Рабочая программа для начальных классов по образовательной системе «Школа России» «Основы православной культуры» 4 класс
Рабочая программа для начальных классов по образовательной системе «Школа России»
«Основы православной культуры»
4 класс
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» составлена на основе :- А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- А. Я. Данилюк - «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 классы;
- Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) с учётом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, с учетом изменений, внесенных в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования, и утвержденных приказом Минобрнауки России от 31 января 2012г. № 69, а также с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель учебного курса: «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.
Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
1. Общая характеристика учебного предмета
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры».
Эти строки определяют необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России, как условие глубокого понимания истории своего Отечества, знания, сохранения и развития его культуры.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём Слове на открытии XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтений (2010 г.) одной из задач школьного образования назвал и необходимость «формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков».Решению этой задачи школьного образования во многом помогает введение в курс обучения предмета «Основы православной культуры».
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Изучение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
- знакомство с основными нормами христианской морали (заповедями), понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье, школьном коллективе, в обществе, а также в гармонизации своего душевного состояния;
- формирование первоначальных представлений о православной вере, ее роли в культуре, истории и современности России;
- формирование представлений об исторической роли православия в становлении российской государственности;
- формирование уважительного отношения к другим традиционным религиям и добрым светским традициям на основе главной христианской заповеди – любви к ближнему;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, православных традициях народов России;
- формирование чувства любви к Родине, осознание своей причастности к ее судьбе, ответственности за ее настоящее и будущее;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;
- формирование основных понятий и ценностей: Россия, Родина (Отечество), нравственность, долг, милосердие, миролюбие, любовь, верность, вера, память, семья, ближний и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.Основными задачами являются:
- обобщение знаний понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных в прежние годы обучения в школе в ходе изучения разных предметов;
- знакомство с особенностями восточного христианства;
- ознакомление с основами православной духовной традицией (Во что верят православныеХристиане), основными символами и понятиями и святынями православного христианства (Бог, Христос, Святая Троица, Божий Суд, блаженство, молитва, Библия, Евангелие, Крест, заповедь, икона, фрески, храм, монастырь, церковное пение, таинство, чудо и т.п.);- культура и религия. Понимание их содержания и исторической связи;
- формирование понимания добра и зла в православной традиции, умения их различать и делать выбор в пользу добра;
- формирование понимания христианского отношения к ближнему (любовь, милосердие и сострадание; золотое правило христианской нравственности) на основе примеров из Евангелия, жития святых, исторических событий. Развитие желания строить отношения в семье и в обществе на этих принципах;
- знакомство с понятием христианского отношения к труду, долга и ответственности;
- христианская семья и её ценности;
- знакомство с историей появления первых христиан на Руси, принятия Русью православной веры;
- защита Родины и веры в исторических испытаниях. Ознакомление с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, (Победа на Куликовом поле, в Отечественной войне 1812 года, победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие). Подвиг, патриотизм, подвижничество; национальные герои и Святые Руси (святые князья и герои Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской; Федор Ушаков, Евгений Родионов; национальные герои Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, и др., великие святые и подвижники Русской Православной Церкви - Сергий Радонежский, Серафим Саровский, и мн. другие); - православный календарь. Формирование понимания праздников, как дней особой памяти и почитания Господа, Богородицы, святых и особых событий;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»:
Принцип научности.
Все исторические сведения, изложенные в учебном предмете «Основы православной культуры» основаны на свидетельствах и фактах, описанных отечественной исторической наукой, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники, археологические подтверждения сведений древней христианской и дохристианской истории, визуальной демонстрации изображений памятников христианской культуры при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
Принцип доступности.
Минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов, обеспечивает доступность материала для учащихся 4-го класса и легкость его усвоения.
Принцип культуросообразности.
Предмет «Основы православной культуры» призван преодолеть происшедшего в ходе предыдущего исторического периода искусственного отделения истории и культуры Российского государства от истории и культуры православия на Руси, что привело к нарушению принципов научности и культуросообразности. Настоящий курс «Основы православной культуры» восстанавливает неразрывное единство, давая возможность российскому школьнику ощутить взаимосвязь гражданской и церковной истории России в процессе изучения предмета.
Этот принцип способствует осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, основанного на православной религии, осознанию российской культуры как своей родной культуры, и, в перспективе, осознанию необходимости сбережения и защиты этого великого культурно-исторического наследия и своего Отечества.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе начальной школы рассчитана на 34 часа (в неделю – 1 час).
Используется учебник Кураева А. В., рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Образовательные и воспитательные задачи обучения основам православной культуры решаются комплексно.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности учащегося к восприятию и усваиванию учебного материала нового предмета.
Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования. Используются оценочные значки в виде символических рисунков.
Итоговое оценивание происходит в конце 1-го и 2-го полугодия в 4 классе в форме недифференцированного зачета.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства любви к своей Родине;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения к их истории и культуре;
воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям независимо от национальной и религиозной принадлежности;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
— усвоения основных духовно_нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие;— формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о православной культуре и ее роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Тематическое планирование.
Основы православной культуры.
Содержание №
урока дата Тематическое планирование Характеристика
видов деятельности
Наша Родина – Россия, ее многонациональное население, история, культурные и духовные традиции. Человек и его духовный мир. Взаимосвязь религии, истории и культуры 1 Россия – наша Родина Формируют представление о Родине, как совокупности жизненноважных ценностей, что создает желание изучать духовное и культурное наследие, приобщаться к нему и сохранять.
Создают мотивацию и механизм восприятия всего курса учебно-воспитательной программы, как единого процесса усвоения ценностей православной культуры.
Формируют понимание культуры как совокупности результатов материальной и духовной деятельности человека, сравнивают, оценивают (исходя из социальных и личностных ценностей).
Устанавливают логическую связь понятий Родина, человек, история, культура.
Устанавливают связь понятий Родина и вера для православного христианина.
Осознают свою причастность к судьбе (настоящему и будущему) своего Отечества.
Развивают ассоциативное мышления, необходимого для понимания Священного Писания, притчей, раскрытия образов.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения,
сопоставляя их с нормами православной религии.
Учатся дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Учатся приводить примеры явлений православной традиции
и светской культуры и сравнивать их.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах: учатся слушать
собеседника и излагать своё мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам (теме)
2 Культура и Религия. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
3 Человек и Бог в православии
Что такое православие. Какие бывают молитвы.
О молитве «Отче наш». 4 Православная молитва.
Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. 5 Библия и Евангелие.
Проповедь Иисуса Христа во время Его земной жизни (Чему учил Христос). Нагорная проповедь. Духовные сокровища человека. 6 Проповедь Христа. Боговоплощение. Бог есть Любовь. Рождество Христово. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика Креста. 7 Христос и Его Крест.
Воскресение Христа. Празднование Пасхи. 8 Пасха Душа человека. Образ Божий в человеке 9 Православное учение о человеке. Добро и Зло. Грех. Отречение Петра. Совесть. Покаяние. 10 Совесть и раскаяние. 10 Заповедей Моисея. 11 Заповеди. Значение слова «милосердие». Притча о добром самарянине. Любовь к ближнему. Христианское понимание слова «ближний». Милостыня. 12 Милосердие и сострадание. Как поступать с людьми.
Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. 13 Золотое правило этики. Устройство и назначение храма. Молитва в храме. Икона. Иконопись 14 Храм 15 Икона. Творческие работы, экскурсия, праздничный проект. 16 Творческие работы учащихся. 17 Подведение итогов. Крещение Руси. Церковь (как храм и как сообщество верующих людей). Таинства православной Церкви. Таинство Крещения. Святая Русь. 18 Как христианство пришло на Русь. Христианское понимание подвига. 19 Подвиг. Заповеди Блаженств во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. 20 Заповеди блаженств. Подражание Христу. Радость святых. 21 Зачем творить добро? Святая Троица. Христианские добродетели – вера, надежда, любовь. 22 Чудо в жизни христианина. Евангельская притча о Божием суде. Легенда о Христофоре. Жизнь и смерть в христианском понимании. 23 Православие о Божием суде. Тайная вечеря. Христианские таинства в православии. Таинство причастия. Литургия 24 Таинство Причастия. Монашество и монахи. Жизнь в монастыре. Врач Валентин Войно-Ясенецкий (монах св. Лука) 25 Монастырь. Познание мира и труд. Ответственность за мир. Христианское отношение к животному миру, природе. 26 Отношение христианина к природе. Создание семьи. Таинство брак, обряд венчания. Рождение детей. Отношения в семье, семейные традиции 27 Христианская семья. Справедливые войны. Святые защитники Родины. 28 Защита Отечества. Творение Богом мира. Заповедь труда первым людям в Раю. Грезопадение. 29 Христианин в труде. Любовь к Родине и служение ей. Патриотизм 30 Любовь и уважение к Отечеству Итоговая презентация творческих проектов учащихся. 31-34 Итоговая презентация творческих проектов учащихся Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской Этики» будут использованы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
— демонстрационное оборудование,— вспомогательное оборудование и устройства (числе принтер, сканер, фото- и видеотехника и др.);
• экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования.
— электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
— дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
• библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
— учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение, преподавание учебного курса «Основы православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
— нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
— специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
— научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
— документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
— энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
— религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
— художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
• печатные пособия, в том числе картографические издания,иллюстративные материалы.