Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления в начальных классах»
«Использование технологии развития критического мышления
в начальных классах»
Цель: передать свой опыт использования технологии развития критического мышления в начальных классах слушателям путем прямого и комментированного показа и показать порядок составления кластера, синквейна.
Оборудование: компьютер и презентация, карточки с заданиями.
Алгоритм технологии мастер - класса:
I. Презентация педагогического опыта (Слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Тема моего мастер – класса «Использование технологии развития критического мышления
в начальных классах»
Хочу рассказать вам притчу.
(Слайд 2) Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках».
(Слайд 3) В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Истина там, где есть вопрос, либо проблема. Именно эти слова являются моим педагогическим кредо.
II. Цели учебных занятий
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке:
(Слайд 4) Заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины.
Это составные компоненты проблемного обучения.
III. Имитационная игра.
Уважаемые коллеги! Сейчас я покажу Вам те приёмы, которые использую на своих уроках при создании проблемной ситуации и для развития критического мышления.
Составление синквейна. (Слайд 5)
В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк.
Синквейн пишется по определенным правилам.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — предложение из четырёх слов, выражающее личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием, может быть синоним.
При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:
- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи;
- знания о предложении;
- умение соблюдать интонацию;
- расставлять знаки препинания;
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные учениками.
(Слайд 6)
Школа Каникулы
Просторная, шумная Веселые, долгожданные
Учит, воспитывает, удивляет Отдыхать, путешествовать, играть
Я люблю свою школу Прекрасная пора для детей.
Друзья. Радость
Наша ассоциация – работа. Наша ассоциация – отпуск.
(Слайд 7)
Родина.Малая, большая.Родиться, жить, помнить.Место, где родился человек.Отечество.
А сейчас мы с вами будем учиться составлять синквейны. Будем работать группами. Каждой группе я предлагаю составить синквейн на определённую тему, которая записана на карточке. (Слайд 8)
(Слайд 9)
Конкурс «Учитель года – 2015»
Нужный, творческий
Дисциплинирует, объединяет, поучает
Смотр педагогического мастерства учителей.
Испытание (Праздник)
(Слайд 10)
Мастер-класс
Волнующий, интересный
Учит, вдохновляет, показывает
Мысли будоражит, уверенность пробуждает.
Полезно
Вам понравился этот прием? Его можно использовать на разных уроках и на различных этапах урока.
(Слайд 11)
Приём «Составление кластера»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы.
(Слайд 12)
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.
(Слайд 13)
На столе у вас заготовка для составления кластера, на отдельных карточках приведены приемы и их задачи проблемно – диалогической технологии.
Проблема: Составьте схему классификации приемов и их задач по проблемно – диалогической технологии?
Проверим, что у вас получилось? (Слайд 13 . . . )Во время самостоятельной работы детей я помогаю учащимся с более слабой подготовкой.
Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.
Для вас я приготовила более укрупненную модель кластера, которая поможет вам не только при проведении уроков, но и при анализе уроков своих коллег.
IV. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, я попробовала вас вовлечь в процесс обучения, а как у меня получилось, я бы хотела узнать. Покажите смайлики с вашим настроением.
А я, в свою очередь, хочу сказать, что вы были увлеченными учениками, которые умеют мыслить, сопереживать, а это значит, каждый из вас – личность.
Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за поддержку.
И закончить свое выступление я хочу тоже кластером.
(Слайд 14)
«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко.
(Слайд 15)
Но из семечка, может вырастит яблоня!». Удачи вам!
(Слайд 16)
Спасибо за внимание.