Коррекционная программа Развитие слухового восприятия (фронтальные занятия)


государственное казённое общеобразовательное учреждение
Свердловской области « Нижнетагильская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
__________/Т.Я. Зубрилова /
Протокол № ____
от «__» _________ 2016 г.
Заместитель директора
по УР
__________/С.Н. Кузьмина/ «__» _____________ 2016 г.

Директор
___________/О.Ю. Леонова /
Приказ №____
от «__»__________2016 г.

Программа
коррекционной работы
по развитию слухового восприятия
(фронтальные занятия)
для учащихся 3б класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель программы:
Зубрилова Т.Я.
учитель
высшей категории

г. Нижний Тагил
2016г.
Пояснительная записка
Огромную важность в непрерывном образовании личности глухого ребенка приобретают вопросы не только слухозрительного восприятия речевого материала и неречевых звучаний, но и развитие остаточного слуха.
Обучение учащихся третьего класса относится к основному периоду. В этот период осуществляется дальнейшее уточнение оптимального режима работы с электроакустической аппаратуры с учетом комплекса факторов, включающих данные аудиолого - педагогических исследований нарушенной слуховой функции, уровня общего и речевого развития, сформированности навыков слухового восприятия и произношения.
В условиях фронтальной работы по развитию нарушенной слуховой функции создаются наиболее благоприятные условия для использования остаточного слуха глухих детей. Наличие остатков слуха позволяет глухим детям непосредственно воспринимать некоторые звуки окружающего мира, что имеет большое значение в развитии их познавательной деятельности. Остатки слуха играют существенную роль при обучении звукопроизносительной стороны речи. Таким образом, для многих глухих детей развитие нарушенной слуховой функции может содействовать использованию устной речи в качестве средства общения.
Ценностным ориентиром данного курса является:
- формирование слуховых представлений;
- формирование познавательных интересов;
- улучшение произносительной стороны речи;
Целью курса является формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно – рефлекторных связей восприятия устной речи.
Задачи.
1.Максимальное развитие остаточного слуха, создание на этой базе качественно новой слухозрительной основы для восприятия устной речи.
2.Обогащение представлений глухих учащихся о мире неречевых звуков, ориентация их в окружающем мире.
3.Воспитание правильного, адекватного отношения к своему дефекту слуха.
4.Формирование коммуникативных навыков.
В ходе освоения содержания курса «Развитие нарушенной слуховой функции» обеспечиваются условия для достижения обучающими следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- мотивация к учебной деятельности;
- учебно – познавательный интерес к предмету;
- доброжелательное отношение к учителю и товарищам;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- положительного отношения к образовательному учреждению;
- способности к самооценке на основе критериев успешности и оценивании деятельности одноклассников;

Метапредметные результаты.
Обучающийся научится:
-принимать цели и задачи учебной деятельности;
- использовать речь при общении с учителем и детьми;
- понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии поставленной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять коммуникативную активность во взаимодействии с учителем и одноклассниками;
- применять знания самоконтроля при звукопроизношении;
Предметные результаты.
Обучающийся умеет:
- воспринимать речевые и неречевые сигналы на слух с помощью стационарной аппаратурой или индивидуальными слуховыми аппаратами;
- воспринимать слухозрительно речевой материал, относящийся к организации учебной деятельности учащихся и к изучению программного материала;
- воспринимать и воспроизводить 3-х и 4-хсложные ритмы;
- воспринимать и определять характер музыкальных ритмов;
- определять по характеру звучания голоса животных и птиц;
- различать длительность, краткость, интенсивность и направление звучания речевых и неречевых звучаний;
- определять паузы, начало и конец предложений;
- воспринимать и воспроизводить словесное ударение;
Обучающийся получит возможность узнать:
- воспроизводить организационный и терминологический материал урока;
- воспроизводить структуру 4-х и более сложных слов и словосочетаний;
- называть голоса животных и птиц;
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Развитие нарушенной слуховой функции» во 3б классе. В классе 3ученика. У 2учеников - двусторонняя сенсоневральная глухота IV группы, у 1 ученика–двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени . Также учащиеся данного класса имеют сопутствующий диагноз РЦОН.
Форма организации учебной деятельности – фронтальные занятия.
Методы и приемы обучения учащихся по курсу «Развитие нарушенной слуховой функции» разнообразны: слуховое и слухозрительное восприятие речи, коммуникативная речь, подвижные и дидактические игры, развивающие упражнения, компьютерные программы.
Входной, текущий и итоговый контроль осуществляется в форме наблюдения восприятия речевого материала при без отметочной системе учета результатов. Курс рассчитан 31 час, изучается в течение учебного года.
Содержание программы
Раздел Кол-во часов Коррекционная направленность Планируемые результаты Виды деятельности учащихся
Личностные МетапредметныеПредметные Направление источника звука 1 Развитие слухового внимания Развитие навыков адаптации в окружающем мире Активное использование слухового восприятия Определять местонахождение источника звука Игровая, речевая, работа с музыкальными игрушками
Звуковые сигналы 3 Развитие слухового внимания и памяти Воспитание культуры поведения во время занятий Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельн. Умение различать краткие и длительные звуки, количество звучаний, силу Игровая, речевая, работа с картинками и табличками
Голоса животных и птиц 4 Развитие слухового внимания и памяти Развитие навыков адаптации в окружающем мире Овладение сведениями явлений действительности Различать голоса животных и птиц с компьютера Игровая, речевая, работа с компьютером
Характер музыки 3 Развитие слухового внимания и ритма Формирование эстетических способностей и чувств Освоение познавательной и личностной рефлексии Определять характер музыкальных ритмов Игровая, речевая, работа с магнитофоном
Пение, музыка, разговор 3 Развитие слухового восприятия Формирование эстетических способностей Освоение форм познавательной деятельности Различать пение от музыкиИгровая, речевая, работа с магнитофоном
Речевые ритмы слогов, слов, словосочетаний и предложений 2 Развитие слухозрительного внимания и мышления Наличие мотивации к работе на результат Активное использование речевых средств Умение выделять ударный слог Игровая, коммуникативная, самостоятельная работа
Целостные речевые структуры 15 Развитие слухозрительного восприятия Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками Активное использование речевых средств Умение распознавать предложения по количеству слов, началу и концу предложения Игровая, коммуникативная
Календарно – тематическое планирование
I триместр
№ п/п Название темы Кол-во часов Дата Контроль Коррекционные упражнения Словарь
1 Местоположение звучания предмета 1 06.09 Определять местоположение звучащего предмета Игра «Где звучит?» Я слышал барабан справа (слева, сзади, спереди).
2 Высота звучания 1 13.09 Различать характер звучания Игра «Верно - неверно» Я слышал высокий (низкий) звук.
3 Односложные -четырехсложные речевые ритмы 1 20.09 Воспринимать и воспроизводить ритмы слов и словосочетаний. Самостоятельная работа Игра «Придумай слово» Напиши ритм слов. Угадай по ритму словосочетание. Составь ритм из геометрических фигур.
4 Сила звучания 1 27.09 Различать степень громкости звука Игра «Делай так же» Какой звук ты слышал? Я слышал громкий (тихий) звук. Костя говорил громко.
5 Длительность звучаний 1 11.10 Воспринимать и воспроизводить длительность звучания голосом и игрой на музыкальных игрушках Игра «Угадай» Сыграй на дудке долго (кратко). Дудка звучала долго. Я слышал краткий звук свистка.
6 Словесное ударение 1 18.10 Правильно воспроизводить ударение в словах. Игра «Верно – неверно» Поставь ударение. Какой ударный слог? Ударение на первом слоге.
7 Музыка и пение 1 25.10 Воспринимать и различать музыку и пение с магнитофона Игра «Покажи табличку» Что ты слышишь? Я слышу музыку (пение). Что мы делали на уроке?
8 Характер музыки 1 01.11 Определять характер музыки Игра «Кто внимательный?» Какую музыку вы слышали? Грустная (веселая) музыка.
9 Повторение 1 08.11 Итого: общее количество часов за I триместр 9
II триместр
1 Голоса животных 1 22.11 Воспринимать и определять голоса животных с компьютера Игра «Кто там?» Мычит корова. Ржет лошадь. Хрюкает свинья. Как мычит корова?
2 Определение начала и конца предложения 1 29.11 Самостоятельная работа Игра «Проверь » Повтори, что я сказала. Покажите табличку.
3 Голоса птиц 1 06.12 Воспринимать и определять голоса птиц с компьютера Игра «Покажи картинку» Поет петух. Чей голос вы слышали? Это гусь (индюк). Пищат цыплята.
4 Темп речи 1 13.12 Воспринимать и произносить в заданном темпе слова и фразы, состоящие из открытых слогов и слогов со стечением согласных.
Самостоятельная работа. Игра «Повтори» Скажи так, как я сказала. Прочитай как я. Скажи в медленном темпе.
5 Хор и соло 1 20.12 Различать хоровое и сольное пение Игра «Верно – неверно» Мы слушали песню в исполнении хора. Ребята слушали сольное пение.
6 Количество слов в предложении 1 27.12 Определять слухозрительно количество слов в предложении. Игра «Повтори - не ошибись» Сколько слов в предложении? В предложении 3 слова. Назови первое слово.
7 Паузы в предложении 1 10.01 Определять и воспроизводить паузы в предложении Игра «Помоги мальчику» Разделите предложение на части. Послушайте, где можно сделать паузу. Прочитай предложение так же.
8 Тема «Зима». 1 17.01 Воспринимать предложения и отвечать на вопросы Игра «Доскажи слово» Игра называется … Придумай предложение со словом …
9 Характер музыки 1 24.01 Определять характер музыки Игра «Угадай» Музыка вальса плавная, медленная, марша – быстрая.
10 Голоса диких животных 1 31.01 Воспринимать и определять голоса животных с магнитофона Игра «Кто как голос подает?» Назови диких животных. Будем слушать голоса волка, медведя, льва.
11 Первый звук в слове 1 07.02 Определять первый звук в слове Игра «Добавь букву» Назови первый звук в слове. Назови слово.
12 Повторение 14.01 Итого: общее количество часов за II триместр 12
III триместр
1 Правило орфоэпии (окончания – ого, - его) 1 28.02 Правильно говорить слова Игра «Повтори» Окончания – ого, - его надо говорить как
- ова, - ева.
2 Количество предложений в тексте 1 07.03 Определять количество предложений в тексте Игра «Проверь» Сколько предложений в тексте? Прочитай второе предложение.
3 Песня «Чему учат в школе?» 1 14.02 Различать характер песни Будем слушать песню «Чему учат в школе?» Песня веселая. Песню исполняли дети.
4 Логическое ударение в вопросах 1 21.03 Воспринимать и воспроизводить логическое ударение Игра «Повтори» Главные слова в вопросах и ответах надо говорить громко.
5 Место звука в слове 1 28.03 Определять место звука в слове Игра «Найди место звуку» Звук стоит в начале (в конце, в середине) слова.
6 Мужской, женский и детский голоса 1 04.04 Воспринимать и отличать голоса Игра «Не ошибись» Песню поет дядя. Тетя говорит. Мальчик говорит.
7 Речевое дыхание 1 18.04 Уметь произносить ряд слогов, слов и предложений на одном выдохе Говори слитно на одном выдохе.
8 Звуки С, З1 25.04 Воспринимать и определять слухозрительно звуки в словах Игра «Чудесный мешочек» Какой звук в слове? Придумайте слово со звуком З.
9 Тема «Весна» 1 16.05 Воспринимать предложения и отвечать на вопросы Игра «Покажи картинку» 10 Голоса птиц 1 23.05 Воспринимать и определять голоса птиц с компьютера Игра «Кто там?» Кукует кукушка. Поет соловей. Это голуби (воробьи).
Итого: общее количество часов за III триместр 10
Контрольные фразы
I триместр
1.Я слышал бубен справа.
2.Я слышал высокий звук.
3.Составь ритм из фигур.
4.Я слышал тихий звук.
5.Сыграй на дудке долго.
6.Ударение на втором слоге.
7.Ребята слушали музыку.
8.Звучала грустная музыка.
9.Поставь ударение в слове.
10.Игра называется «Верно – неверно»
II триместр
1.Корова мычит.
2.Лошадь ржет.
3.Мы слушали голоса птиц с компьютера.
4.Скажи в медленном темпе.
5.Игра называется «Угадай»
6. Придумай предложение со словом зима.
7.Музыка вальса плавная, медленная.
8.Мы слушали голоса диких животных.
9.Первый звук в слове М.
10.Поставь паузы в предложении.
III триместр
1.Окончания – ого, - его Надо говорить как – ова, - ева.
2.Мы слушали песню «Чему учат в школе?».
3.Песню исполняли дети.
4.Главные слова в вопросах и ответах надо говорить громко.
5.Звук стоит в конце слова.
6.Песню поет дядя.
7.Тетя говорила быстро.
8.Говори слитно на одном выдохе.
9.Кукует кукушка.
10.Поет соловей.
11.Поставь знаки в тексте.
Материально – техническое обеспечение
Учебно – методическая литература
Дидактический материал
Наглядные пособия
Технические средства
.Пфафенродт А.Н. Произношение. 2 класс.
2.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.
3.Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих.
4.Компьютерная программа «Учимся говорить».
5.77 лучших песен для детей.
6.Голоса животных и птиц.
7.Звуки окружающего мира.
8.Видеокассета «
Дидактические игры для
фронтальных занятий.
2. Речевые игры.
3. Физминутки.
1. Игрушки.
2. Музыкальные игрушки.
Индивидуальные слуховые аппараты
Звукоусиливающая
аппаратура «Унитон»
3. Компьютер.
4. Телевизор.
Специальные средства
1. Зонды.
2. Шпатель.
3. Обеззараживающее
средство