Тестовая методика — исследования устной речи учащихся
Тестовая методика диагностики устной речи
Для обследования устной речи учащихся нами используется «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой.
Данный вариант состоит из четырех серий.
Серия 1-Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий.
1-проверка фонематического восприятия;
2- исследование состояния артикуляционной моторики;
3- проверка звукопроизношения;
4- проверка сформированности звуко-слоговой структуры слова;
За всю серию оценка – 30 баллов.
Серия 2 – Исследование грамматического строя речи – включает пять видов заданий. Максимальное число баллов за серию – 30.
Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования – включает 4 вида заданий. Максимальная оценка – 30 баллов.
Серия 4 – Исследование связной речи – включает два вида заданий. Максимальное число баллов за серию – 30.
Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.
4 уровень – 100-80%
3 уровень – 79.9-65%
2 уровень – 64.9-45%
1 уровень – 44.95% и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль.
Для упрощения обработки данных нами разработан протокол обследования по данной методике (см. Протокол обследования). При заполнении таблицы графы: всего за серию, всего за тест, процент успешности и уровень успешности высчитываются самостоятельно. По мере заполнения протокола необходимые данные вносятся в таблицу, на основе которой строится график. Этим упрощается обработка протокола. Надеюсь, в работе Вам пригодится данный протокол. Желаю успехов.
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1. Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
*ба-па- па-ба-
*са-ша ша-са-
*ша-жа-ша жа-ша-жа-
*са-ца-са- ца-са-ца-
*ра-ла-ра- ла-ра-ла-
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0.5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – па – ба); 0.25 баллов – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменами и пропусками; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
губы в улыбке;
язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
«маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».
Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0.5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0.25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.
3. Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова:
собака – маска – нос
сено – василек – высь
замок – коза
зима – магазин
цапля – овца – палец
шуба – кошка – камыш
жук – ножи
щука – вещи – лещ
чайка – очки - ночь
рыба – корова – топор
река – варенье – дверь
лампа – молоко – пол
лето – колесо – соль
Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1.5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно или отраженно, но иногда подвергают искажениям или заменам в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова :
танкист
космонавт
аквалангист
сковорода
термометр
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0.5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0.25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова ( пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.
Серия 2. Исследование грамматического строя речи.
1. Повторение предложений.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить как можно точнее.
Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0.5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь; 0 баллов – невоспроизведение.
2. Верификация предложений.
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0.5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0.25 баллов – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
мальчик, открывать, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0.5 балла – нарушен порядок слов; 0.25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Лена наливает чай чашки.
Почки распустились ... деревьях.
Птенец выпал гнезда.
Щенок спрятался крыльцом.
Пес сидит ... конуры.
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
один – стол, а много – это
стул –
окно –
звезда –
ухо –
Инструкция: один – дом, а много чего? - домов
один – стол, а много чего? -
стул -
окно -
звезда -
ухо -
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования.
1.Инструкция: у кошки – котята, а у
козы –
волка –
утки –
лисы –
льва –
собаки –
курицы –
свиньи –
коровы –
овцы –
2. Образование прилагательных от существительных.
а) относительных.
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
шляпка из соломы –
горка изо льда –
варенье из вишни –
варенье из яблок –
варенье из сливы –
кисель из клюквы –
салат из моркови –
суп из грибов –
лист дуба –
лист осины –
б) качественных.
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если
мороз –
солнце –
снег –
ветер –
дождь –
в) притяжательных.
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у
кошки –
волка –
льва –
медведя –
лисы –
Оценка для всех заданий серии производиться по общим критериям: 1 балл – правильный ответ; 0.5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Серия 4. Исследование связной речи.
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Оценка производится по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2.5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов –отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно; 2.5 балла – рассказ без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления;1 балл – аграмматизмы, стереотипность оформления; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов –
самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2.5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
Оценка производиться по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 115