неделя экологии Подготовка и проведение 3 100-102 Сбережем природу родного края Экскурсия, мониторинг опрос 3 103-105
Береги свой лес, речку, поле…
Изготовление щитов и плакатов « Не навреди!» 3
106
Человек и его деятельность-причина загрязнения водоемов
опрос 1
107-109 Акция,посвященная Всемирному Дню воды
( очистка берегов речки Малоарбатка) 3 110-112 Предприятия моего села
Экскурсия
Хак.ЛПХ, пекарня,
Почта,электрич.сети. 3 113 Что люблю, то храню и берегу Составление кодекса для туристов опрос 1 114-117
Расчистка родника
« Серебрянный ключ» и его охрана Мониторинг
4
118-120 Черёмуха душистая Экскурсия 3 121
122-124 Огонь. Я- друг. Я- враг.
Начни с себя! (акция по воспитанию экологически сообразного поведения в природе) Занятие-игра
Выставка творческих работ. Подведение итогов.Задание на лето. опрос 1
3 125-128- Тема « Летний турслет»(4ч.)
Летний турслет4 Тематическое планирование занятий

п/пНаименование темы раздела Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Раздел «Дом, где я учусь»
Тема «Осень, рыжая подружка» 23 8 15
3 Раздел « Я - житель планеты Земля»
Тема « Идет волшебница зима» 16 8 8
4 Тема « Моя планета Земля» 10 7 3
5 Тема «Животные и растения родного края» 19 6 13
6 Тема «Экологические проблемы села, района» 14 8 6
7 Раздел «Я и моё село»
Тема «Весенняя капель» 40 7 33
8 Тема « Летний турслет» 4 4
Итого 128 45 83
Используемая литература
Научно-методический журнал « География в школе»
№1 2000г.с.84-90.
№ 5 2001г. с.59-61; с.68-72
№7 2003г. с.16-23; с.48-50; с.55-61
№3 2007г. с.69-73
Природа Хакасии.1994г.абакан
Музеи Аскизского района Хакасии. Хакасское книжное изд-во. Абакан. 2007г.
Таштыпский район. История и современность. Абакан.2008г.
Экономическая и социальная география Хакасии 8-9кл. Абакан. 1994г.
Юный эколог. Издательство « Учитель» Волгоград. 2000г.

Используемая литература
Географический атлас с комплектом контурных карт. Физическая география.
Начальный курс.6 класс.
2. Д.В.Новенко. Школьный практикум. География. Практические работы на местности. 6-9 классы. Издательский дом « Дрофа» 1997 г.
3. Научно-методический журнал « География в школе»
№1 2000г.с.84-90.
№ 5 2001г. с.59-61; с.68-72
№7 2003г. с.16-23; с.48-50; с.55-61
4. Н.Н.Петрова. Школьный практикум. География. Начальный курс. 6 класс. Изд. дом «Дрофа» 1999г

5. Природа Хакасии.1994г. Абакан
6. Таштыпский район. История и современность. Абакан.2008г.

Пояснительная записка
Рабочая программа занятий кружка «Юный картовед» составлена на основе авторской образовательной программы
«География» экологической направленности. Она рассчитана на учащихся 5 класса и разработана на 1год. В соответствии с учебным планом, принятым,
программа кружка « Юный картовед» рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий 1 раз в неделю: понедельник по 1 часу. Предусмотрены резервные занятия в количестве 1 часа, которые может быть использовано для подготовки к конкурсам.
Цель программы: изучение и знакомство с разными видами географических карт
Задачи программы: - научить детей правильно оформлять контурные карты
-принять участия в различных конкурсах по географии
Программа предусматривает последовательную смену теоретических и практических заданий. Овладение теоретическими знаниями закрепляется практической деятельностью работой по заполнению контурных карт.
При реализации программы прослеживаются следующие межпредметные связи: окружающий мир, математика.
На занятиях дети знакомятся с различными тематическими картами. А также с географическими объектами: горы, реки ,озера, полезные ископаемые ит.д. Республики Хакасия.
Практическая часть может быть выполнена как группой, так и индивидуально.
Программа включает несколько направлений ДПИ, которые сменяют друг друга, чем поддерживается постоянный интерес к узнаванию нового.
Результаты работы:
В результате работы по программе « Юный картовед» обучающиеся
должны называть и показывать:
1)отличия плана местности от карты, рисунка, аэрофотоснимка;
2) объекты на местности, пользуясь условными знаками плана и карты
3) протяженность 10дуги меридианов и параллелей в км;
4) разные виды масштаба плана и карты
5) горизонтали
6)объекты, обозначенные условными знаками плана и карты.
Определять:
азимут на местности и плане;
расстояние на местности, плане, глобусе и карте;
относительную и абсолютную высоты на местности и плане
характер местности по горизонталям
значение плана и карты
Описывать:
1)географические объекты своей местности;
2)маршрут.
должны уметь:
применять свои знания в других сферах деятельности.
правильно оформлять контурные карты.
Тематическое планирование занятий

п/пНаименование темы раздела Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Раздел «План местности» 8 5 3
3 Раздел «Географическая карта»
11 6 5
4 Раздел «Литосфера» 5 2 3
5 Раздел «Гидросфера» 8 4 4
6 Итоговое занятие 1 1
7 Резерв 1 Итого 35 18 16
Календарно-тематическое планирование кружка « Юный картовед»
(35 ч)
№ Блок. Тема занятий Вид деятельности Вид
контроля Часы Дата
По плану По факту
5 класс 1 Вводное занятие.(1ч.)
Формирование кружка, составление плана работы опрос 1 2 Раздел «План местности»
(8 ч.)
Условные знаки плана местности опрос 1 3 Масштаб плана местности Работа по плану местности 1 4 Виды масштаба 1 5 Виды съемок местности 1 6 Экскурсия «Ориентирование и измерение расстояний на местности» экскурсия 1 7 Составление простейшего плана местности и работа с ним Практическая работа 1 8 Азимут 1 9 Топографический диктант топодиктант1 10 Географическая карта (11ч.)
Использование разнообразных карт в народном хозяйстве опрос 1 11 Отличия географических карт от плана местности. Определение взаимного расположения материков и океанов Земли. Работа по картам 1 12 Меридианы и параллели. Градусная сетка Изучение глобуса 1 13 Измерение расстояний по карте, пользуясь градусной сеткой Практическая работа 1 14 Масштаб географической карты 1 15 Виды масштабов 1 16 Определение сторон горизонта на глобусе и карте Практическая работа 1 17 Определение сторон горизонта на местности экскурсия 1 18 Нахождение географических координат на карте Практическая работа 1 19 Нахождение географических координат на глобусе Практическая работа 1 20 Конкурс - игра на определение географических объектов по их координатам конкурс 1 21 Раздел «Литосфера» (5ч.)
Шкала высот и глубин опрос 1 22 Определение высоты гор Земли по карте Практическая работа 1 23 Определение высоты равнин по карте Практическая работа 1 24 Определение местоположения объектов на карте (гор и равнин) Практическая работа 1 25 Определение месторождений полезных ископаемых (способ значков) опрос 1 26 Раздел «Гидросфера» (8 ч.)
Измерение глубин океанов и морей по карте. Шкала высот и глубин Практическая работа 1 27 Определение по карте направления течения реки, правого и левого берега. Практическая работа 1 28 Нахождение местоположения
объектов на карте: рек, озер,
каналов, водохранилищ и т.д. Практическая работа опрос 1 29 Определение направлений основных морских течений и ветров Земли Практическая работа 1 30 Определение направлений морских путей сообщения и местоположение портов( линии движения; способ значков) опрос 1 31 Изучение внутренних вод своей местности опрос 1 32 Игра «Лучший знаток карты» конкурс 1 33 Экскурсия к речке «Малоарбатка» экскурсия 1 34 Итоговое занятие:
Нахождение географических объектов, названных именами великих путешественников на карте мира конкурс 1 35 Резерв