Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по системе Школа России

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 1-Б класса МБОУ Игримской СОШ №2.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

2. Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в 1 классе начальной школы выделяется 158 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 120 ч (24 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 38 ч (9 учебных недель) урокам русского языка.
Результаты изучения курса

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

5. Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов (всего)
Из них(количество часов)




Проверочные диктанты, проверочные работы
Контрольное списывание

Проекты, тесты

1
Добуквенный период
14




2
Букварный период
85
2
1
1

3
Звуки и буквы
21


1


Русский язык





4
Наша речь
2

1


5
Текст, предложение, диалог
2




6
Слова
1




7
Слово и слог. ударение
2
1



8
Перенос слов
4




9
Звуки и буквы
25
1

1

10
Повторение
2





Итого
158
4
2
3



6. Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный согласный; гласный ударный безударный; согласный твёрдый мягкий, парный непарный; согласный звонкий глухой, парный непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жиши, чаща, чущу в положении под ударением;
сочетания чкчн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:
Тематическое планирование к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).
Тематическое планирование по русскому языку к учебнику: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.
Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
1. Круг произведений для чтения.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.
Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).
Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.
2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.
Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.
Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.
Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.
Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.
3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.
Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.
Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.
4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.
Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами и интонацией











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПИСЬМУ 1 класс (120 ч)

урока
ДАТА
Тема
Планируемые результаты


План
Факт

Предметные
Метапредметные
Личностные

1
1.09

Пропись первая учебная тетрадь. (с. 36)
Обучающийся научится:
- ориентироваться в первой учебной тетради;
- правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте;
- демонстрировать правильное положение ручки при письме;
- воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма;
- называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи;
- обводить предметы по контуру;
- находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи.
- обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки, штриховать;
- писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно
Регулятивные УУД:
- Принимать учебную задачу урока;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
- Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву.
- Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.
- Оценивать свою работу.
Познавательные УУД:
- Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом.
Коммуникативные УУД:
Отвечать на вопросы учителя.
Осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе.
Воспроизводить и применять правила работы в парах.
Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем
- Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- .Адекватно воспринимать оценку учителя

2
2.09

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. (с. 78)




3
3.09

Письмо овалов и полуовалов. (с. 910)




4
4.09

Рисование бордюров. (с. 1112)




5
7.09

Письмо длинных прямых наклонных линий. (с. 1314)




6-7
8.09
9.09

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с. 1517)




8
10.09

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с. 1820)




9,
11.09

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. (с. 2123)




10
14.09

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.
(с. 2426)




11, 12
15.09
16.09

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. (с. 2729)
- сравнивать элементы письменных и печатных букв;
- находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор.
Обучающийся в совместной деятельностью с учителем имеет возможность научиться:
- составлять предложения с опорой на заданную схему;
- составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи;

Обучающийся научится:
- называть правильно элементы буквы;
- сравнивать печатную и письменную буквы;
- конструировать буквы из различных материалов;
- писать буквы в соответствии с образцом.;


Регулятивные УУД:
- Принимать учебную задачу урока;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
- Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву.
- Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.
- Оценивать свою работу.
Познавательные УУД:
- Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом.
Коммуникативные УУД:
Отвечать на вопросы учителя.
Осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе.
Воспроизводить и применять правила работы в парах.
Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем
Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- .Адекватно воспринимать оценку учителя

13-14
17.09
18.09

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. (с. 3032)




15
21.09

Строчная и заглавная буквы А, а. (пропись № 2, с. 34)




16
22.09

Строчная и заглавная буквы О, о. (с. 56)




17
23.09

Заглавная буква И. (с. 7, 8)




18
24.09

Строчная буква ы. (с. 910)




19
25.09

Строчная и заглавная буквы У, у. (с. 1112)




20
28.09

Письмо слов с изученными буквами
(с.13)




21
29.09

Строчная и заглавная буквы Н, н. (с. 1415).
Обучающийся научится:
- анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах;
- называть правильно элементы буквы;
- сравнивать печатную и письменную буквы;

Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять гигиенические правила письма
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию
школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- Адекватно воспринимать оценку учителя

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- .Адекватно воспринимать оценку учителя

22
30.09

Строчная и заглавная буквы С, с. (с. 16)




23
1.10

Заглавная буква С. (с. 17).




24, 25
2.10
5.10

Строчная и заглавная буквы К, к. (с. 1819)




26
6.10

Письмо слов с изученными буквами
С.20




27
7.10

Строчная и заглавная буквы Т, т. (с. 21).
- обводить бордюрные рисунки по контуру;
- конструировать буквы из различных материалов;
- писать буквы в соответствии с образцом;
- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;
- соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;
- сравнивать написанные буквы с образцом;
- выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью;
- - выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э];
- перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную;
- писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования;
- правильно записывать имена собственные;
- списывать без ошибок с письменного шрифта;
- читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения;

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма
Использовать правила оценивания в ситуациях, спланированных учителем.
Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей.
Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший,
Применять критерии оценивания выполненной работы. Оценивать свои достижения на уроке
Оценивать свою деятельность по шкале самооценки



28
8.10

Строчная и заглавная буквы Т, т. (с. 21).




29, 30
9.10
12.10

Строчная и заглавная буквы Л, л. (с. 2324)




31
13.10

Повторение и закрепление изученного. (с. 22, 25)




32
14.10

Строчная буква р. Заглавная буква Р. (с. 2627)




33
15.10

Строчная и заглавная буквы В, в. (c. 2830)




34, 35
16.10
19.10

Строчная и заглавная буквы Е, е. (с. 3132)




36
20.10

Письмо слов с изученными буквами





37
21.10

Строчная и заглавная буквы П, п. (пропись № 3, с. 34)




38
22.10

Строчная и заглавная буквы П, п. (пропись № 3, с. 5)




39
23.10

Строчная и заглавная буквы М, м. (с. 6)




40
26.10

Строчная и заглавная буквы М, м. (с. 7)




41
27.10

Письмо слов с изученными буквами
(с.8)




42
28.10

Строчная и заглавная буквы З, з. (с. 9)




43
29.10

Строчная и заглавная буквы З, з. (с.10).




44
30.10

Строчная и заглавная буквы Б, б. (с. 12)




2 четверть




45
9.11

Письмо слов с изученными буквами (14,15)





46
10.11

Строчная и заглавная буквы Д, д. (с. 1617)




47
11.11

Строчная и заглавная буквы Д, д. (с. 18).
- сверять записанное предложение со схемой-моделью; - списывать предложения, заменяя в необходимых случаях печатный шрифт на письменный;
- дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и
записывать их, используя приём комментирования;
- составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их в прописи;
- дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях;
- вставлять пропущенные буквы в слова, объяснять смысл каждого слова;
- писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами;
- образовывать форму единственного числа существительного от заданной формы множественного числа с опорой на схему-модель;
- понимать значение слов «один», «много», правильно их употреблять в речи.
- дополнять тексты, данные в прописи, своими предложениями, не нарушая смысла;
- употреблять в речи и записывать с заглавной буквы названия знакомых рек;

Познавательные УУД:
- Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом.
- Выделять в группе слов общий признак, классифицировать их по группам, называть группу предметов одним словом
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, тройках и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам.
Выполнять правила работы в группе. обосновывать свой выбор.
Осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.

Регулятивные УУД:
- Принимать учебную задачу урока;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
- Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву.
- Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.
- Оценивать свою работу.

Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».








Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».


48
12.11

Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 20).




49
13.11

Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 21).




50
16.11

Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 22).




51
17.11

Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 23).




52-54
18.11
29.11
20.11

Письмо слов с изученными буквами




55
23.11

Строчная и заглавная буквы Г, г. (с. 24).




56
24.11

Строчная и заглавная буквы Г, г. (с. 2526).




57
25.11

Строчная буква ч. (c. 27).




58
26.11

Строчная буква ч. (c. 28).




59
27.11

Заглавная буква Ч. (c. 29).




60
30.11

Письмо слов с изученными буквами




61
1.12

Буква ь. (с. 30).




62
2.12

Буква ь. (с. 3132).




63
3.12

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. (пропись № 4, с. 3).




64
4.12

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. (пропись № 4, с. 4).




65, 66
7.12
8.12


Письмо слогов и слов с изученными буквами. (пропись № 4, стр. 5).




67
68
69
9.12
10.12
11.12

Письмо слов с сочетаниями ши




70
14.12

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. (пропись № 4, с. 67).




71
15.12

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. (пропись № 4, с. 8).




72
16.12

Строчная буква ё. (пропись № 4, с. 10).




73
17.12

Заглавная буква Ё. (пропись № 4, с. 12).




74
18.12

Письмо слогов и слов с изученными буквами. (пропись № 4).




75
21.12

Строчная и заглавная буквы Й, й. (пропись № 4, с. 13).




76
22.12

Строчная и заглавная буквы Й, й. (пропись № 4, с. 14).




77
23.12

Строчная и заглавная буквы Х, х. (с. 15).




78
24.12

Строчная и заглавная буквы Х, х. (с. 16).




79
25.12

Строчная и заглавная буквы Х, х. (с. 17).




3-я четверть

80
11.01

Строчная и заглавная буквы Ю, ю (с. 19)..




81
12.01

Строчная и заглавная буквы Ю, ю (с. 20)..




82
13.01

Строчная и заглавная буквы Ц, ц. (с. 22).




83
14.01

Строчная и заглавная буквы Ц, ц. (с. 23).




84
15.01

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. (с. 24).




85
18.01

Строчная и заглавная буквы Э, э. (с. 25).

- анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы;
- восстанавливать деформированное предложение, объяснять его смысл, определять границы;
- использовать приём антиципации при чтении слов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова;- разгадывать ребусы;
- объяснять смысл поговорки;
- употреблять в соответствии со смысловым значением поговорку в устном

Коммуникативные УУД:
Отвечать на вопросы учителя.
Осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе.
Воспроизводить и применять правила работы в парах.
Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителе

Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».


86
19.01

Строчная и заглавная буквы Э, э. (с. 26).




87
20.01

Строчная буква щ. (с. 27).




88
21.01

Заглавная буква Щ. (с. 328).




89
22.01

Заглавная буква Щ. (с. 29).




90
25.01

Письмо изученных букв, слогов. (с. 30).




91
26.01

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. (с. 31).




92
27.01

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. (с. 31).




93
94
28.01
29.01

Письмо изученных букв, слогов.




95
1.02

Буква ъ (с 32)




96, 97
2.02
3.02

Строчные буквы ь, ъ. (с. 33).




98
99
100
101
4. 02
5.02
15.02 16.02

Письмо предложений с изученными буквами




102
17.02

Контрольное списывание.




103
18.02

Оформление предложений в тексте
Обучающийся научится:
Группировать слова, сходные по звучанию и значению.
Моделировать предложения.
Наблюдать: определять количество слов в предложении.
Придумывать предложение с заданным словом с последующим распространением предложения.
Анализировать текст: находить слова на изученные правила, выписывать данные слова из текста.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

1. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
2. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
3. Внимательно относиться к собственным
переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

104
19.02

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»




105
24.02

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»




106
25.02

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»




107
26.02

Правописание безударных гласных в корне слова




108
29.02

Правописание безударных гласных в корне слова




109
1.03

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Объяснять правила написания слов с заглавной буквы.
Оформлять начало и конец предложения.
Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Обучающийся в совместной деятельностью с учителем получит возможность научиться:
- восстанавливать деформированное предложение;
слова.

Познавательные УУД:
1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.



110
2.03

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова




111
3.03

Правописание жи-ши




112
4.03

Правописание ча-ща




113
9.03

Правописание чу-щу




114
10.03

Правописание чк-чн, щн




115
11.03

Правописание гласных после шипящих




116
14.03

Заглавная буква в именах собственных




117
15.03

Заглавная буква в именах собственных




118
16.03

Контрольное списывание




119
17.03

Повторение изученного .тест.




120
18.03

Повторение изученного .




7. Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе.

4 четверть
№ п/п
Тема урока
Дата
план.
Дата
факт.
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащегося





Предметные
УУД


Наша речь – 2 часа

1
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.
29.03

Общее представление о видах речи, устной и письменной речи.
Высказываться о значении языка и речи в жизни людей.
Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
Оценивать результаты выполненного задания.

2
Русский язык – родной язык русского народа.
30.03





Текст, предложение, диалог –2 часа.

3
Текст (общее представление).
31.03

Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту.
Различать диалог.
Находить информацию в учебнике, анализировать ее содержание.
Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

4
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Диалог.


01.04





Слова, слова, слова - 1 часа.

5
«Вежливые слова» слова однозначные и многозначные,
04.04





Слово и слог. Ударение – 2 часа.

6
Слово и слог
05.04

Различать слово и слог. Определять количество слогов в слове.
Анализировать модели слов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
.

7
Деление слов на слоги.
06.04






Перенос слов - 4 часа
8
Перенос слов
07.04

Переносить слова по слогам. Находить с предложениях сравнения.
Развивать творческое воображение.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

9
Перенос слов
08.04





10
Ударение (общее представление).
11.04

Определять ударение в слове, осознавать его значимость в слове. Различать ударные и безударные слоги.
Работать со словарем. Составлять сказку по заданному началу и концу.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

11
Ударные и безударные слоги.
12.04





Звуки и буквы – 25 часов

12
Звуки и буквы.
13.04

Различать звуки и буквы.
Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над образностью русских слов.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

13
Русский алфавит, или Азбука.
14.04

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.
Работать со страничкой для любознательных.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Работать в парах при выполнении учебных задач.

14
Гласные звуки и буквы.
15.04

Различать в словах гласные звуки по их признакам.
Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.
Работать с форзацами учебника. Определять работу букв, обозначающих гласные звуки в словах.

15
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функция в словах. Слова с буквой Э.
18.04





16
Обозначение ударного гласного буквой на письме.
19.04

Распознавать ударные и безударные гласные звуки.
Распознавать проверочные и проверяемые слова.
Пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Работать в парах при выполнении учебных задач.

17
Особенности проверяемых и проверочных слов.
20.04





18
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
21.04





19
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.
22.04





20
Слова с удвоенными согласными.
25.04





21
Слова с буквами И и Й.
26.04





22
Твердые и мягкие согласные звуки.
27.04

Распознавать в слове мягкие и твердые, парные и непарные согласные звуки. Соотносить звуковые обозначения со словами.
Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

23
Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.
28.04





24
Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.
29.04





25
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
04.05

Обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком. Переносить слова с ь. Составлять текст из предложений.
Подбирать примеры слов с ь. обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика. Осознавать нравственные нормы.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

26
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с ь.
05.05





27
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
06.05





28
Глухие и звонкие согласные звуки.
11.05

Распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
Распознавать проверочные и проверяемые слова.
Подбирать проверочные слова.
Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путем изменения формы слова. Высказываться о бережном отношении к природе.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.






29
Парные глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце.
12.05





30
Правописание парных согласных звуков на конце.
13.05





31
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
16.05

находить слова с изучаемые буквосочетаниями, подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями, правильно писать слова с этими буквосочетаниями.
Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать ее содержание. Работать со страничкой для любознательных.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

32
Проверочный диктант.
17.05





33
Правописание согласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
18.05





34
Заглавная буква в словах
19.05

Распознавать имена собственные и писать с заглавной буквы.
Работать со страничкой для любознательных. Находить информацию о названии своего села.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

35
Заглавная буква в словах
20.05





36
Правописание согласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
23.05

Проверить написание изученных орфограмм, сформированность умения писать текст под диктовку.

Повторение - 2 часа

37
38
Повторение и обобщение изученного материала.
24.05
25.05

Повторить материал изученный в 1 классе.




8. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Учебное и дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Информационно-коммуникационные средства

1. В.П.Канакина «Русский язык» 1 класс. . – М.: Дрофа, 2013.
Дидактические средства для учащихся
1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Тесты. Русский язык. 1класс.Учебно-методическое пособие для начальной школы. М: Дрофа, 2012.
2. Контроль в начальной школе. Приложение к журналу «Начальная школа».
3. Матвеева А.Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. М: Дрофа, 2012.
4. Моршнева Л.Г. Русский язык1 класс. Проверочные работы
( 1, 2 часть). Саратов: Лицей, 2011.
5. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1 класс. Методическое пособие. М: Дрофа, 2012.

Методическая литература:.
1. Е.Е.Семенова. Занимательная грамматика.- М., Омега, 2014.
2. Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Книга для учителя.-М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.2, 2013.
1. О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс.- М.:ВАКО, 2012.
2. Е.Е.Семенова. Занимательная грамматика.- М., Омега, 2011.
3. Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Книга для учителя.-М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.2, 2014.
4.Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. ,Ч. 1 – М: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
5. Сборник рабочих программ «Школа России».пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: «Планета», 2014.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках математики, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику «Обучение грамоте - письмо» 1 класс. ( диск СD-ROM), авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.


Сайт «Школьный гид»



9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу изучения блока "Русский язык" учащиеся научатся:
- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;
- различать слово и предложение;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук (й);
- обнаруживать в словах изученные орфограммы;
- правильно оформлять границы предложений; обозначать начало большой буквой, а конец - точкой;
- обозначать пробелами границы слов;
- писать большую букву в собственных именах;
- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя одну букву и не перенося одну букву);
- правильно писать ударные слоги жи - ши, ча - ща, чу - щу;
- проверять слова с парными согласными на конце слова;
- не употреблять ь в буквосочетаниях чк - чн, нч, щн. нщ и другие;
- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.
В конце 1 класса учащиеся получат возможность научится:
- каллиграфически правильно писать слова, предложения тексты в 35 - 45 слов без пропусков, вставок, искажений букв.
- делить слова на слоги.
- выделять ударный слог.
- переносить слова по слогам.
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и ь.
- писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных.
- писать слова с сочетаниями жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (ряд, воз)
- безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно).
- писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота.
- слова с разделительным ь.
- слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе 1класса.
- писать раздельно предлоги со словами.
- производить фонетический разбор.





















































































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615