Урок природа и рукотворный мир.


Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Природный и рукотворный мир.
Цель: создать условия для формирования у учащихся  понятий «ПРИРОДА» и «РУКОТВОРНЫЕ ОБЪЕКТЫ»
Задачи:1.Образовательная - формировать у учащихся представление о понятии
«природа», и «рукотворный мир».
2.Развивающая – развитие логического мышления, внимания, речи;
3.Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые Д: Познавательные: способность к анализу, сравнению, классификации природных объектов. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, способность к адекватной самооценке своих учебных достижений. Коммуникативные: способность выражать мысль доступным языком ясно, логично. Личностные: Умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной и природной среде.
Оборудование: компьютер, электронная физминутка, презентация, иллюстрации объектов природы.
I. Мотивационное начало урока
Мы пришли сюда учиться                                                                          
 Не лениться, а трудиться,                                                      
 Слушаем внимательно,                                                                
Работаем старательно.
Презентация стихотворения:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... Природа
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И  вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность.. II. Актуализация базовых знаний
1.Рассказ учителя о фантастическом сне.
Вообразите, что вы однажды заснули, как обычно, и вдруг снится вам фантастический сон… Будто отправили вас ракетой в космос на далёкую планету, на которую с Земли ещё никто не летал. Полёт прошёл успешно, и вы очутились среди неведомых вам инопланетян, которые ничего вообще о Земле не знают. Каким-то образом, постепенно вы научились понимать друг друга и между вами завязалась беседа.
Откуда вы? - спросили инопланетяне.
Мы с планеты … какой? (Земля) - ответили вы
Где она? (Вы рассказали, как вы летели на их планету).
А какая она, ваша планета Земля? Что там есть?
И вы стали рассказывать: она круглая, очень большая и красивая. Там есть …
2. (Беседа с опорой на личный опыт).
-Что есть на нашей планете Земля? Что нас окружает? (Дети называют объекты природы, рукотворного мира).
III. Формирование новых знаний и умений. Открытие знаний
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле? Давайте попробуем эти предметы объединить в две группы.
- К I-й группе мы отнесем все те предметы которые нас окружают но не созданы руками человека.
-Ко II-й группе мы отнесем предметы которые сделал человек своими руками.
Ребята у нас две группы предметов, первую группу предметов кто сделал?- человек,
А вторую группу предметов кто сделал? Правильно- природа.
Что такое природа? Это все то, чего рука человека не касалась.
-А давайте поиграем в игру, играя будем определять, где природа, а где нет?
Игра так и называется « ПРИРОДА». (Сообщаю правила игры. Все встают в круг, по очереди кидают друг другу мяч называя слова, если слово относится к ПРИРОДЕ -мы говорим– ПРИРОДА, если нет- то нет).
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть
Кто мне первый даст ответ
Где природа, а где нет.
-горы- природа;
-мяч - нет;
-речка- природа;
-дерево – природа, и т. д.
IV. Физминутка электронная. (Испечем мы пирожки).
V. Первичное закрепление.Самостоятельная работа с картинками:
1). Картинки с изображением природы положите в лоточек расположенный с правой стороны, а предметы рукотворного мира положите в лоточек расположен с левой стороны.
2) Посчитайте сколько картинок у вас в лоточке с изображением природы. Подберите цифру которая соответствует количеству картинок.
3) Определите на картинке 3-й лишний. Объясните почему? (3-4 карточки).
 V. Физминутка.
-Если называю объект природы, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки. Если изделие человека - приседаете. (Дождь, снег, ворона, подсолнух, белка, гора, мальчик, карандаш, книга, кузнечик, ветер, дом…)VI. Закрепление полученных знаний
1 Классификация объектов окружающего мира. Работа в группах.
-Чтобы работа шла успешно, мы разделились на группы. Вспомним правила совместной работы. (Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу). Собрать пазлы ( предметные картинки природы и рукотворного мира) , дети собирают с изображениями природы и рукотворного мира, объясняют что изображено у них на картинке, к какой группе относятся).
Вы добры, спокойны, вы уверены в себе. У вас всё получится.
1 группа работает с 1-ым рисунком.
2 группа - со 2-ым рисунком.
Ваша задача – собрать из данных частей предметные картинки. Подумать к каким группам и по каким признакам они относятся к той или иной группе.
Учитель контролирует ход работы в группах.
Итак, что у нас получилось? 2-я группа, расскажите, что изображено на картинке?
Каковы общие признаки.
Что можете сказать про изделия человека? (Их создал сам человек, они к природе не относятся).
Резерв. Творческая работа
-Назовите геометрические фигуры.  (слайд)
-Какие объекты природы или рукотворного мира они вам напоминают?(треугольник-гора и т.д.)
-Какие геометрические фигуры вы видите?
-Художник предлагает следующее задание. Пофантазируйте и дорисуйте предметы окружающего мира.
-Что вы нарисовали? К какой группе отнесём?
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Скажите, ребята, какую тайну мы открыли сегодня?
Чему новому вы научились? Удалось ли вам подняться по лестнице знаний? Покажите, насколько.
Снятие напряжения
-И природа, и творения людей радуют нас. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем спасибо всем.