Рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Изобразительное искусство 2 класс
Министерство образования и науки Республики Тыва
Каа-Хемский район МБОУ СОШ с. Бояровка
Рабочая программа по образовательной системе
«Школа России» Изобразительное искусство 2 класс
(автор Неменского Б.М, 1 час в неделю, 34 часа)
Составитель: Учитель начальных классов
Биче-оол Оксана Анатольевна.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго
класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и авторской программы
Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-
методический комплект «Школа России»).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.
По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими
рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено
в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа
мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной
деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов
многонациональной России и других стран; готовность и способность
выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство.
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира;
умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и
общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры
в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во
втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как
работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство»,
«Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей
о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом
классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм
деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
индивидуального практического творчества и коллективной творческой
работы, освоение учениками различных художественных материалов
(гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных
материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями
и навыками представлена в следующих направлениях:
использование различных художественных материалов, приемов и техник;
изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с
натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, обществу;
выражение настроения художественными средствами;
компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
использование знаний графической грамоты;
использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 классаначальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы / Под редакциейБ.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Учебно-тематический план
№
Содержание программного материала
Количество часов
1
Чем и как работают художники
8ч
2
Реальность и фантазия
7ч
3
О чём говорит искусство
8ч
4
Как говорит искусство
8ч
5
Резерв
Зч
ИТОГО
34 часа
Содержание программы (34 часа)
№ п/п
Наименование разделов/ Количество часов
Содержание программного материала
Универсальные учебные действия
1
Чем и как работают художники (8 часов)
Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
2
Реальность и фантазия (7 часов)
Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.
Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме.
3
О чём говорит искусство (8 часов)
Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный
Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать
в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.
4
Как говорит искусство (8 часов)
Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции.
Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.
5
Резерв (3 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник -предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага,холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома,Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописии скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрацияхк произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
Б ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
8 познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
способность к художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжатся процессы:
формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи скульптуре. художественном конструировании), а также в специфических формах художественном деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, алеманы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя:
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
№
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
Вид занятия
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
Первая четверть. (9 ч.)
1
Три основных цвета «Цветочная поляна»
1
Введение новых знаний
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка
Рисование по памяти и впечатлению
Знать: теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь: различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками
Понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков.
2
Белая и черная краски. Изображение природных стихий.
1
Введение
новых знаний
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Представление об использовании трех основных хроматических цветов и двух ахроматических (черный и белый)
Рисование по памяти и представлению
Знать: темные и светлые оттенки цвета и тона.
Уметь: смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита
Просмотреть детские книги, что и как изображено красками
3
Осенний лес.
1
Введение новых знаний
Мягкость, бархатиститость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Передача различного эмоционального состояния природы
Рисование пастелью и мелками
Знать: о художественных материалов;
Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
Принести иллюстрации, выполненные пастелью, акварелью, и гуашью
4
«Осенний листопад» коврик аппликаций
1
Введение новых знаний
Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Расширение представлений детей о художественных материалах
Декоративно-прикладное творчество
Знать: понятие об аппликации,
Уметь: использовать приемы композиции в данном виде работы, работать с различными материалами, инструментами.
Наблюдение за ритмом листьев в природе
5
Графика зимнего леса
1
Введение новых знаний
Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие и линии
Рисование тушью, карандашом, углем
Знать : что такое графика, образный язык графики
Уметь: работать графическими материалами (тушь палочка, кисть)
Принести рисунки графическими рисунками
6
Звери в лесу
1
Комбинированный
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных, знакомство со скульптурными материалами, освоение работы с пластилином.
.лепка птиц и животных
Знать: что такое скульптура, образный язык скульптуры, представление о работе художника скульптора
Уметь: работать пластилином, изображать животного с передачей характера.
Найти изображение скульптур по теме урока
7
Звери в лесу
1
Комбинированный
Особенности архитектурных форм. Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм.
.лепка птиц и животных
Знать: что такое архитектура, чем занимается архитектор
Уметь: работать с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы
Нарисовать домашние животные
8 -9
Праздничный город
2
Комбинированный
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель мелки, тушь пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы.
Рисование по памяти и представлению
Знать: образ ночного города, выразительные возможности материала, которыми работают художники.
Уметь: изображать ночной город, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность
Найти рисунок по теме урока
Вторая четверть (7 ч)
10
Изображение и реальность.
«Любимое животное»
1
Комбинированный
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистки. Передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов их цветовой гармонии.
Рисование с натуры и по памяти
Знать: строение реальных животных.
Уметь: передавать в изображении характер выбранного животного.
Нарисовать друзей
11
Изображение и фантазия
Комбинированный
Сказочные существа. Фантастические образы. Изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений
Рисование с натуры и представлению
Знать: понятие о фантастике;
Уметь: придумывать выразительные фантастические образы животных, изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов.
Нарисовать любимых птиц
12
Украшение и реальность
«Узоры паутины»
1
Комбинированный
Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки)
Рисование узора паутинки
Знать: понятие о дизайне.
Уметь: создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе.
Наблюдение в природе
13
Украшение и фантазия
«Кружевные узоры»
1
Комбинированный
Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека.
Рисование узора
Знать: представление об отражении элементов природы в произведениях художников;
Уметь: работать графическими материалами (тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины
Нарисовать сказочные украшения
14
Постройка и реальность
«Подводный мир»
1
Комбинированный
Красота и смысл природных конструкций. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности
Конструктивное строение
Знать: строение предметов и создание окружающего мира;
Уметь; конструировать из бумаги формы подводного мира.
Наблюдение объемных конструкций в жизни
15
Постройка и фантазия
1
Комбинированный
Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).
Конструктивное строение из бумаги
Знать: представление об архитектуре.
Уметь: создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
Посмотреть фотографии архитектурных сооружений.
16
«Ёлочные игрушки» (рисование с натуры)
1
Комбинированный
Взаимодействие трех основных видов деятельности – изображения, украшения и постройки
Рисование с натуры и представлению
Знать: правила рисования с натуры
Уметь: украшать елочные игрушки (изображающие людей, зверей, растения)для новогодней елки.
Нарисовать елку
Третья четверть (11 ч)
17
Изображение природы в различных состояниях «Море»
1
Комбинированный
Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Рисование с натуры
Знать правила рисования с натуры.
Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояние природы.
Принести фотографии пейзажей
18 -19
Изображение характера животных.
«Четвероногий герой»
2
Комбинированный
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре
Рисование по памяти и представлению
Знать: представление о выражении характера зверя через форму тела.
Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Прочитать «Сказку о царе Салтане»
20
Изображение характера человека: женский образ
1
Комбинированный
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство доброта и т.д. внешнее и внутренне содержание человека, выражение его средствами искусства. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.
Рисование по представлению образов
Уметь: создавать противоположные по характеру сказочные персонажи (Золушка и злая мачеха)
Прочитать сказку о Золушке
21
Изображение характера человека: мужской образ
1
Комбинированный
Женские качества характера: отважность, смелость решительность, честность доброта и т.д. возможности использования цвета, тона, ритма, для передачи характера персонажа.
Рисование по представлению образов
Уметь: изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя.
Учиться рисовать портреты.
22 -23
Образ человека в скульптуре
2
Комбинированный
Скульптурные произведения, созданные мастерами. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы.
Изображение в объеме сказочных героев (лепка)
Знать: понятие о скульптуре
Уметь сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.
24
Человек и его украшения
1
Комбинированный
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин – защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчеркивает их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество
Через украшение не только рассказывает о том, кто они, но и выражает их цели, намерения.
Декоративное конструирование
Знать: представление о связи характера человека, украшения и го назначения.
Уметь: создавать декоративные композиции заданной формы.
Нарисовать украшение для мамы.
25
О чем говорит украшения
1
Комбинированный
Рисование по памяти
Нарисовать украшение для папы.
26-27
Образ здания
«Замок снежной королевы»
2
Комбинированный
Здания выражает характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни
Смешанная техника
Знать: художественный образ в архитектуре;
Уметь: приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек
Нарисовать свой дом
Четвёртая четверть (7 часов)
28
Теплые и холодные цвета
«Огонь в ночи»
1
Комбинированный
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов.
Рисование по памяти и представлению
Знать: о средствах художественной выразительности
Уметь: видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Изображать простые сюжеты (угасающий костер, вечером сказочная жар-птица)
Найти репродукции пейзажей
29
Тихие и звонкие цвета
«Весенняя земля»
1
Комбинированный
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих(глухих) и звонких цветов, на картинках художников.
Рисование по памяти и впечатлению
Знать: тихие и звонкие цвета и оттенки;
Уметь: составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.
Нарисовать пейзаж
30
Что такое ритм линий?
1
Комбинированный
Ритмическая организация лист с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Графическое изображение весеннего лесного пейзажа
Знать: о средствах художественной деятельности;
Уметь: видеть линии в окружающей действительности. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные.
Принести репродукции произведений графики.
31
Характер линий
1
Комбинированный
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Рисование по памяти и с натуры
Знать: о средствах художественной деятельности Уметь: видеть линии в окружающей действительности. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Нарисовать деревья
32
Ритм пятен
«птицы»
1
Комбинированный
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие лист, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет: птицы летят тяжело или легко
Рисование по памяти
Знать: что такое ритм, о средствах художественной деятельности;
Уметь: передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.
Нарисовать любимую птицу.
33
Пропорции выражает характер
1
Комбинированный
Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Рисование с натуры
Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций
Нарисовать летние каникулы
34
Обобщающий урок
1
Комбинированный
Выставка детских работ, репродукций работ художников – радостный праздник, событие школьной жизни.
Выставка рисунков
Уметь: рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5!, Знак Знак3