Конспект коррекционно-развивающего занятия Путешествие в сказку для обучающихся начальной школы
Францева Л.А., педагог-психолог МБОУ СОШ № 71
Тема: Путешествие в сказку. Конспект коррекционно-развивающего занятия.
Класс: 1.
Цель: формирование навыков вежливого обращения, дружеских взаимоотношений детей в классе, воспитание потребности в доброжелательном общении.
Задачи:
Положительно настроить детей на совместную работу в группе.
Снять мышечное напряжение у детей.
Продолжать расширять представления детей о вежливых словах и поступках, их значении.
Упражнять детей в использовании вежливых слов;
Закрепить знания детей о том, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Оборудование: мультимедийный компьютер, дидактический материал: «волшебная коробка» с картинками из двух частей по количеству детей, мягкая игрушка медведь, картинки животных (муха, мышка, зайчик, лиса, волк, медведь), картинка домика-теремка, «волшебная коробка» с цветными карточками смайликами.
Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! День у нас сегодня не совсем обычный. К нам пришло много гостей. Я рада видеть вас и ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Давайте начнем наше занятие с радостью и добротой! И как всегда мы начинаем со стихотворения:Раз, два, три – слушай и смотри!
Три, два, раз – мы начнём сейчас!
Встаньте возле парт и повторяйте движения за мной вместе со словами.
1, 2, 3 (хлопаем в ладоши три раза) слушай (показываем уши) и смотри (руками на глаза).
3, 2, 1 (три хлопка) мы начнём сейчас (протягиваем руки ладонями вверх).
Ритуал приветствия.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливой очень легко мне,
Я «Здравствуйте!» первой скажу!
Упражнение «Здравствуй, друг!».
Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробку» и просит детей достать из неё по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Мотивационный этап.
Ребята, а вы любите сказки?
Но чтобы попасть в сказку, нам нужно узнать, с каким настроением мы пришли сегодня. А поможет нам рассказать о настроении мишка (мягкая игрушка).
Упражнение «Настроение в кармашке».
Утром рано поутру в школу я с тобой иду,
и в кармашке я с собой настроение несу!
Дети стоят в кругу, тот, у кого в руках игрушка, говорит, какое у него сегодня настроение, например, «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».
Сегодня на занятии нам не случайно помогает этот мишка. Ребята, какие сказки вы знаете, где есть медведь? (Ответы детей).
Основная часть.
Итак: Стоит в поле теремок (показываем руками над головой «теремок», он не низок (руки вниз), не высок (руки вверх). Вдруг летит Муха-Горюха.
Упражнение «Муха» (мимическое).
Как буде муха двигаться, я вам скажу, а вы постарайтесь ее пргнать с помощью мимических движений лица.
Стала муха летать из одного угла в другой (показывать глазами). Вдруг села муха на правую щеку (надуть правую щёку). Перелетела муха на левую щёку (надуть левую щёку). Села муха на лоб (поморщить лоб), потом перелетела на нос (наморщить нос). Не улетает муха! Сдуньте её с носа!
Улетела с носика, залетела Муха-Горюха в теремок и стала там жить.
Бежит Мышка-Норушка. Ребята, а у мышки есть носик? А что еще?
Игра «Нос, ушки, усы»
Дети, услышав команду «Ушки», прикладывают руки к голове, показывая ушки. Услышав команду «Нос», дотрагиваются до носа. Услышав команду «Усы» прикладывают указательные пальцы к верхней губе. Психолог сначала выполняет задание вместе с детьми, затем умышленно допускает ошибки. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
Постучалась Мышка в теремок: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?» (Сопровождать движениями: стук в дверь).
Ребята, правильно ли Мышка поступила: сначала постучала в дверь, спросила, кто в теремочке живет? (Ответы детей).
А как нужно вести себя в гостях? (ответы детей).
Зашла Мышка в теремок, стали они жить - поживать.
Бежит мимо Зайчик-попрыгайчик. Постучал он в теремок. Что он спросил у Мухи с Мышкой? (Ответы детей).
Впустили его жить? (Ответы детей).
Что же Зайчик им ответил? (Спасибо!)
Стали они вместе жить-поживать.
Идет мимо Лисичка-сестричка. Она попросилась в теремок.
Вспомните, пустили жители лисичку в теремок? (Да!)
(Хлопаем в ладоши: «Так иди же с ними жить, раз умеешь ты дружить!»).Прибежал Волчок-Серый бочок, попросился жить в теремок. Ребята, какие вежливые слова мог сказать Волчок, чтобы его впустили жить в теремок? (Ответы детей).
Движения со словами:
Можно с вами буду жить? (киваем головой вверх-вниз)
Не с кем мне в лесу дружить (плечи вверх-вниз).
А по лесу уж идет Медведь. Да как начал он реветь:
«Дверь бы надо отпереть!»
Ребята, какое волшебное слово забыл сказать Мишка? (Ответы детей).
Поместился ли Медведь в теремок? (Нет!) Почему? (Ответы детей).
Что нужно сделать, чтобы все животные поселились в теремке? (Построить новый дом-теремок!).
А что им помогло построить замечательный теремок? (Ответы детей: доброта, дружба, взаимопомощь, вежливость).
Правильно, ребята! Встанем в круг и сыграем в игру.
Дидактическая игра с мягкой игрушкой «Вежливые слова».А сейчас давайте вспомним, какие вежливые слова говорили герои нашей сказки?Психолог бросает детям игрушку и дети по очереди называют вежливые слова.
Психолог. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.
Рефлексия. А сейчас каждый из вас выберет из волшебной коробочки карточку с изображением лица, которое вам нравится. Поместите эти карточки в окошки теремка. Таким образом, карточки помогут понять, в каком настроении и с какими чувствами дети ушли с занятия. (Дети выбирают карточки-смайлики, приклеивают их к картинке теремка)
Способствует развитию рефлексии, позволяет показать свои эмоции без вреда для себя и окружающих.
Ритуал прощания.
Деи выходят и становятся в круг:
Давайте улыбаться! (руки в стороны ладонями вверх),
Давайте дружить! (кладут руки на плечи соседа),
Все вместе держаться! (берутся за руки),
Друг другом дорожить! (поднимают сцепленные руки вверх).