Презентация к мастер-классу Проблемное обучение на уроках иностранного языка — способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности


"Tell me and I'll forget;show me and I may remember;involve me and I'll understand." (Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,позволь мне сделать – и я пойму.)Сonfucius1 «Проблемное обучение на уроках иностранного языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности»(на примере УМК «English» - 3;«Forward» - 5,6; «Happy English.ru» -11) Основная цель Концепциивоспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним. создание условий для самореализации личности Проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Три пути выхода к учебной проблеме: - создание проблемной ситуации с последующим выходом на учебную проблему;- подведение к теме;- применение мотивирующих приемов. Уровни сложности:1-й уровень. Я сама анализирую проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу и направляю обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;2-й уровень. Отличие состоит в том, что я вместе с учениками анализирую ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;3-й уровень (самый высокий). Я довожу до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.Различают два вида диалога:ПобуждающийПодводящий. ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. « Forward » - 6, lesson 1.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Постановка проблемыАнализУчительУченикиПредъявление противоречивых мнений– Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, the others name it UK.(Проблемная ситуация.)Побуждение в осознанию– What is strange? – Is it one country or three different countries?– One country has many names.(Осознание противоречия.)Побуждение  к проблеме– What will we speak about today?–  The United Kingdom of Great Britain and Northern IrelandтемаФиксирует тему на доске.  ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. « Happy English » -11, lesson 4{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} АнализУчительУченикиПостановка проблемызадание на известный материал– Why do you think higher education is so important?Выполняют знакомое задание легкозадание на новый материал– Would you like to get into Oxford or Cambridge, for example? How do you think, is it real?Испытывают затруднение.(Проблемная ситуация.)побуждение к осознанию проблемы– Can you do it? Why?– What’s the problem?– Необходимо найти информацию(Осознание проблемы)побуждение к проблеме– What is our theme today?– Можно ли поступить в британские университеты ?поиск решения Что нужно знать, чтобы поступить в британские университеты?Алгоритм действий:Решение проблемы , следуя этапам решения проблемы.темаФиксирует тему на доске.  ЛитератураОбразовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. Е.Л. Мельникова // Начальная школа: плюс До и После, № 9, 2012 г.«Английский в фокусе» 5 класс. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. Москва, «Просвещение», 2016 г.Ейгер Г.В., Рапопорт И.А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 1992 - №5-6