Роль взаимоотношений в семье духовно-нравственного становления человека. (конспект)
Гурина Наталья Леонидовна. 4 класс.Тема: «Роль взаимоотношений в семье духовно-нравственного становления человека».
Цели: актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений с детьми; выявить, какие меры поощрения и наказания предпочитают родители; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности в его проявления в отношениях с детьми; пропагандировать положительный опыт взаимоотношений в семье через сочинения детей на тему «Семейный отдых».Участники: родители 4го класса, классный руководитель.
Подготовка.
1. Ученики ответили на вопросы анкеты.
С кем ты в семье особенно дружен?
Кому ты доверяешь свои секреты?
Всё ли знают о тебе родители?
Понимают ли тебя родители?
Всегда ли к тебе в семье справедливы?
Кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?
Кого ты позовешь на помощь, если попадешь в беду?
2. Классный руководитель подготовил памятки-советы для родителей.
3. Учитель подготовил к собранию листы, на которых написаны ситуации из повседневной жизни.
4. На заседаниях родительского комитета обсудили порядок проведения собрания и отобрали материал, который будет использоваться в ходе собрания.
5. Учитель изготовил индивидуальные жетоны участникам собрания (красного, зеленого и синего цвета).
6. Ученики написали сочинения-миниатюры на тему «Мой выходной день».
7. Учитель сделал презентацию с тезисами выступления, результатами анкет, а так же тест-игрой для родителей.
Оформление. В классе организованы места для работы трех микрогрупп родителей. Их отметили квадратами красного, зеленого или синего цвета.
Ход собрания.
При входе в класс каждый родитель берет на столе индивидуальный жетон, т.е. квадрат красного, зеленого или синего цвета, и занимает согласно выбранному им цвету место в одной из трех родительских микрогрупп.
Избирается экспертная группа, в состав которой входят трое родителей.
- Здравствуйте. Сегодня тема нашего собрания «Роль взаимоотношений в семье духовно-нравственного становления человека».
- И наше собрание я хотела бы начать со слов Антона Семеновича Макаренко. Как вы считаете, какой смысл несут в себе эти слова?
- Как вы думаете, какие факторы влияют на становление вашего ребенка как личности? (наследственность, семья, школа, социум). Какой фактор нужно поставить на первый план? (Семью).
Учитель предлагает каждой группе родителей в течение пяти минут подумать над ответом на вопрос: «Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности?» ответы записываются на листочек и затем зачитываются каждой группой.
Группа 1
Доверия между членами семьи, уважение, любовь взрослых и детей, взаимоподдержка и взаимовыручка, образованность, материальная обеспеченность.
Группа 2
Семья должна быть полной, уважать друг друга. Каждый имеет свою точку зрения, и есть возможность ее реализовать, преемственность между поколениями в семье, материальная обеспеченность в семье.
Группа 3
Общение на равных, уважение к семейным традициям, вера в светлое будущее, любовь и внимание.
Вывод: наибольшее значение для родителей представляет – уважение друг к другу и семейным традициям, материальная обеспеченность, доверие и общение на равных.
На экране появляется запись.
– Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Как много сердечного тепла бывает потеряно из-за неспособности понять другого и самого себя. Сколько бы больших и малых драм не произошло, если бы их участники и окружающие обладали умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООсД), - это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Понятие СООсД включает в себя различные виды общения с детьми: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется СИНДРОМ ОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ, обычно относятся к категории неблагополучных. Часто родители в таких семьях – пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом.
К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, но родители ы них не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Часто, не будучи подготовленным в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь – физические наказания. Чаще его применяют матери, чем отцы. Мама обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. СИНДРОМ ОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ наблюдается по отношению к девочкам в три раза реже, чем к мальчикам, так как последние более подвижны, чем раздражают родителей.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. Естественно, что чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.
Ученики нашего класса писали мини-сочинения на тему «Мой выходной день». Послушайте, о каких минутках счастья пишут ваши дети, что вызывает у них положительные эмоции.
«В выходные мы всей семьей гуляем, а завтракать идем на веранду. После чего я с подружками иду играть на полянку, где мы плетем венки и кормим рыб у пруда, пускаем кораблики».
«Мы с семьей любим ездить в гости к бабушке. Там я ей помогаю, ухаживаю за ней, мы вместе готовим кушать. А еще я люблю проводить время с друзьями и ходить на хоккей».
«Обычно мы с друзьями ходим друг к другу в гости, играем в компьютер, гуляем с собакой. Я люблю своих друзей, мне интересно проводить с ними время».
«Обычно мы ходим в парк, на бульвар. Я подругой я люблю ходить в кино, мы весело проводим там время, а после этого ходим друг к другу в гости».
«Мои выходные очень насыщенные! Всей семьей мы гуляем, развлекаемся, ходим в кино, кафе. После чего я еду на тренировку».
- Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает, сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писан: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».
Накануне родительского собрания мы с детьми провели тестирование. Они должны были ответить на 7 вопросов. Результаты представлены на слайде.
1- ый вопрос: С кем ты в семье особенно дружен?26 детей отдали предпочтение семье (маме, папе, сестренке, братику ит.д.)
2-ой вопрос: Кому ты доверяешь свои секреты?17 человек доверяют семье, 18 исключительно друзьям, 4 не доверяют никому.
3-ий вопрос: Всё ли знают о тебе родители?
25 человек утверждают, что в семье о них знают всё, а 7-ро таят какие-то тайны.
4-ый вопрос: Понимают ли тебя родители?
Результаты такие же, как и в предыдущем вопросе.
5-ый вопрос: Всегда ли к тебе в семье справедливы?
26 ребят считают, что к ним справедливо относятся родители, а 6 ребят там не считают.
6-ой вопрос: Кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?
27 ребят поделятся своей тайной с родителями, 5 – с друзьями.
7-ой вопрос: Кого ты позовешь на помощь, если попадешь в беду?
18 учеников обратятся за помощью к родственникам, 12 – к друзьям и лишь 2-ое оставят тайну при себе.
Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам.
Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться! Часто жизненные представления могут быть ошибочными, например, как в этом диалоге.
- Оля, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой.
- А как же маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.
- А Маша пусть будет моей женой.
- Так не бывает: невеста и жена – это одно и то же лицо.
- Нет! Невеста – это которую любят, а жена – это кто готовит еду!
- Как вы думаете, почему мальчик считает, что невеста и жена это два разных человека?
Мальчик, который участвует в этом диалоге, живет около Дворца бракосочетаний. Он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много улыбок и цветов дарят ей, как красиво ее платье…
А дома усталая, измученная мама в старом халате мечется по дому между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то что на руках носить, поблагодарить забывают. Вот маленький человек и сделал вывод, но у него еще мало знаний и небольшой жизненный опыт, чтобы верно оценить и понять увиденное. Если не будет правильного воспитания, то это суждение может перейти в убеждение и в будущем стать причиной многих проблем.
Читая произведения художественной литературы или знакомясь с жизнью выдающихся людей, часто мы восхищаемся дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях. Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером! В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины! Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза — это прекрасная традиция, сближающая людей.
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети едят на ходу, взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения. С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Семья, в которой растет ребенок, становится моделью его будущей семьи. К сожалению, эта модель не всегда правильная.
О взаимоотношениях в семье, поощрениях и наказаниях, доброте и нежности, семейных праздниках и традициях мы поговорим на нашем собрании, а поможет нам в этом французский психотерапевт Изабель Фийоза и ее книга «20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали». Рассмотрим ситуации, которые предлагает Изабель Фийоза, и поищем способы поведения в них.
Каждая группа получает листок, на котором написана ситуация для коллективного обсуждения.
Ситуация 1
Ребенок не помыл посуду или не сделал уроки. Каковы ваши действия?
Ситуация 2
Ребенок безобразничает, получает плохие оценки, ваши отношения портятся. Какова ваша реакция?
Ситуация 3
По комнате вперемешку разбросана чистая и грязная одежда. Что вы будете делать? В течение нескольких минут группы обсуждают ситуации, вырабатывают групповой ответ, записывают его на листах и передают экспертной группе.
Лидер группы обобщает советы родителей.
Экспертная группа анализирует мнения групп, делает обобщающие выводы.
Выводы по ситуации 1
Традиционно говорят ребенку: «Помой посуду! Немедленно садись за уроки!» Однако, подчиняясь, ребенок перестает ощущать свою индивидуальность. Мы им управляем, а он всего лишь исполнитель. Приказывая, мы добьемся, что ребенок сделает, что нам нужно, но не поможем ему вырасти ответственным человеком.
Цель родителей: научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя.
Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор (даже если выбирать можно только время или способ выполнения поручения). Понимание того, что выбор есть, позволяет ребенку чувствовать себя свободным и ощущать, что он сам инициатор каждого своего действия. Это дает уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.
Чтобы не вызвать у ребенка сопротивления, надо не командовать, а предлагать ему выбор, например: «Можешь помыть посуду сейчас или когда вернешься с прогулки», «С чего тебе приятнее начать делать уроки: с математики или английского языка?» Думайте о том, чтобы уважать потребность в самостоятельности ребенка, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия. Только тогда у ребенка появится уверенность, что решения, принимаемые родителями по отношению к нему, справедливы.
Выводы по ситуации 2
Обычно в этом случае мы читаем ребенку нравоучения или наказываем его. Нам кажется, так мы возвращаем его на правильный путь. В действительности мы добьемся того, что ребенок потеряет к нам доверие, замкнется в себе и в конечном счете все проблемы обострятся.
Его поведение объясняется недовольством самим собой, растущим чувством тревоги и одиночества, которые рано или поздно еще более усугубят его поступки. Занятые повседневными хлопотами, мы часто общаемся с ребенком между делом, следим лишь за тем, чтобы он совсем не распустился, но если родители не находят для детей времени, то они начинают чувствовать себя неинтересными. Пока дети не получат своей порции внимания, не стоит рассчитывать, что их поведение изменится. Конечно, не стоит ждать первого шага от ребенка, думая: «Пусть он сначала изменится, а потом я им заинтересуюсь». Ваша цель — сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым и у вас появилась возможность обсудить с ним причины его поведения. Прежде чем отчитывать ребенка, вспомните, сколько внимания вы ему уделяете. Уделяйте ребенку каждый день десять минут искреннего внимания. Не всегда легко демонстрировать любовь ребенку, который плохо себя ведет, но на то мы и взрослые. Посвятить только ему десять минут своего времени, не разговаривая при этом по телефону и не убирая квартиру. Сядьте рядом с ним, ласково погладьте по голове, спросите: «Как дела, сынок?» И секретов от вас у него не будет!
Выводы по ситуации 3
Обычно мы говорим: «Ты совершенно не следишь за своими вещами!», «Ты — наказание какое-то, а не ребенок!», обвиняем, унижаем ребенка. Детский мозг воспринимает утверждения родителей («Ты невыносим») как определение, и ребенок начинает им соответствовать. Ваша цель — склонить ребенка к взаимодействию. Направьте его размышления и энергию на решение задачи. Выражайте свои ожидания, а не подчеркивайте его промахи. Сформулируйте свои потребности и чувства. Он, как правило, готов их уважать. Нет лучше способа задать ребенку рамки поведения, чем поделиться с ним: «У меня плохое настроение, я хочу побыть в тишине». Тогда в центре внимания окажется ваша потребность (тишина), а не ваше раздражение, и ребенок подчинится, ведь он рад сделать что-то ради вас, а не против себя. Описывайте ребенку то, что чувствуете. Вы имеете право испытывать гнев и говорить об этом. Выражайте свои потребности: «Я очень не люблю, когда одежда разбросана. Я жду, что вещи будут разложены по местам».
Прежде чем сердиться, убедитесь, что вы ясно изложили свою просьбу.
- А теперь давайте мы с вами ответим на несколько вопросов и попытаемся выяснить, какие мы родители.
Далее председатель родительского комитета проводит тест-игру «Какой вы родитель?». Он предлагает родителям прочитать фразы, записанные на доске, и выбрать те, которые они употребляют наиболее часто при общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. И в кого ты такой уродился?
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну на кого ты похожа!
7. Я в твое время..!
8. Ты — моя опора и помощница.
9. Ну что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!
— Посчитайте общее количество баллов по таблице и прочитайте характеристику ваших отношений с детьми.
№ фразы Количество баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 2
1
1
1
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1
7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас.
Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11–12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13–14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Председатель родительского комитета зачитывает решение родительского собрания.
Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо:
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия.
Педагог вручает родителям памятки с «Советы отцам и матерям»
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.
3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни — диархия (равенство).
4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.
5. По части подарков — никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
6. Действуйте во всем личным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
7. Говорите обо всем без боязни. Речь — золото, а молчание — свинец.
8. Семья — это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.
9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.
10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву. (Из книги французского писателя Эрве Базена «Во что я верю».)
- На этом основная часть нашего собрания окончена. Спасибо нашей комиссии, не смеем вас больше задерживать. А родителей я попрошу задержаться еще ненадолго, для решения классных вопросов.