Рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Изобразительное искусство 2 класс

Министерство образования и науки Республики Тыва
Каа-Хемский район МБОУ СОШ с. Бояровка














Рабочая программа по образовательной системе
«Школа России» Изобразительное искусство 2 класс
(автор Неменского Б.М, 1 час в неделю, 34 часа)
Составитель: Учитель начальных классов
Биче-оол Оксана Анатольевна.












Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго
класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и авторской программы
Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-
методический комплект «Школа России»).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.
По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими
рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено
в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа
мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной
деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов
многонациональной России и других стран; готовность и способность
выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство.
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира;
умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и
общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры
в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во
втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как
работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство»,
«Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей
о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом
классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм
деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
индивидуального практического творчества и коллективной творческой
работы, освоение учениками различных художественных материалов




(гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных
материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями
и навыками представлена в следующих направлениях:
использование различных художественных материалов, приемов и техник;
изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с
натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, обществу;
выражение настроения художественными средствами;
компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
использование знаний графической грамоты;
использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

Учебно-тематический план


Содержание программного материала
Количество часов

1
Чем и как работают художники


2
Реальность и фантазия


3
О чём говорит искусство


4
Как говорит искусство


5
Резерв
Зч


ИТОГО
34 часа






Содержание программы (34 часа)

№ п/п
Наименование разделов/ Количество часов
Содержание программного материала
Универсальные учебные действия

1
Чем и как работают художники (8 часов)
Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

2
Реальность и фантазия (7 часов)
Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.
Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме.

3
О чём говорит искусство (8 часов)
Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный
Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать




в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

4
Как говорит искусство (8 часов)
Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции.
Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.

5
Резерв (3 часа)





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиоле товый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных худож ников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декора тивно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, вос ковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.



Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.





Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
Б ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
8 познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
способность к художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты

У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжатся процессы:
формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;




овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи скульптуре. художественном конструировании), а также в специфических формах художественном деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, алеманы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя:
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).




































Тема урока
Количество часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
Вид занятия
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее задание
Дата проведения









План
Факт

Первая четверть. (9 ч.)

1
Три основных цвета «Цветочная поляна»
1
Введение новых знаний
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка
Рисование по памяти и впечатлению
Знать: теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь: различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками
Понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков.



2
Белая и черная краски. Изображение природных стихий.
1
Введение
новых знаний
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Представление об использовании трех основных хроматических цветов и двух ахроматических (черный и белый)

Рисование по памяти и представлению
Знать: темные и светлые оттенки цвета и тона.
Уметь: смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита
Просмотреть детские книги, что и как изображено красками



3
Осенний лес.
1
Введение новых знаний
Мягкость, бархатиститость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Передача различного эмоционального состояния природы
Рисование пастелью и мелками
Знать: о художественных материалов;
Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
Принести иллюстрации, выполненные пастелью, акварелью, и гуашью



4
«Осенний листопад» коврик аппликаций
1
Введение новых знаний
Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Расширение представлений детей о художественных материалах
Декоративно-прикладное творчество
Знать: понятие об аппликации,
Уметь: использовать приемы композиции в данном виде работы, работать с различными материалами, инструментами.
Наблюдение за ритмом листьев в природе



5
Графика зимнего леса
1
Введение новых знаний
Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие и линии
Рисование тушью, карандашом, углем
Знать : что такое графика, образный язык графики
Уметь: работать графическими материалами (тушь палочка, кисть)
Принести рисунки графическими рисунками



6
Звери в лесу
1
Комбинированный
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных, знакомство со скульптурными материалами, освоение работы с пластилином.
.лепка птиц и животных
Знать: что такое скульптура, образный язык скульптуры, представление о работе художника скульптора
Уметь: работать пластилином, изображать животного с передачей характера.
Найти изображение скульптур по теме урока



7
Звери в лесу
1
Комбинированный
Особенности архитектурных форм. Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм.
.лепка птиц и животных
Знать: что такое архитектура, чем занимается архитектор
Уметь: работать с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы
Нарисовать домашние животные



8 -9
Праздничный город
2
Комбинированный
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель мелки, тушь пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы.
Рисование по памяти и представлению
Знать: образ ночного города, выразительные возможности материала, которыми работают художники.
Уметь: изображать ночной город, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность
Найти рисунок по теме урока



Вторая четверть (7 ч)

10
Изображение и реальность.
«Любимое животное»


1



Комбинированный
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистки. Передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов их цветовой гармонии.
Рисование с натуры и по памяти
Знать: строение реальных животных.
Уметь: передавать в изображении характер выбранного животного.
Нарисовать друзей



11
Изображение и фантазия

Комбинированный
Сказочные существа. Фантастические образы. Изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений
Рисование с натуры и представлению
Знать: понятие о фантастике;
Уметь: придумывать выразительные фантастические образы животных, изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов.
Нарисовать любимых птиц



12
Украшение и реальность
«Узоры паутины»
1
Комбинированный
Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки)
Рисование узора паутинки
Знать: понятие о дизайне.
Уметь: создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе.
Наблюдение в природе



13
Украшение и фантазия
«Кружевные узоры»
1
Комбинированный
Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека.
Рисование узора
Знать: представление об отражении элементов природы в произведениях художников;
Уметь: работать графическими материалами (тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины
Нарисовать сказочные украшения



14
Постройка и реальность
«Подводный мир»
1
Комбинированный
Красота и смысл природных конструкций. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности
Конструктивное строение
Знать: строение предметов и создание окружающего мира;
Уметь; конструировать из бумаги формы подводного мира.
Наблюдение объемных конструкций в жизни



15
Постройка и фантазия
1
Комбинированный
Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).
Конструктивное строение из бумаги
Знать: представление об архитектуре.
Уметь: создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
Посмотреть фотографии архитектурных сооружений.



16
«Ёлочные игрушки» (рисование с натуры)



1



Комбинированный




Взаимодействие трех основных видов деятельности – изображения, украшения и постройки
Рисование с натуры и представлению
Знать: правила рисования с натуры
Уметь: украшать елочные игрушки (изображающие людей, зверей, растения)для новогодней елки.
Нарисовать елку



Третья четверть (11 ч)

17
Изображение природы в различных состояниях «Море»
1
Комбинированный
Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Рисование с натуры
Знать правила рисования с натуры.
Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояние природы.
Принести фотографии пейзажей



18 -19
Изображение характера животных.
«Четвероногий герой»
2
Комбинированный
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре
Рисование по памяти и представлению
Знать: представление о выражении характера зверя через форму тела.
Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Прочитать «Сказку о царе Салтане»



20

Изображение характера человека: женский образ
1
Комбинированный
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство доброта и т.д. внешнее и внутренне содержание человека, выражение его средствами искусства. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.
Рисование по представлению образов
Уметь: создавать противоположные по характеру сказочные персонажи (Золушка и злая мачеха)
Прочитать сказку о Золушке



21


Изображение характера человека: мужской образ
1
Комбинированный
Женские качества характера: отважность, смелость решительность, честность доброта и т.д. возможности использования цвета, тона, ритма, для передачи характера персонажа.
Рисование по представлению образов
Уметь: изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя.
Учиться рисовать портреты.



22 -23



Образ человека в скульптуре




2
Комбинированный
Скульптурные произведения, созданные мастерами. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы.
Изображение в объеме сказочных героев (лепка)
Знать: понятие о скульптуре
Уметь сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.




24

Человек и его украшения
1
Комбинированный
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин – защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчеркивает их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество
Через украшение не только рассказывает о том, кто они, но и выражает их цели, намерения.
Декоративное конструирование
Знать: представление о связи характера человека, украшения и го назначения.
Уметь: создавать декоративные композиции заданной формы.
Нарисовать украшение для мамы.



25


О чем говорит украшения
1
Комбинированный

Рисование по памяти

Нарисовать украшение для папы.



26-27

Образ здания
«Замок снежной королевы»
2
Комбинированный
Здания выражает характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни
Смешанная техника
Знать: художественный образ в архитектуре;
Уметь: приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек
Нарисовать свой дом





Четвёртая четверть (7 часов)

28


Теплые и холодные цвета
«Огонь в ночи»
1
Комбинированный
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов.
Рисование по памяти и представлению
Знать: о средствах художественной выразительности
Уметь: видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Изображать простые сюжеты (угасающий костер, вечером сказочная жар-птица)
Найти репродукции пейзажей



29
Тихие и звонкие цвета
«Весенняя земля»
1
Комбинированный
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих(глухих) и звонких цветов, на картинках художников.
Рисование по памяти и впечатлению
Знать: тихие и звонкие цвета и оттенки;
Уметь: составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.
Нарисовать пейзаж



30



Что такое ритм линий?
1
Комбинированный
Ритмическая организация лист с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Графическое изображение весеннего лесного пейзажа
Знать: о средствах художественной деятельности;
Уметь: видеть линии в окружающей действительности. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные.
Принести репродукции произведений графики.



31



Характер линий
1
Комбинированный
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Рисование по памяти и с натуры
Знать: о средствах художественной деятельности Уметь: видеть линии в окружающей действительности. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Нарисовать деревья



32
Ритм пятен
«птицы»
1
Комбинированный
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие лист, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет: птицы летят тяжело или легко
Рисование по памяти

Знать: что такое ритм, о средствах художественной деятельности;
Уметь: передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.
Нарисовать любимую птицу.



33
Пропорции выражает характер
1
Комбинированный
Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Рисование с натуры
Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций
Нарисовать летние каникулы



34

Обобщающий урок
1
Комбинированный
Выставка детских работ, репродукций работ художников – радостный праздник, событие школьной жизни.
Выставка рисунков
Уметь: рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

















13PAGE 15







13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5!, Знак Знак3