Презентация коучинга Формирование навыка осознанного чтения на уроках математики и физики посредством использования технологии критического мышления через чтение и письмо
Коуч: Рязанова Н.Н., учитель высшей категории, 1 уровня, КГУ ОСШ №4Формирование навыка осознанного чтения на уроках математики и физики посредством приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Сознательность чтения предполагает: осмысление значения каждой языковой единицы текста; понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному; осознание себя как читателя.
Процесс чтения состоит из трех фаз:1. Восприятия текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка.2. Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.3. Создание собственного нового смысла, т.е. «присвоение»добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Эта фаза включает в себя: -выдвижение гипотез; -высказывание предположений; -моделирование; -обобщение; -применение на практике.
Для работы с научной, учебной литературой используется особый вид чтения-РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
1этап. Ориентировочное (ознакомительное) чтение.2этап . Просмотровое (поисковое)чтение3 этап. Аналитическое(изучающее) чтение.
Умения выпускника основной школыориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте , они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;интерпретировать текст;
откликаться на содержание и форму текста;на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении
Задания к ним могут проверять:*понимание информации, имеющейся в тексте;*понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;*умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;*умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.
Задания могут проверять:*понимание информации, имеющейся в тексте;*умение выделить(сформулировать)гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;*умение сформулировать выводы.2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.
Задания могут проверять:*понимание информации, имеющейся в тексте;*понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;*умение определять основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства,*умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики.
Задания могут проверять:*понимание информации, имеющейся в тексте;*понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте,*умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды,*умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.
физические основы современного миропонимания;-эстетические основы науки и научного творчества;-история физики и техники;-творчество, взгляды и убеждения ученых, деятелей культуры и искусства;-изучение и сохранение материальных памятников культуры.5.Тексты общекультурного содержания
Задания могут проверять:*понимание информации, имеющейся в тексте;*понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;*умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений ученых, деятелей культуры и искусства для современности;*умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических явлений, технических устройств и так далее для жизни общества;*умение определить (или сформулировать) выводы.5.Тексты общекультурного содержания
Задания могут проверять:*понимание информации, имеющейся в тексте;*понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;*умение моделировать описанную ситуацию;*умение анализировать;*умение формулировать выводы.6. Сюжетная (текстовая) задача
Сформированный навык смыслового чтения станет серьезным фундаментом. С его помощью школьник учится искать, понимать, преобразовывать, интерпретировать, оценивать.
Психологи выделяют 200 факторов, гарантирующих высокую успеваемость детей. Первым навыком считается именно осознанное чтение.
Цель данной технологии : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизниТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯчерез чтение и письмо
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;умение пользоваться различными способами интегрирования информации;умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;умение решать проблемы;умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;ТРКМЧП направлена на достижение определенных образовательных результатов:
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);способность брать на себя ответственность;способность участвовать в совместном принятии решения;способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;умение сотрудничать и работать в группе и др.
трехфазная структура урока:Основа ТРКМвызовосмыслениерефлексия
Дневник Двухчастиевый и трехчастиевыйИнсертЧтение с остановкамиТаблица «ПМИ»Прием «Ромашка Блума»Прием «толстых» и «тонких» вопросовСюжетная таблицаПриемы, направленные на развитие осознанного чтения
Инсерт (условные значки)V(осознать новые знания)+(исправить неверные предположения)-(исправить неверные предположения?(побудить дальнейший интерес к теме)Я это зналЭто для меня абсолютно новоеЭто противоречит тому, что я зналЯ хочу знать об этом больше
«Двухчастиевый дневник»цитатакомментарийвопросы
Сюжетные таблицыКто?Что?Когда?Где?Почему?
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов??Дайте три объяснения, почему…?Объясните, почему…?Почему вы думает6е…?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…?Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Мог ли…?Как звать…? Было ли…?Согласны ли Вы…?Верно ли…?
Ромашка БлумаПростойвопросУточняющийвопросОценочныйвопросТворческийвопросВопросинтерпретацияПрактическийвопрос?
Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)автор Эдвард де Боно