Урок математики на тему Площадь прямоугольного треугольника
Урок математики в 4 классе УМК «Школа 2100»
Тема. Площадь прямоугольного треугольника
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формирование умения находить площадь прямоугольного треугольника.
Задачи: 1. учить определять площадь прямоугольного треугольника;
2. формировать умения читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей;
3. развивать речь, мышление, познавательный интерес.
Ход урока
Эмоциональный настрой на работу
Актуализация опорных знаний и умений
Устный счёт.
Чему равна сторона прямоугольника, если его периметр равен 16 см, а другая сторона – 2 см.
16 : 2 – 2 = 6 (см)
Периметр прямоугольника равен 8 см. Вычислите площадь прямоугольника.
1∙3 = 3 (см2)
Длина дачного участка прямоугольной формы 60 м, а ширина составляет 5/6 длины. Какова площадь участка?
(60 : 6 ∙ 5) ∙ 60 = 3000 (м2)
Оценка работы класса.
Что помогло справиться с заданием? (Умеем находить периметр и площадь прямоугольника)
Постановка учебной задачи
Дети получают листы с изображением фигуры. Найти площадь фигуры.
Почему не смогли выполнить задание? (Не умеем находить площадь треугольника)
На доске чертеж фигуры, площадь которой нужно вычислить. Как это сделать? (Дочертить до прямоугольника или разделить фигуру на прямоугольник и треугольник, измерить стороны и вычислить площадь)
Определите вид треугольника
Какова тема нашего урока?
(Площадь прямоугольного треугольника)
Чем сегодня на уроке мы будем заниматься?
(Учиться находить площадь прямоугольного треугольника)
Открытие нового знания
Работа в парах.
Обсудите в парах и предложите свой вариант решения этой задачи. (Найти площадь прямоугольника и разделить на 2)
Повторное проговаривание способа действия.
Теперь сможете вычислить площадь фигуры? Почему? (Знаем, как найти площадь прямоугольного треугольника)
Запись решения на доске с комментированием.
2 ∙ 4 = 8 (см2)- площадь прямоугольника;
(2 ∙ 1) : 2 = 1(см2)- площадь прямоугольного треугольника;
8 + 1 = 9 (см2)- площадь всей фигуры.
Ответ: 9 см2.
Выведение формулы
Обсудите в парах и предложите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.
S = (a ∙ b) : 2
Записать на доске и в тетрадях.
Знакомство с названием сторон прямоугольного треугольника. Работа с учебником С. 94, № 1 (текст)
Чем являются стороны а и b в прямоугольнике? (Длина и ширина)
Что вы знаете о сторонах прямоугольного треугольника? (Возможно, что кто-то из учеников назовёт катет и гипотенуза)
Прочитайте текст в учебнике.
Как сформулировать правило нахождения площади прямоугольного треугольника, называя стороны треугольника катетами и гипотенузой?
(Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин его катетов и разделить полученную величину на два)
Первичное закрепление
Работа с учебником С. 94, № 2, № 3
Применение новых знаний
Самостоятельная работа
С. 95, № 7 (I вариант – а;
II вариант – б)
Проверка по образцу (образец на доске)
I вариант – 30 мм = 3 см
(3 · 4) : 2 = 6 (см²) = 600 (мм2)
II вариант – 600 мм = 6 дм
(5 · 6) : 2 = 15 (дм²) = 1 500 (см²)
Рефлексия
Все справились с заданием?
У кого не получилось? Почему? (Возможно, не учли разные единицы измерений, вычислительные ошибки)
Какие советы вы можете дать себе? (Быть внимательнее при прочтении задания)
Работа в группах
На доске разные виды треугольников.
А если имеется треугольник, у которого нет прямого угла? Как вычислить его площадь? Сможете ли вы это сделать?
Обсудите в группах и предложите свой способ решения.
Группы получают по одному треугольнику и работают с ним.
В результате «Мозгового штурма» приходят к одному из способов решения – разделить на два прямоугольных треугольника или достраивают до прямоугольника и, уже известным им способом вычисляют площадь треугольника.
Проверка и оценка групповой работы. По окончании работы каждая группа представляет своё решение. Обсуждается рациональный способ решения.
Что помогло успешно справиться с заданием? (Умеем находить площадь прямоугольного треугольника)
Рефлексия учебной деятельности
С какой трудностью столкнулись сегодня на уроке?
Что помогло преодолеть её и добиться поставленной цели? (Знание формулы прямоугольника)
Чему научились? (Находить площадь треугольников)
Домашнее задание
С. 94 – 95, запомнить названия сторон прямоугольного треугольника,
№ 7 (в)