Исследовательская работа по литературе на тему Только свобода и любовь: разностороннее понимание любви А.С. Хомяковым

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Барсуковская общеобразовательная школа имени Е.Н.Волкова»

Научно-практическая конференция
III Хомяковские молодёжные чтения
Секция: Наследие А.С.Хомякова



Исследовательская работа
«Только свобода и любовь»: разностороннее понимание любви А.С.Хомяковым



Выполнила: Новикова Анастасия Игоревна,
ученица 11 класса
Руководитель: Третьякова Юлия Николаевна,
учитель русского языка
и литературы, I категория
Контактный телефон: 79-95-45





п. Барсуки, 2013 г
Я живу - и, значит, я люблю! 
Я люблю - и, значит, я живу! 
В.Высоцкий


Вступление

Только любовью укрепляется само понимание,
только в любви
· жизнь, огонь, энергия самого ума.
А.С.Хомяков

Любви все возрасты покорны. О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: « О любви не говори, о ней все сказано». И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова - любовь! 
Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к человечеству вообще, к природе вообще.
Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. Не исключением был и Алексей Степанович Хомяков.
А.С.Хомяков был человеком с сильным характером, с огромным самообладанием, но скрытным, не любящим обнаруживать своих страданий, чувственность в стихах и письмах. Хотя, как и большинство поэтов XIX века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.М.Языков, Ф.И.Тютчев и др.), посвятил ряд стихотворений женщинам-современницам. Об Алексее Степановиче можно сказать, что он был гордым человеком. И всего более эта черта его характера сказалась в его отношениях к женщинам.
Существует несколько видов любви: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к Отчизне, любовь к себе и любовь к Богу. Проанализировав поэтическое творчество А.С.Хомякова, его публицистику, личные письма, можем отметить, что все стороны этого замечательного чувства были объяты поэтом. Через стихотворения раскрывается его личность. Мы видим, что Алексей Степанович безгранично любил Россию, гордился родной землёй, высказывал свои религиозные взгляды, нравственно-философские воззрения. Он был заботливым семьянином, любящим братом, мужем и отцом. Да, он всегда подавлял в себе различные чувства: переживание, страдание, радость, гнев, любовь. Но всё равно он оставался человеком, которым овладевали эмоции.
Таким образом, в данной работе мы попытались проследить разностороннее проявление чувства любви в жизни и творчестве поэта, начиная от сыновней любви к своей матери и заканчивая всепоглощающим чувством любви церковного Собора.














Основная часть

Любовью сердца мы должны вызывать
к жизни полноту истины и праведности
Христа и церкви, и тогда наши глаза
откроются и мы будем обладать
разумом в его полноте, постигающим
сверхрациональные принципы
А.С.Хомяков

Алексей Степанович Хомяков, по воспоминаниям современников, был глубоко нравственным человеком. Истоки духовности поэта определяются прежде всего традициями русского семейного воспитания.
А.С.Хомяков родился в дворянской семье, уходящей своими корнями в московскую Русь, к временам Василия III. Хомяковы всегда чтили семейные традиции.
Будущий поэт уважал и горячо любил своих родителей, особенно мать. Впоследствии он писал: «Счастлив тот, у кого была такая мать и наставница в детстве».
Мать Алексея Степановича была по-своему очень замечательной женщиной, и нельзя не остановиться на её поступке относительно детей, имевшем большое значение в жизни Алексея Степановича. Когда сыновья Марии Алексеевны пришли в соответствующий возраст, она призвала их к себе и высказала свой взгляд на то, что мужчина должен, как и девушка, сохранять своё целомудрие до женитьбы. Она взяла клятвы со своих сыновей, что они не вступят в связь ни с одной женщиной до брака. В случае нарушения клятвы она отказывала своим сыновьям в благословении. Клятва была дана и по всем данным была исполнена[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Двадцати шести лет от роду в стихотворении «Признание», как бы адресованное матери поэта, А.С. Хомяков писал:
Досель безвестна мне любовь. И пылкой страсти огнь мятежный; От милых взоров, ласки нежной Моя не волновалась кровь.
Нельзя сказать, что А.С.Хомяков до женитьбы не испытывал чувства любви или влюблённости. Это подтверждает тот факт, что многие его стихотворения посвящены женщинам, а именно З.А.Волконской, С.Н.Карамзиной и фрейлине А.О.Россет.
В 1827 году выходит в свет стихотворение «Отзыв одной даме», которое посвящено Зинаиде Александровне Волконской. В её салоне часто бывали А.С.Пушкин, Адам Мицкевич и А.С.Хомяков. З.А.Волконская предстаёт в образе Сивиллы – легендарной пророчицы Древнего Рима, которая не должна властвовать над поэтами. Они должны быть свободны в своём творчестве.
Когда Сивиллы слух смятенной
Глаголы Фебовы внимал
И перед девой исступлённой
Призрак грядущего мелькал,
·
Чело сияло вдохновеньем,
Глаза сверкали, глас гремел,
И в прахе с трепетным волненьем
Пред ней народ благоговел.
Ряд стихотворений (« К РОС», « Ей же», « Иностранка») А.С.Хомяков посвящает Александре Осиповне Россет, состоявшей фрейлиной при дворе императрицы Марии Фёдоровны. Было ей тогда двадцать лет. Она была очень красива, образованна, обладала язвительным умом, что давало возможность на равных обсуждать с ней самые различные вопросы литературы, политики и вообще все новости.
О дева-роза, для чего
Мне грудь волнуешь ты
Порывной бурею страстей,
Желанья и мечты.
Она оставила замечательные мемуары о себе и современниках. О А.С.Хомякове она писала в своём дневнике: « Хомяков так умён, что о душе его ничего нельзя сказать».
По соображениям патриотизма Хомяков отказался жениться на иностранке Россет (в замужестве Смирновой), которую горячо любил. Таким образом, он поставил общественное превыше личного. Для него было характерна непреклонная защита православных и национально-русских принципов. Вообще этот человек отдавал себя человечеству и обществу в целом, как впрочем и все писатели, поэты, общественные деятели того времени.
А.С.Хомякову пришлось испытать и муки безответной любви. В 1834 году поэт посещал литературные вечера у семейства Полтавцевых. Алексей Степанович влюбился в младшую из сестёр, Зинаиду Николаевну. Посватовшись к ней, он получил отказ. Тяжело перенёс А.С.Хомяков разлуку с любимой.
А. И. Кошелев писал об Алексее Степановиче: «Хомяков удивительный человек: свою нравственную страсть он доводит до последней крайности. В большом обществе, и в особенности при дамах, он невыносим. Он никогда не хочет быть любезным, опасаясь кого-нибудь тем привести в соблазн»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Несколько раз зарождалось в нем чувство любви к женщине, но каждый раз умел он победить его, подчинив его разумным целям. Хомяков не был натурой эротической. Эротики нет в его творчестве. В нем разум и воля преобладали над чувством. Он не жил под обаянием женственности. Это так чувствуется и в стихах его и в письмах».
Второй раз предложить даме руку и сердце Хомяков решился только после встречи с Катенькой Языковой, сестрой поэта Николая Языкова. Кате было 19 лет, Хомякову - 32 года. Он увидел ее на одном из московских вечеров и сразу влюбился. Хомяков посватался к ней, и Кити приняла предложение. 5 июля 1836 года они венчались. В день свадьбы он был перед ней чист так же, как и она перед ним.
Екатерина Михайловна была женщиной высоких умственных интересов и твердых нравственных устоев. Этот брак был в высшей степени счастливым. С ней он прожил 15 лет, она родила ему четверых сыновей (двое из них умерли в младенчестве от скарлатины) и пять дочерей. А.С.Хомяков писал: « Пятнадцать лет с половиною почти невозмутимого счастья – такая доля даётся одному из тысячи, и это в тысячу раз более чем я заслужил. Взаимная любовь наша была беспредельна, как только может быть беспредельно земное чувство».
Женитьба оказала большое влияние на убеждения, энергию и всю деятельность А.С. Хомякова. Он обрёл то, что искал. Екатерина Михайловна была для Алексея Степановича не только любимой женщиной, но и небесным ангелом, солнцем, дающим свет его творчеству. Kitty – так на английский манер называл А.С.Хомяков свою жену. «Милый, чудный друг!», «Душа моя!»
· так обращался он к ней в письмах, что говорит о светлой любви между супругами.
В письме к Николаю Языкову по поводу рождения сына Степана А.С.Хомяков писал: «Поздравь меня! Катенька подарила меня сыном Степаном. Теперь уже шестой день. Родился он поутру девятого числа; мучилась Катенька в самое время полного лунного затмения. Факт поэтический. Я не могу тебе выразить моей радости; но я не сыну рад, а жене. Таких тяжёлых, таких светлых минут жизнь уже представить не может».
Семья, по мнению А.С.Хомякова, заставляет отказаться от любви к самому себе и перенести её на мужа или жену, на детей, на братьев и сестёр. Он был примерным семьянином. Любовь к семейственности очень характерна для А.С.Хомякова и для всех славянофилов. Все общественные отношения людей он представлял себе прежде всего по образцу отношений семейных. Хомяков был счастлив в семейной жизни и на счастье этом хотел основать свои надежды на счастье общественное. О счастье семейном говорит он, что «оно одно только на земле и заслуживает имя счастья». «На Святой Руси нужен свой дом, своя семья для жизни»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Общественность семейственная, по образцу семьи созданная, и есть патриархальный быт, в котором все отношения такие же, как отношения отцов и детей.
С семейственностью Алексея Степановича была связана некоторая его скупость. Не только другие люди, но и сам он считал себя скупым и добродушно иронизировал над этим свойством, называя себя papa Grandet.
В 1852 году случилось несчастье: умерла жена А.С.Хомякова. После смерти любимой жены А.С.Хомяков страдал, тосковал, проводил свободное время в молитвах, заглушая душевную боль, или рисовал очередной портрет милой Катеньки. Сердце поэта, по его словам, не хотело от неё отступиться и передать её иной, высшей жизни. «Никогда я не испытывал так сильно того, что можно назвать ревнивым эгоизмом любви: ибо горе было наперекор разуму и всем его убеждениям»,
· писал А.С.Хомяков.
Немало горя пришлось испытать А.С.Хомякову, но внутреннего трагизма, внутренней неудовлетворённости он не знал. В творчестве своем А.С.Хомяков никогда не обнаруживал своих слабостей, внутренней борьбы, сомнений, исканий, подобно людям современным. Воинственность характерная черта А.С.Хомякова. Черта эта сказалась и в том, что его часто тянуло на войну, и в воинственной манере писать, и в любви к диалектическим боям. Стихи его почти исключительно воинственны, не лиричны, не печальны. По мнению Николая Бердяева, А.С.Хомяков «ни в чем не сомневается и идет в бой. В бой нельзя идти с сомнением, с внутренней борьбой. Плохой воин тот, кто борется с самим собой, а не с врагом. Хомяков всегда боролся с врагом, а не с самим собой, и этим он очень отличается от людей нашей эпохи, слишком часто ведущих борьбу с собою, а не с врагами. Современники прежде всего воспринимали Хомякова как диалектического бойца, как непобедимого спорщика, всегда вооруженного, всегда нападающего»
В пылу диалектического боя А.С.Хомяков любил прибегать к парадоксам, впадал в крайности. Часто это бывало бессознательно, но иногда он и сознательно прибегал к парадоксам в целях боевых. Любил А.С.Хомяков острить и смеяться, он вечно смеялся, и смех его, по-видимому, некоторых соблазнял.
Любовь к свободе была одним из корней существа А.С.Хомякова. Свободолюбие философа сказалось в его богословствовании. И вся жизнь его была проникнута ненавистью к принуждению и насилию, верой в органическую свободу, в её благодатную силу. Вся славянофильская доктрина А.С.Хомякова была учением об органической свободе. Организм для него всегда был свободен, лишь механизм был принудителен. Эта страстная любовь к свободе прекрасно выразилась в стихах А.С.Хомякова, посвященных России. Он видит миссию России прежде всего в том, что она откроет западному миру тайну свободы.
Твоё всё то, чем дух святится.
В чем сердцу слышен глас небес, В чем жизнь грядущих дней таится, Начала славы и чудес!.. О, вспомни свой удел высокий, Былое в сердце воскреси, И в нем, сокрытого глубоко, Ты духа жизни допроси! Внимай ему и все народы, Обняв любовию своей, Скажи им таинство свободы, Сиянье веры им пролей! И станешь в славе ты чудесной Превыше всех земных сынов, Как этот синий свод небесный, Прозрачный Вышнего покров!
Поэт горячо любил Россию, но его любовь не была слепой; он ясно видел все мерзости русской жизни, порожденные ее политическим строем. В стихотворении "России", написанном в 1854 году, Хомяков с великой болью говорит:
А на тебя, увы! как много
Грехов ужасных налегло!
В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна!
Однако поэт верил в то, что народ сможет преодолеть всю "черную
неправду", в которую ввергли страну правители; будущее России Хомяков
изображал символически в виде мчащегося через волны корабля с поднятым
флагом, на котором «виден правды суд и мир любви».
Хомяков верил, что начало органической свободы заложено прежде всего в восточном православии, а затем и в духе русского народа, в русском деревенском быте, русском складе души и отношении к жизни. Запад не знает истинной свободы, там все механизировано и рационализировано. Тайну свободы ведает лишь сердце России, неискаженно хранящей истину Христовой Церкви, и она лишь может поведать эту тайну современному миру, подчинившемуся внешней необходимости.
Любовь к свободе исключала для А.С.Хомякова возможность государственной службы. Он не мог быть чиновником, органически не мог быть, не мог быть и военным, хотя любил войну. Свободу бытовую он чувствовал лишь в деревне, в жизни помещика, ни от чего и ни от кого не зависящего, связанного непосредственно с природой.
А.С.Хомяков был богатый русский барин, он не знал зависимости от начальства, не знал и зависимости от литературного труда, как многие русские писатели. Жизнь улыбалась ему. И его собственная бытовая, деревенски-помещичья свобода представлялась ему органической свободой всего русского народа, всего уклада русской жизни. Тут была ограниченность, связанная с бытом, с историческими условиями места и времени, но сама любовь к свободе была у А.С.Хомякова безграничной. Писал он лишь по вдохновенью, и так же мало можно себе представить его профессиональным литератором или специалистом-ученым, как и чиновником.
А.С.Хомяков был не меньше охотником, чем писателем, и не отказался бы от охоты с гончими во имя обязанности написать статью к сроку. У А.С.Хомякова была безграничность в стремлении к свободе и ограниченность бытовой формы, с которой он связывал осуществление свободы. Свобода, свобода жизненная, была для него тождественна с излюбленным бытом, почти что с бытом такой-то губернии, такого-то уезда. И само свободолюбие русского народа он связывал исключительно с патриархальным бытом, с семейственностью, с властью земли. В этом была ограниченность, которой нет в духе русского народа, мятежном и томящемся.
Для А.С.Хомякова существуют два главных социологических начала: народная жизнь и вера. Причем первое опирается на второе. В статье «По поводу статьи И.В.Киреевского "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России"» он пишет: «Между тем каждый христианин есть в одно и то же время гражданин обоих обществ: совершенного, небесного
· Церкви, и несовершенного, земного
· государства». Церковь учит любви, а любовь является основой общества. Бог
· Любовь – Церковь – Социум. Такова в общих чертах схема, по которой должна строиться общественная жизнь. Любовь, по А.С.Хомякову, решает все социальные проблемы, ибо «человеку ... должно принести в жертву самолюбие своей личности для того, чтобы проникнуть в тайну жизни общей и соединиться с нею живым органическим соединением».
Подлинную любовь дает христианская вера: «Христианство в полноте своего божественного учения, представляло идеи единства и свободы, неразрывно соединенные в нравственном законе взаимной любвиЕсли прервана связь веры и любви, наступает раздор и борьба».
Любовь к Богу А.С.Хомяков трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания.
Бог есть Любовь – в этом выражена нравственная сущность концепции А.С.Хомякова. Любовь, с его точки зрения, определяет не только духовную жизнь общества, но и его материальное благополучие. Любовь примиряет все противоречия и устанавливает отношения подлинного братства.





Заключение
Любить вообще значит желать делать доброе

Одарённый необыкновенным умом, чистотой души, безграничной любовью к ближнему, Алексей Степанович Хомяков всех привлекал к себе, всем был полезен нравственно и умственно. Он обладал способностью становиться в уровень со всяким, и своей беседой быть доступным, занимательным и поучительным для всякого. Сущностью души поэта стала Любовь, которая укрепляла и очищала от всех дурных чувств, раздражения и иронии, направленных против человека. Любовь к жене и детям стала для А.С. Хомякова смыслом жизни, любовь к Богу и любовь людей друг к другу – законом жизни.
В основе любви, по А.С.Хомякову, лежит идея церковного Собора. Сила людей заключается во взаимной Любви, оружие – в общении ( т.е. в обобщении) Молитвы; а любви и молитве помощь Божия не изменит, ибо Сам Бог внушает любовь и молитву. И наоборот, разрыв союза любви и молитвы между верующими разрушает возможность соборного познания, возможность истинного церковного Собора. В этом случае на место любви ставится рационализм и гарантии человеческого разума. Это был главный грех, в котором А.С.Хомяков осуждал западные христианские исповедания.
Таким образом, А.С.Хомяков утверждал, что Церковь обеспечивает многим людям свободу, которая возникает тогда, когда это единство покоится на самоотверженной и бескорыстной любви. Свобода верующего возникает в силу того, что он находит в церкви «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силу своего Духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве или, точнее, находит в ней то, что есть совершенного в нем самом – Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного существования. Это очищение совершается непобедимою силою взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий».

Список используемой литературы
1. Хомяков А.С. Избранное: Лирика. Трагедии. – Тула: Приок. кн. изд-во:
Тула, 2004.
2. Письма А.С.Хомякова к Ю.Ф.Самарину/ Предисл. И.Аксакова. – Б.м.,
[1879].
3. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. – Спб.: Академ.
проект», 2001.
4. Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах,
в рассуждениях и разысканиях.- М.: Новое лит.обозрение, 2000.
5. Алексеев П.В. Философы России XIX – XX столетий: Биографии, идеи,
труды. – М., 1999.
6. Бердяев Н.А. Русские мыслители./Статья. А. С. Хомяков.
· М., 1912.


15