«Наш рукотворный мир: от мира природы – к миру вещей» Изготовление кухонной утвари (лопатка) План – конспект открытого занятия


МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово
«Наш рукотворный мир: от мира природы – к миру вещей»
Изготовление кухонной утвари (лопатка)
План – конспект открытого занятия
Педагог дополнительного образования: Уленко С. П.
Кемерово 2015
План – конспект
открытого занятия в объединении
«Художественная обработка древесины и природного материала»

Дата проведения:
Педагог: Уленко Светлана Петровна
Место проведения: ул. Волгоградская, 36, МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово, кабинет № 3, объединение «Художественная обработка древесины и природного материала»
Тема занятия: «Наш рукотворный мир: от мира природы – к миру вещей». Изготовление кухонной утвари (лопатка)
Цель занятия: Формирование устойчивого познавательного интереса у обучающихся к творческой деятельности.
Задачи занятия:
научить анализировать полученные знания в различных видах обработки древесины и ее художественного оформления в любом жанре.
развить поисковую, мыслительную деятельность, художественный и эстетический вкус;
проверить усвоение пройденного материала по разделу «строение дерева, основные свойства древесины»;
воспитать ответственность за порученное дело, привить культуру труда;
Материалы, инструменты и приспособления, наглядность, технические средства: рейки из древесины, наждачка, лобзик ручной, пилочки к лобзику, плоскогубцы, резак, «ласточка», оформление стен поделками обучающихся творческой группы и педагога, музыкальный центр.Методы: фронтальный опрос, беседа.
Ход занятия
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас на занятии в объединении «Художественная обработка древесины и природного материала». Тема нашего занятия - «Наш рукотворный мир: от мира природы – к миру вещей». Сегодня мы с вами должны будем изготовить предмет кухонной утвари – лопатку. В конце занятия у вас должно получиться вот такое изделие в готовом виде (педагог демонстрирует обучающимся готовую лопатку).
Но, прежде чем вы начнете работать, мы с вами вспомним народную поговорку, которая гласит: «У хорошего мастера всегда все под рукой. С правой стороны – инструмент, с левой – подсобный материал». А сейчас посмотрите на свои рабочие места, приведите их в порядок и проверьте наличие всех необходимых материалов и инструментов.
II. Вводная часть
Молодцы, ребята! Я вижу, что ваше рабочее место в порядке. В качестве эпиграфа к нашему занятию я хотела бы привести слова Л. Леонова о наших лесах.
«… ни одна страна не вошла
в историю с такой богатой
хвойной шубой на плечах,
как Россия».
(см. презентацию лист2) – Кошман Данила
Взглянув на географическую карту Кузбасса, увидим, что зеленым цветом, обозначающим леса, закрашено практически все обширное правобережье реки Томи – от Новокузнецка на юге до Сибирской магистрали на севере. Выглядит сплошь зеленым и весь наш юг. Санитарно-гигиеническое значение лесов трудно переоценить. Прежде всего, леса – это основная фабрика кислорода. Глядя на это море зелени, можно предположить, что лесная растительность за последние десятилетия, если и уменьшилась, то ненамного. Вся беда, однако, в том, что лес свой мы очень уж сильно изменили КАЧЕСТВЕННО! На пространствах сплошных (преступных) вырубок, пожаров, разрослись вторичные породы. Лесная растительность выделяет специфические вещества – фитонциды. Это биологически активные летучие вещества, способные снижать численность болезнетворных микроорганизмов, увеличивать концентрацию физиологически целебных легких ионов и повышать содержание озона в воздухе, Лесные массивы резко снижают шум, поглощая высокочастотные, наиболее вредные для человека звуки. Зеленые насаждения благотворно действуют на психику, успокаивают нервную систему, повышают работоспособность.
Педагог: (город – 30000шт. болезнетворных микробов, лес хвойный - 900шт. болезнетворных микробов, стерильный – кедровый лес). Санитарно-гигиеническая роль леса растет и, вероятно, скоро превысит его сырьевое значение. Лес будет в гораздо большей степени цениться как источник здоровья человека. Горная Шория, я вспоминаю лето 1989год. В советское время летом Томь выглядела, таким образом - см. презентацию лист 3.
И сейчас, в современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое и ниточка, связывающая с далекими предками, не рвется. Было время, когда практически вся городская и сельская архитектура земли русской была деревянной. Причина в том, что Древняя Русь – земля, почти полностью покрытая лесами. (Москва 3 раза горела, последний раз в 1812 году – Наполеон), после этого Москву стали строить из известняка залежи, который нашли недалеко от Москвы. (Москва – белокаменная). Во многих русских городах уже в X – XI столетиях главные улицы имели деревянные мостовые. Самая древняя мостовая Москвы найдена в Кремле. Она построена на рубеже XI –XII столетий. Эти мостовые назывались слоеными пирогами. В середине XVII столетия началось мощение улиц камнем. Туеса – холодильники.
Даниил Приходько:
Избы и амбары, мосты, часовни, мельницы и сторожевые башни, величественные соборы и могучие крепости – все это было срублено из одного материала – дерева. Строилось все традиционными способами, но, несмотря на это, вся русская архитектура индивидуальна и неповторима. Дерево – материал недолговечный, непогода и пожары разрушали постройки, и строительство шло непрерывно. На долю каждого поколения наших предков выпадало огромное количество построенного. В то время строителями были все и все умели строить: крестьяне и монахи, воины и торговый люд. «Страной зодчих» назвал Россию художник Игорь Грабарь. Он писал: «Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».
Педагог:
В древней Руси не только архитектура была деревянной, но даже игрушки изготавливали из дерева. Древнейшие игрушки на территории нашей страны датируются 2 тыс. до н.э. Игрушки делали почти везде, и они создавались не только ради забавы, но и являлись частью древних обрядов и таили в себе сакральный смысл. Их дарили друг другу и передавали по наследству.
При этом пользовались не очень многими инструментами: топором, ножом, долотом, перовым сверлом, скобелем и отвесом.
Задание: «груда камней» - соединенные между собой камни составляют слова. Таких слов в этой груде камней – пять. Найти их нужно по следующим определениям: а) ударный инструмент с деревянной рукояткой, металлическим носком и пяткой (молоток); б) строгающий инструмент, состоящий из колодки, ножа и клина (рубанок); в) стержень с конической заточкой, имеющий винтовые канавки для отвода стружки (сверло); г) стальной коленчатый стержень, на середине которого находится ручка, на нижнем конце – патрон для закрепления сверла, на верхнем – нажимная головка (коловорот); д) специальное приспособление для ровного отпиливания заготовок под разными углами (стусло);(см. презентацию лист4)
Педагог:
В наше время Кижи – музей заповедник деревянного зодчества, спроектированный архитектором А. Ополовниковым. Основой его стали уникальные сооружения Кижского погоста, по праву вошедшие в собрание шедевров мирового зодчества. Сюда свезены и другие памятники древне русской деревянной архитектуры со всех концов Карелии.
(легенда о мастере Несторе – строителе Преображенской церкви, - как закончив работу, бросил он топор в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и, не будет такой» см. презентацию лист9); (Левитан – см. лист 14).
Иванов Денис:
С чего же начинался наш Кузбасс? (см. презентацию лист 11). Трое одетых в короткие походные полушубки и меховые шапки-малахаи, словно скатились на лыжах с береговых террас, куда они взбегали, чтобы оглядеть окрестности. На речном заснеженном льду их ждал отряд служилых людей с нартным обозом. Всех их, пришедших со своих монотонных русских равнин в эту страшную далекую от Москвы азиатскую дичь, поразила открывшаяся картина горной вековой тайги, сверкающих по горизонту вершин.
Здесь на берегу Томи, где напротив «пала в Томь река Кондоба», и решено было остановиться и рубить избы, обносить их «тыном стоячим», закладывать острог, названный позже Кузнецким. Более 200 лет Кузнецк оставался самым южным укреплением Сибири. Крепость же его, потеряв со временем военное значение, в 1819 году была исключена из штатных крепостей. В 1997 году глава города Мартынов принял решение о возведении на обломках старой Кузнецкой крепости новой. Многие тогда считали, что в условиях социально-экономического кризиса не время заниматься восстановлением памятника старины. Возродившийся из развалин уникальный исторический комплекс стал не просто символом города, а символом его возрождения. В 1998 году новокузнечане отметили 380 – летний юбилей города.
(см. презентацию лист12 – художник)
Повторение пройденного материала:
Мы продолжаем работать с вами по разделу: «Строение дерева, основные свойства древесины». И сегодня наша задача на занятии – вспомнить все, что связано с древесиной. С каким материалом мы сегодня будем работать.
1.1 Фронтальный опрос.
а) какие леса растут в Кузбассе? – хвойные, лиственные и смешан-
ные;
б) какие породы деревьев? – лиственные (липа, тополь, осина, береза)
- хвойные (кедр, пихта, ель, елка, сосна, лиственница)
в) натуральная древесина?
(бревно: доски, бруски, рейки);
по каким признакам можно отличить породу древесины: по цвету, по текстуре, по запаху, по весу.
г) искусственная древесина?
(фанера (из шпона) двп, дсп);
д) что такое мутовка? У хвойных деревьев ветви растут по уровням из одного места ствола.
е) кап – неразвившиеся почки из-за порчи насекомых.
Древесина – материал будущего
Специалисты Дрезденского технического университета разработали и запатентовали новую технологию обработки деревянных конструкций.
Древесина высокой плотности – процесс уплотнения осуществляется при температуре 150 0С прессом горячего прессования, (мосты).
Кедропласт – новинка на рынке облицовочных материалов, декоративно-облицовочная плитка обладает оздоровительным эффектом и делается она из натуральных материалов.
Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал.
III. Практическая работа
А теперь приступим непосредственно к изготовлению поделки и вначале вспомним технику безопасности и технологию изготовления поделки:
Правильно держать лобзик (у пилочки строго вертикальное положение);
Выпиливать сидя;
Близко пальцы не подставлять к пилочке;
Пользоваться «ласточкой»;
Древесину плавно поворачивать левой рукой, а правой работать лобзиком.
Звучит музыка природы!
Технология изготовления лопатки: трафарет лопатки необходимо положить на рейку и аккуратно обвести карандашом.
Берем лобзики и приступаем к работе. Если в ходе выполнения работы возникнут трудности, зовите, я готова вам помочь. Ребята, работа не простая, поэтому постараемся, выпиливать аккуратно. Технологию выпиливания вы помните.
Выполнение практической работы. Следить за осанкой детей.
Оказывать помощь при затруднении.
Молодцы, ребята!!! Давайте подведем итог занятия – посмотрим, у кого что получилось. (Всем вместе посмотреть, кто как сделал – старший в группе может прокомментировать). Каждый из вас внес свою лепту в изготовлении поделки и это здорово!
IV. Заключение.
Педагог: Вся природа и самая малая часть ее – дерево в сквере – принадлежит всем нам. Все мы хозяева лесов, морей и рек – всего живого , прекрасного украшения Земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, сгоревший лес, убитое животное – все это удар по запасам природных богатств, которые, увы! – не безграничны.
Л. Леонов: «…. лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка»
В заключении мы поговорим о Любви, которая имеет много граней. Любовь – это нежность, это радость, это жалость, это печаль, это желание помочь, сберечь, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир. Любовь к человеку, к Природе, к животным, к Родине, и матери.
Стихотворение:
« Мы Матерью Землю свою называем.
О Матери-Родине песни поем.
Дороже, светлее мы слова не знаем,
Храним его бережно в сердце своем.
И в праздник, и в трудный час
Не гаснут в сердцах у нас
Звезды Отчизны, Солнце Отчизны,
Свет материнских добрых глаз!»
Не забываем, что это только первый этап изготовления поделки, на следующем занятии мы постараемся художественно оформить: резьбой, выжиганием, росписью гуашью.
Скажите, что сегодня нового вы узнали на занятии? Чтобы вы хотели изменить или узнать на следующем занятии? (ответы детей)
Есть у ветра тысяча рук,
Он гладит ими зеленый луг,
Вниз бросается с высоты
И взъерошивает кусты.
Столько бы рук иметь, как ветер!
Я бы вытер все слезы на свете,
Все б травинки поднял, что в поле,
Смятые бурей, кричат от боли….И хоть чуточку под глазами
Я б морщинки разгладил маме….