Внеурочная деятельность по интеллектуальному направлению
Деятельность
учителя начальных классов
по развитию интеллектуальных способностей
учащихся
(на основе программы курса
«Математика и логика»)Выступление
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак В школе №148(филиал) я работаю 3-ий год, но общий стаж работы в школе составляет более 25 лет. С самого начала педагогической деятельности я с большим интересом вела математический кружок. И, когда я увидела учебное пособие Любови Васильевны Овсянниковой «Математика и логика», то стала на математическом кружке заниматься по этому пособию. Ученики с интересом занимались решением логических задач, магических квадратов, интересных закономерностей, очень нравились задачи на внимание и смекалку. И в результате на районных олимпиадах стали занимать первые места. Через некоторое время мне посоветовали написать программу: «Математика и логика».
Данная программа была составлена на основе учебного пособия для учителя и учащихся Любови Васильевны Овсянниковой «Математика и логика» - учебника нестандартных задач.
С тех пор, в течение 15-ти лет я работаю по этой программе, систематически корректируя и добавляя задания. Так, в первом классе ученикам очень нравятся закономерности А.З.Зака «Поиск девятого». Старинную игру «Танграм», квадраты Шульте я добавила во втором и в третьем.
Тесты профессора Айзенка с интересом решаются в третьем и четвертом классах.
При переходе начальной школы на обучение по ФГОСам я стала вести «Клуб логических рассуждений» во внеурочной деятельности, используя и корректируя данную программу.
Целью курса является развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении нестандартных задач и, как следствие, успешная мотивация обучения.
Включение во внеурочную деятельность факультативного курса: «Клуб логических рассуждений»» продиктовано главной задачей обучения детей по ФГОСу для достижения оптимального общего психологического развития каждого ребенка, которая исключает урочную систему обучения и требует занятия в игровой форме. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей:
- успех в развитии ребенка вследствие постоянной работы по мотивации обучения, успешного участия в олимпиадах;
- развитие логического мышления;
- внимания;
- памяти;
- речи.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам.
Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность, повышает стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Положительная эмоциональная реакция на задачу приводит к принятию задания, активизирует внутреннее побуждение к действию, обеспечивая тем самым успех выполнения задания и повышая мотивацию обучения.
Так, учащиеся 2-х, 3-х классов в олимпиадах: ЭМУ-эрудит, ЭМУ-специалист, « Кенгуру», районных математических олимпиадах в школе №133 занимают первые места.
Актуальность выбора курса «Клуб логических рассуждений» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников, занимающихся в нашем клубе, хорошо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых универсальных учебных действий (УУД). Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности учеников;
содержание и объем внеурочной деятельности учащихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса внеурочной деятельности;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Курс «Клуб логических рассуждений» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Структура данного курса включает в себя три больших раздела:
Слайд 6
1 раздел – ЗАДАЧИ, где не все высказывания истинны, решаемые путем логических рассуждений
Слайд 7, 8
2 раздел – ЗАДАЧИ на установление логических связей
3 раздел – ЗАДАЧИ на смекалку и внимание
Слайды: 10, 11, 12 и 13 - закономерности
Формы проведения занятий
Для того чтобы программа выполняла свое назначение, необходимо было найти адекватную этому назначению форму — ненавязчивую, непринужденную, занимательную, доступную младшему школьнику, а главное — естественным образом вовлекающую его в деятельность, развивающую мышление во всех означенных направлениях.
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.
Теория: игровая форма занятий по обучению логическому мышлению, выявлению закономерностей, решение задач на смекалку и внимание, а также тех задач, где не все высказывания истинны.
Практика: решение логических задач по установлению логических связей, решаемых методом «графа» и с помощью логического квадрата, магических квадратов, арифметических ребусов.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, в парах и группах;
- по особенностям коммуникативного воздействия – практикум, тренинг, ролевая и деловая игра.
Режим занятий:
Продолжительность занятий – 30 минут
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Клуб логических рассуждений»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Клуб логических рассуждений»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.