Рабочая программа Развитие слухового восприятия и формирование произношения» 9 класс слабослышащий (вспомогательный)


Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное
казенное учреждение для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат Iи II видовгорода Черемхово
Утверждено
Директор ОГСКОУ
«Школа – интернат г. Черемхово»
________________С.А. Бонах
приказ №___ от _________2014 г.
Рабочая программа
по предмету
«Развитие слухового восприятия и
формирование произношения»
9 класс слабослышащий (вспомогательный)
разработала учитель слуховой работы
Пархоменко Инна Анатольевна
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету: «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» для 9-го вспомогательного классасоставлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Багрова, И.М. Гилевич и д. р. М.: «Просвещение» 2006.
Цель: Формировать у детей с нарушениями слуха устную речь, доступнойпониманию окружающих, совершенствовать произносительные навыки.
Задачи:
Развитие речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции;
Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий в себя:
-ПроизношениеПфафенродт А. Н. Учебное пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2-е отделение) – М.: Просвещение, 2005г.
-Слезина Н.Ф. Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих. М. «Просвещение», 1986
Содержание обучения неслышащих детей произношению включает в себя формирование умений, навыков и некоторых знаний, необходимых для того, чтобы фонетическое оформление их устной речи отвечало  предъявляемым к нему  требованиям. Работа над произношением строится по индивидуальному плану с каждым обучающимся. Содержание работы над произношением включает ряд разделов:
1.      Речевое   дыхание.
Содержание работы — формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.
2.      Голос.
Содержание работы — формирование у учащихся навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального  тембра.
3.      Звуки и их сочетания.
Содержание работы — формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом, как уже было указано, соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи.
4.      Работа  над  словом.
Эта работа предполагает формирование умения правильно воспроизводить слова — слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
5.      Работа над фразой.
Содержание работы составляет формирование умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы) и с правильным логическим ударением.
Обучение восприятия на слух текстов ведется в течение всего учебного года.Работа над текстом проводится в несколько занятий.
1 занятие.
текст целиком читает учитель (2 раза)
объясняется значение каждой фразы текста или слова
чтение текста учеником
различение на слух предложений из текста (возможно с опорой на карточку в разной последовательности)
чтение текста учеником еще раз
2 занятие.
прослушивание текста учеником
пересказ основного содержания текста
выполнение различных заданий к тексту
пересказ текста учеником еще раз
3 занятие.
чтение текста (учитель-ученик)
различение предложений с опорой на карточку (карточки с предложениями текста раскладываются не по порядку)
самостоятельное составление текста учеником по карточкам "рассыпного текста" и сопоставление его с основным вариантом
пересказ текста учеником (можно с опорой на карточку)
различение отдельных словосочетаний, слов к тексту
описание картинок к тексту
пересказ текста учеником без опоры на карточку
4 занятие.
различение предложений к тексту
слуховой диктант
зарисовки предложений предъявляемых учителем ученику
Обучение восприятия на слух диалога ведется в течение всего учебного года. Работапроводится в два занятия.
1занятие
диалог целиком читает учитель (2раза)
различение на слух предложений из диалога (с опорой на карточку в разной последовательности)
чтение диалога учеником
выполнение различных заданий к диалогу
2 занятие
самостоятельное составление диалога учеником по карточкам "рассыпного текста" и сопоставление его с основным вариантом
чтение текста (учитель-ученик)
различение отдельных словосочетаний, слов к тексту
пересказ диалога учеником без опоры на карточку.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на обследование слуха и произношения 6 часов и 2 часа в конце II и IV четверти на проведение контрольной работы по развитию слухового восприятия.
Требования к уровню подготовки учащихся:
говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы, тембра.
в самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп.
произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила; произносить слова слитно, выделяя логическое ударение,
воспринимать на слух и слухо-зрительно речевой материал и произносить его, реализуя сформированные речевые навыки с помощью индивидуального слухового аппарата.
Программа включает следующие разделы:
Речевой материал обиходно-разговорного характера и речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин.
Работа над произношением.
Работа с текстом.
Работа по развитию слухового восприятия обучающихся с нарушением слуха основывается на поэтапном формировании слуховых представлений: воспринимать, различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно речевой материал обиходно-разговорного характера и речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин
Формы контроля: (приложение 1)
контрольные работы для изучения состояния восприятия речи на слух и слухозрительно
проверки внятности произношения по спискам Э.И. Леонгард.
проверка уровня состояния речи на контрольно-обобщающих уроках;
Учебно-тематический план.
№ Разделы по темам Общее кол-во часов Теоретические и практические занятия Контрольные занятия
1. Обследование произносительных навыков.
Проверка слуха, проверка произношения, проверка норм орфоэпии 3 ч 3ч 2. Тема «Родная природа». 5ч 5ч 2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Пёстрый материал 2 недели
Текст «Осень»(1 занятие)
Пёстрый материал 3 недели
Текст «Осень»(2 занятие)
Пёстрый материал 4 недели
Текст: «Осень» (3 занятие)
Пёстрый материал 5 недели
Текст: «Осень» (4 занятие)
Пёстрый материал 6 недели
Диалог: «Осень» (1занятие). 1ч









3. Тема:«Смелость» 6ч 6ч 3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Пёстрый материал 7 недели
Текст «Настоящие герои» (1 занятие)
Пёстрый материал 8 недели
Текст «Настоящие герои» (2 занятие)
Пёстрый материал 9 недели
Текст: «Настоящие герои» (3 занятие)
Пёстрый материал10 недели
Текст: «Настоящие герои» (4 занятие)
Пёстрый материал11 недели
Диалог: «Настоящие герои » (1занятие)
Пёстрый материал12 недели
Диалог: «Настоящие герои » (2занятие) 1 ч
1 ч
1 ч
1 ч








4. Тема «Путешествие по странам» 5ч 5ч 4.1
4.2
4.3 Пёстрый материал 13 недели
Текст «Эрмитаж» (1 занятие)
Пёстрый материал 14 недели
Текст «Эрмитаж» (2 занятие)
Пёстрый материал 15 недели
Диалог «Эрмитаж» (3 занятие) 1ч

1ч 1ч

1ч 5.1
5.2 Подготовка к контрольной работе по РСВ за 1 полугодие.
Контрольная работа по РСВ за 1 полугодие. 1ч
1ч 1ч
1ч 1ч
6. Тема «Народные промыслы» 6ч 6ч 6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6 Пёстрый материал 16 недели
Текст «Гжель» (1занятие)
Пёстрый материал 17 недели
Текст «Гжель» (2 занятие)
Пёстрый материал 18недели
Текст «Гжель» (3 занятие)
Пёстрый материал 19недели
Текст «Гжель» (4 занятие)
Пёстрый материал 20 недели
Диалог «Гжель» (1 занятие)
Пёстрый материал 21 недели
Диалог «Гжель» (2 занятие) 1 ч




1ч 1ч




1ч 7 Тема «Народные праздники» 13ч 13ч 7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
Пёстрый материал 22 недели
Текст «Масленица»(1 занятие)
Пёстрый материал 23 недели
Текст «Масленица» (2 занятие)
Пёстрый материал 24 недели
Текст «Масленица» (3 занятие)
Пёстрый материал 25 недели
Текст «Масленица» (4 занятие)
Пёстрый материал 26 недели
Диалог «Масленица» (1 занятие)
Пёстрый материал 27 недели
Диалог «Масленица» (2 занятие)
Пёстрый материал 28 недели
Текст «День космонавтики» (1 занятие)
Пёстрый материал 29 недели
Текст «День космонавтики» (2 занятие)
Пёстрый материал 30 недели
Текст «День космонавтики» (3 занятие) 1 ч



\1ч













8
8.1
8.2
8.3
Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа по РСВ за 2 полугодие.
Проверка внятности
Контрольно - обобщающий урок



1ч 1ч


1ч 1ч

9
Обследование произносительных навыков. Проверка слуха, проверка произношения, проверка норм орфоэпии 3ч

Итого 41ч 38ч 3ч
Содержание рабочей программы
Тема №1Обследование произносительных навыков.
Проверка слуха, проверка произношения, проверка норм орфоэпии
Тема №2 «Родная природа».
Речевой материал обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по теме «Сезонные изменения осенью». Работа над произношением по индивидуальному плану для каждого обучающегося.
Работа с текстом, составление диалога по тексту «Осень». Работа над диалогом «Осень».
Тема № 3«Смелость»
Речевой материал обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по теме «Правила поведения на улице».
Работа над произношением по индивидуальному плану для каждого обучающегося.
Текст «Настоящие герои»
Диалог «Настоящие герои »
Тема № 4 «Путешествие по странам». Речевой материал обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по теме «В мире искусства».
Работа над произношением по индивидуальному плану для каждого обучающегося
Текст «Эрмитаж»
Диалог «Эрмитаж»
Контрольная работа по РСВ за 1 полугодие.
Тема № 5 «Народные промыслы»
Речевой материал обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по теме «Народное творчество».
Работа над произношением по индивидуальному плану для каждого обучающегося.
Текст «Гжель»
Диалог «Гжель»
Тема № 6 «Народные праздники»
Речевой материал обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по теме «Православные праздники».
Работа над произношением по индивидуальному плану для каждого обучающегося.
Текст «Масленица»
Диалог «Масленица»
Тема № 7 «День космонавтики»
Речевой материал обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по теме «Космонавты», «Первый космонавт», «Первая женщина- космонавт».
Текст «День космонавтики».
Работа над произношением по индивидуальному плану для каждого обучающегося.
Контрольная работа по РСВ за 2 полугодие.
Проверка внятности
Контрольно - обобщающий урок
Тема № 8 Обследование произносительных навыков. Проверка слуха, проверка произношения, проверка норм орфоэпии
Приложение №1 Формы контроля
Контрольная работа по выполнению программного материала по развитию слухового восприятия.Проверка контрольных фраз.
В 9 классах при контрольных проверках выявляется навык слухо-зрительного восприятия устной речи, так как основная задача обучения в этот период – это работа над точностью восприятия устной речи.
С этой целью учащимся предъявляются 15 фраз из речевого материала индивидуальных занятий. Фразы составляются учителем слуховой работы. Фразы воспринимаются детьми слухо-зрительно и на слух с помощью индивидуального аппарата. Каждая фраза дважды произносится педагогом класса и фиксирует уровень восприятия фразы учащимися: если фраза полностью воспринята, ставится количество слов во фразе; если фраза воспринята с ошибками, то фиксируется количество воспринятых слов.
При обработке ответов учащихся можно использовать формулу:
ρ=F×ra2rР= уровень восприятия фраз.
F = общее количество фраз, принятых по смыслу;
g- количество слов, воспринятых во фразе;
a – количество слов во фразе;
- сумма.
В результате получается уровень (процент) восприятия фраз учеником. Из года в год объём речевого материала увеличивается.
Проверка внятности речи по спискам Э.И.Леонгард.
О состоянии навыков восприятия на слух устной речи можно судить по уровню внятности учащихся. Контрольными словами для определения уровня внятности служат слова из комплектов слов, разработанных Э.И. Леонгард. Проверка внятности проводится в конце каждого учебного года.
У каждого ученика определённый список. Ученик читает 50 слов, а группа аудиторов, из трёх человек записывает услышанные слова в тетрадь. Уровень внятности определяется в процентах: подсчитывается количество правильно услышанных слов, умножается на 100 и делится на 50. Рост уровня внятности слов свидетельствует о динамике речевого слуха. Данные проверок ежегодно заносятся в тетрадь.
Списки Э. И. Леонгард.
Список № 1.Сын, мох, залп, борщ, план, пот, май, соль, банк, тень, масло, лампа, цапля, запах, аист, вилы, вафли, змей, сорт, ум, вечер, иней, бензин, борец, берет, весло, болтун, щётка, сетка, голос, шофёр, дятел, семья, гранит, дедушка, ласточка, комната, чайка, няня, яма, лопата, расчёска, подушка, монета, печенье, берлога, колодец, словарь, февраль, рука.
Список № 2.
Ёрш, лифт, сон, нос, март, путь, рост, бой, двор, дом, клетка, корень, дворец, петух, донор, люстра, знамя, касса, люди, ящик, ива, ландыш, карман, конверт, заслон, балет, закат, звонок, жажда, еда, крыльцо, лотос, енот, звезда, хлебница, трещина, зарево, чтение, ягода, черника, фанера, аптека, корова, какао, качели, железо, урожай, разговор, ученик.
Список № 3.
Свет, час, холм, щи, порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, номер, ужин, слово, ноготь, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, песня, туча, ведро, усы, метро, лопата, забор, змей, плакат, дыра, камыш, перо, изба, лентяй, лыжница, селезень, окорок, птенчик, занавес, пение, горошек, редиска, солонка, телятник, черешня, картина, колесо, человек, конура, аллея.
Список № 4
Дно, грамм, соль, банк, тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, пух, горн, змей, ум, сорт, снегирь, ладонь, компот, ходики, музей, дождик, тряпка, щётка, сетка, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, кофта, мясо, чайка, няня, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, яма, стая, почта, рука, словарь, февраль, сметана, продавец, генерал, океан, обои.
Список № 5.
День, снег, тур, мыс, жизнь, кит, шар, лай, сеть, стул, ваза, хала, фокус, шуба, лента, зерно, тепло, девушка, тайга, юла, студия, птичница, ножницы, трение, лето, лампа, пятница, ванна, память, язва, ласка, буква, щепа, бревно, фонарь, письмо, черта, судья, смена, пила, охота, декада, бегемот, товарищ, здоровье, ячейка, тычинка, скипидар, телефон, машина.
Список № 6.
Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, час, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, депо, июнь, изба, жена, пошлина, сессия, топанье, стадия, музыка, ненависть, езда, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, высота.
Список № 7.
Вьюн, яр, звон, быт, пол, мысль, фант, цикл, щит, мул, тумба, яхта, тина, деньги, пламя, яма, ширма, слёзы, ясень, почва, клоун, перец, очки, ручей, старьё, воробей, депутат, пещера, телёнок, суета, столица, берёза, художник, синица, ссадина, выводок, техника, саженец, платина, работа, девочка, сатин, сазан, шептун, паштет, дефект, загон, свеча, тайга, село.
Список № 8.Тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, банк, соль, грамм, дно, сорт, снегирь, ладонь, компот, музей, ходики, змей, горн, пух, ум, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, сетка, щётка, дождик, тряпка, яма, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, няня, чайка, кофта, мясо, февраль, обои, сметана, продавец, океан, словарь, рука, почта, генерал, стая.
Список № 9
Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, чай, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, дело, июнь, изба, жена, езда, пошлина, сессия, топанье, стадия, ненависть, музыка, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, волна.
Список № 10.
Порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, щи, холм, свет, час, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, ноготь, слово, ужин, номер, метро, лапта, забор, змея, дыра, плакат, ведро, туча, песня, усы, лыжница, селезень, пение, окорок, занавес, лентяй, камыш, изба, птенчик, перо, аллея, орешник, картина, колесо, человек, конура, телятник, солонка, редиска, горошек.
Контрольно - обобщающие уроки по «Развитию слухового восприятия и формированию произношения».
Подготовка и проведение контрольно-обобщающего урока проходит в несколько этапов. На первом этапе определяется тема – за четыре недели до контрольно-обобщающего урока. На втором этапе учитель слуховой работы подбирает речевой материал. Обязательным условием является участие в контрольно-обобщающем уроке всех учеников класса. Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ученика (наличие звуков в речи ребенка, которыми насыщается выступление; увеличивается объем текста для хорошо успевающего ученика и сокращается для слабоуспевающего). Содержание речевого материала должно быть направлено на реализацию возможностей определенного ученика.
На третьем этапе за три недели до контрольно-обобщающего урока начинается непосредственная подготовка: работа над произнесением текста каждого ученика, репетиции.
Во время контрольно-обобщающего урока активизируется мышление, реализуются произносительные навыки и навыки самоконтроля, демонстрируются знания по теме, полученные на уроках и внеклассных мероприятиях в течение учебного года. С целью развития остаточного слуха детей используется звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования.
Система оценивания речевой деятельности
Выступление всех обучающихся оценивается индивидуально специальной комиссией, состоящей их трех педагогов, не работающих на данном классе. Критерии оценок речевой деятельности обучающихся (в баллах):
Знание речевого материала (декламация)
5 – без ошибок
4 - с запинками
3 – ребенок подглядывает в листочек
2 – читает по бумажке
1 – читает с запинками
Общая внятность речи
5 – речь внятная, смысл всего речевого материала понятен
4 – речь недостаточно внятная. Смысл не понятен. Понятны отдельные слова и фразы.
3 – речь маловнятная, понятны отдельные слова.
2 – речь невнятная, непонятны даже отдельные слова.
0 – речи нет
Выразительность
5 – соблюдает логические ударение, паузы, интонацию. Артистичность.
4 - соблюдает логические ударение, паузы, интонацию, но выражено в меньшей степени
3 – выражено в меньшей степени
2 – не выражено
Нормы орфоэпии
5 – соблюдает все нормы
4 – нормы знает, но может допустить ошибки
3 – много ошибок
2 – не соблюдает
Слитность
5 – речь слитная, плавная, без ошибок
4 – тоже, но с незначительными ошибками
3 – скандированная речь
2 – послоговое чтение
1 – побуквенное чтение
Ударение
5 – без ошибок
4 – единичные ошибки
3 – равноударное
Чтение материала (знакомого и незнакомого)
5 – читает с соблюдением норм орфоэпии, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение
4 – допускает незначительные ошибки (сам себя исправляет)
3 – допускает ошибки (исправляет по подсказке учителя)
2 - допускает ошибки (не исправляет даже после подсказки учителя)
Члены комиссии оценивают речь каждого ученика, оценки заносятся в протоколы. Результаты суммируются и выводятся средние баллы, которые заносятся в итоговый протокол. На основании оценок, полученных за участие в контрольно-обобщающем уроке, проводится диагностирование уровня состояния речи обучающихся, включая и внятность речи в динамике.
Уровень состояния речи определяется по средней оценке речевой деятельности обучающихся.
Уровни состояния речи:
I уровень – высокий, общение со слышащими вызывает незначительные трудности в понимании отдельных слов, но общий смысл высказывания понятен. Средний балл 4,50 – 5.
II уровень – выше среднего, общение со слышащими вызывает затруднения в понимании отдельных фраз. Общий смысл высказываний может быть в основном понятен. Средний балл 4,00 – 4,49.
III уровень – средний, состояние речи вызывает трудности в понимании смысла высказывания. Могут быть понятны отдельные слова или фразы. Средний балл 3,50 – 3,99.
IV уровень – ниже среднего, состояние речи практически не позволяет понять смысл высказывания. Понятны отдельные слова. Средний балл 3,00 – 3,49.
V уровень – низкий. Речь невнятная, непонятны даже отдельные слова. Средний балл 2,50 – 2,99.
VI уровень – нулевой. Речи нет, присутствуют отдельные недифференцированные звукокомплексы. Средний балл 2 – 2,49.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Волкова К.А.  Обучение глухих учащихся 7-8 классов устной речи. М.«Просвещение», / Волкова К.А.  1971- 60с.
Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М. «Просвещение»,/Кузьмичева Е.П. 1991-160с.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха М. Владос,/Назарова Л.П 2001-228с.
Пфафенродт А.Н. Произношение для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. М. «Просвещение», /Пфафенродт А.Н. 2007-240с.
Рау Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. М. «Просвещение»,/Рау Ф.Ф. 1976.- 160 с.
Слезина Н.Ф. Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ сабослышащих. М. «Просвещение», /Слезина Н.Ф. 1986-240с.
Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб.- метод. пособие. – Мн.: БГПУ,/Феклистова С.Н. 2008. – 66 с.
Феклистова С. Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха: пособие / С.Н. Феклистова. – Мн.: БГПУ, 2007. – 35с.
Информационно- компьютерная поддержка учебного процесса:
http://festival.1september.ru/s ubjects/32/http://logopediya.com/http://www.logoped.ru/http://www.solnet.ee/http://defectolog.ru/http://www.boltun-spb.ru/http://www.logopunkt.ru/http://www.defectus.ru/
http://www.pedlib.ru/Оборудование и приборы:
Зеркало
Справочные и опорные таблицы
Аппаратура «ИНТОМ-М»
Приложение №2
Тексты и диалоги по развитию слухового восприятия для9 класса
Текст № 1 «Осень».
Вот и кончилось теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют.Начинают желтеть, краснеть, буреть листья на деревьях. Как только листьям не хватает солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет.
В сентябре часто идут холодные дожди, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней. Стрижи, ласточки и другие перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
Диалог «Сентябрь»
- Посмотри, как хмурится небо и дует ветер.
- Да, наступила осень.
- Почему на деревьях начинают желтеть и краснеть листья?
- Потому что, солнышка не хватает, они начинают вянуть и теряют цвет.
- А ты знаешь, какие птицы улетают в тёплые края?
- Да, стрижи , ласточки и другие перелётные птицы.
- Очень жаль, что лето кончилось.
Текст№2 «Настоящие герои»
Это случилось в центре города Омска. Однажды днём десятиклассники Ярослав и Артём гуляли после уроков. Вдруг они увидели бегущего мужчину. В руках у него была женская сумка. Догнать преступника было нетрудно.Оба подростка спортсмены.Ярослав занимается лёгкой атлетикой, а Артём — боксом. Ребята догнали хулигана и вызвали полицию. Оказалось,  что хулиган  украл сумку у бабушки.Он ударил старушку по голове и выхватил у неё сумку.Полицейские вернули бабушке сумку и рассказали ей о ребятах. Старушка поблагодарила их за помощь и храбрость. Ребята настоящие герои.
Диалог «Настоящие герои»
- Ты смотрел сегодня новости?
- Нет, я был в школе.
- Сегодня по «Новостям» рассказали про мальчиков, которые помогли бабушке.
- А что случилось?
- Бабушка шла по улице, в руках была сумка. Вдруг, сумку кто-то выхватил.
- Что было дальше?
- Десятиклассники догнали преступника и вызвали полицию.
- Какие мальчики  смелые, не испугались хулигана
Текст№3 «Эрмитаж»
Эрмитаж - самый большой музей в нашей стране. Он находится в Санкт-Петербурге на берегу реки Невы. Основала музей императрица Екатерина  в 1764 году. Главное здание Эрмитажа - Зимний дворец.Музей занимает 6 зданий  и  более 350 залов. В Эрмитаже хранятся картины, вазы, скульптуры.Посмотреть эту красоту приезжают  не только жители нашей страны.На экскурсиях в Эрмитаже бывает много людей из разных стран мира.Эрмитаж- это гордость русского народа!
Диалог «Эрмитаж»
-Привет, Катя!
-Привет, Антон!
-Как ты провел зимние каникулы?
-Отлично! Мы с одноклассниками ездили в Питер.
-Ну как, тебе понравился город?
-Да, очень! Мы много ходили на экскурсии, даже были в Эрмитаже.
-Вот здорово! А я читала про Эрмитаж. Это самый большой и красивый музей в нашей стране!
-Да! Советую тебе обязательно побывать в Питере!
Текст№ 4«Гжель»
Село Гжель находится в Подмосковье. Это село  знаменито на всю Россию, здесь делают гжельский фарфор. Делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, фигурки людей и животных. При изготовлении принимают участие люди 40 профессий.Все операции выполняются вручную. Сначала рабочие добывают белую глину. Потом гончары- люди, которые делают посуду, изготавливают заготовку. Затем мастера обжигают ее в специальных печах. А только потом художницы- мастерицы расписывают красками. Художницы используют только два цвета: белый и синий. Каждый узор уникальный. Вот так и получается бело-синее фарфоровое чудо.
Диалог «Гжель»
-Нам на классном часе учительница рассказывала о гжельском фарфоре.
-Ну как, что нового ты узнал?
-В Гжели делают: чашки, кувшины, кружки, вазы, фигурки людей и животных.
- Как изготавливают фарфор, расскажи.
-Сначала рабочие добывают белую глину.
-Что потом?
-Потом гончары-люди, которые делают посуду, изготавливают заготовку.Затем мастера обжигают ее в специальных печах.
-И всё?
-Апотом художницы- мастерицы расписывают краскамитолько два цвета: белый и синий.
-Спасибо, мне было очень интересно.
Текст№ 5 «Масленица»
Масленица - один из любимых народных праздников.
Считалось, что на Масленицу зиму провожают, весну встречают.
На Руси Масленицу праздновали всю неделю.
Каждый день масленичной недели имел свое название.
Понедельник- «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «лакомка», четверг - «разгуляй», а в пятницу и субботу ходили в гости.А воскресенье называли «прощенным», так как в этот день просили прощение друг у друга. На Масленицу пекут блины,  ведь круглый, румяный  блин похож на солнце.Блины - это блюдо русской кухни.Если блины на столе - значит в доме все хорошо. На Масленицу устраивали народные гуляния, катания на санях, игры в снежки. В конце праздника все вместе сжигали на костре чучело зимы.
Диалог «Масленица»
Ты знаешь, как называется праздник проводы весны?
Нет, расскажи.
Масленица - один из любимых народных праздников.
А как празднуют Масленицу?
Масленицу празднуют всю неделю, устраивают народные гуляния, катания на санях, игры в снежки.
А какое главное блюдо на Масленицу?
На Масленицу пекут блины,  ведь круглый, румяный  блин похож на солнце.
И всё?
Нет, в конце праздника все вместе сжигали на костре чучело зимы.
ТЕКСТ № 6 «День космонавтики».           
Юрий Гагарин  первым полетел в космос. Это было двенадцатого апреля одна тысяча девятьсот шестьдесят первого года.С тех пор в нашей стране12 апреля отмечается День космонавтики и авиации.   Космонавты долго готовятся к невесомости в космосе.  Перед полётом они выполняют задания под водой.  В бассейне  космонавты ощущают себя как в невесомости.   В космосе люди живут на космических станциях. Это  космический корабль, который вращается вокруг Земли.Учёные могут долго там жить и работать. В космосе учёные выполняют работу, которую нельзя сделать на Земле.Это возможно, потому что там нет воздуха.
ДИАЛОГ
- Скажи, пожалуйста, кто был первым космонавтом?
- Юрий Гагарин первым полетел в космос.
- А женщины летают в космос?
- Да, в 1963 году Валентина Терешкова полетела в космос.
- Она была первой?
- Да, Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт.
- Когда в нашей стране отмечается День космонавтики?
- 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.