Статья «Английский язык как средство духовно-нравственного воспитания подростков» 
Крупень  Юлия Владимировна,
 учитель английского языка 
 МОУ Досатуйская СОШ
 Приаргунского района
 Забайкальского края
Английский язык как средство духовно-нравственного воспитания подростков
     Не секрет, что в современном мире уже давно превалируют материальные ценности в ущерб духовным. Люди заняты повседневными заботами и забывают о том, что не хлебом единым жив человек.  По моему мнению, эстетическое воспитание школьников - одна из самых насущных и первостепенных задач обучения. Особенно это касается подростков. Э. Шпрангер [4]  назвал подростковый возраст «возрастом врастания  в культуру», поэтому мне представляется важным в своей педагогической практике обращаться к предметам и явлениям культуры, которые помогают ощутить красоту и гармонию мира и осознать своё место в нём. Мне хочется напомнить слова В.А.Сухомлинского: «Задача школы -  делать так, чтобы уже в годы отрочества человек жил в мире красоты».
    Красота – эта первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Красота, если она одухотворена, очеловечена, несёт в себе добро. Встреча с добром и красотой дарят ребёнку радость. А там, где кончается ощущение красоты жизни и природы, начинается цинизм, неоправданная жестокость, духовный распад личности. 
    Для достижения этой цели – воспитание красотой – сегодня используется весь арсенал педагогических средств: видеоматериалы, красочные учебники и наглядность, презентации.
    По собственному опыту знаю, что  страноведческий материал на уроке английского языка, представленный в традиционной форме (обычно в виде текста и нескольких картинок),  с трудом усваивается, учащиеся часто пытаются просто  выучить его наизусть, не понимая, о чём говорят[2]. Эту проблему помогают решить различные презентации, несомненным достоинством которых является их наглядность и привлекательность для учащихся. Все впечатления, знания, представления, которые учащиеся получают на уроках английского языка при изучении страноведческого материала, закрепляются  благодаря презентациям, используемым на уроке.   Они проходят через сердце и душу ребёнка, становятся его собственными знаниями, его точкой зрения, его мыслями, убеждениями, его отношением к добру и злу, прекрасному и безобразному, что и определяет нравственную позицию человека.
    В своей практике я часто использую презентации на уроках страноведения с целью   не просто показать яркую и запоминающуюся картинку, а сформировать толерантное отношение к культуре страны изучаемого языка, уважительное отношение к её традициям и обычаям, истории, людям. Я думаю, что со мной согласятся мои коллеги, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  Словами трудно передать красоту или значимость какого-либо явления культуры, трудно сформировать представление о нём. Но если рассказ сопровождается показом презентации, то детям  становится намного легче понять и представить себе то, о чём идёт речь.  Например, при изучении темы «Достопримечательности Лондона» нельзя, используя только слова, передать всё величие Вестминстерского Аббатства и красоту Букингемского дворца или, изучая тему «Традиции и обычаи», невозможно одними словами сформировать  полное представление о том, как празднуют Хэлллоуин в Великобритании и Америке. Здесь обязательно нужно показать яркие, красочные фотографии, которые и будут способствовать духовно-нравственному воспитанию подростков.
   Сегодня основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Умение общаться – это не только умение правильно говорить, но и умение слышать и слушать, переживать и сопереживать. Достигнуть этого, не затрагивая эмоциональной сферы учащихся, невозможно, и в этом смысле урок иностранного языка близок к предметам эстетического цикла: музыке, изобразительному искусству.       Общение -  это слово, которое объясняет взаимодействие с другими людьми. Мы общаемся не только с помощью слов, но и с помощью оттенков своего голоса, с помощью своего тела: поз, жестов и выражения лица. Можно передать какое-то сообщение, даже если вы не говорите ничего и сохраняете молчание. Слова - лишь малая часть того, что мы пытаемся сообщить другому человеку. Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение,  и на внеучебные занятия.  
    Эту особенность подросткового возраста я стараюсь учитывать при подготовке к своим урокам и часто на своих уроках использую парную и групповую формы работы. На уроках иностранного языка подросткам приходится не просто общаться, а общаться на иностранном языке.  Это вдвойне сложнее, поскольку не все обладают необходимыми для этого  навыками и умениями и именно на уроках иностранного языка у подростков формируются многие качества, необходимые для общения. Например, при составлении различных диалогов  подростки учатся  слышать и  слушать  своих партнёров. Участвуя в дискуссиях,  подростки учатся терпеливо выслушивать различные точки зрения и уважительно относится к ним.  Работая над проектами, подростки учатся работать в команде.   Общаясь друг с другом, они учатся терпению, умению договариваться и избегать конфликтов, умению идти на компромисс.
    В.А.Сухомлинский писал: «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания». Воспитание  эстетических взглядов, эстетического вкуса, культуры общения не только поможет достичь цели обучения иностранному языку, но и сформирует полноценную, эстетически развитую личность.
Литература
Википедия: Подростковый возраст (электронный ресурс)
Газета “English” №6, 2010
Мир детства: Подросток \ Под ред. А.Г.Хрипковой. М. 1982
Шпрангер Э. «Психология юношеского возраста», М.-Л., Литература,1931
15