Урок русского языка в 5 классе. Алфавит (урок – спектакль «Дорога к письменности»)
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: Урок русского языка в 5 классе. Алфавит (урок – спектакль «Дорога к письменности»)
Автор работы: Фоменко Лариса Леонидовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красномихайловская СОШ»
Яшалтинского района Республики Калмыкия
Место выполнения работы: с. Красномихайловское
Яшалтинского района
Республики Калмыкия
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Алфавит (урок- спектакль «Дорога к письменности»)
Цели и задачи: познакомить с историей появления букв; дать знания об особенностях русского алфавита; вырабатывать практический навык использования алфавита: работать над развитием творчества учащихся; прививать интерес к получению новых знаний об истории культуры нашей страны.
Тип урока: изучение нового материла.
Вид урока: урок- спектакль.
Технология: на игровой основе.
Материалы и оборудование: плакаты: «Весёлая разминка», «Глаголица и кириллица», «Звуковой дождь», «Праздник азбуки», рисунок «Первое письмо».
А словеньскый языкъ и рускый одно есть
«Повесть временных лет», XII век
План и ход урока.
I. Оргмомент
Приветствие учителя. Сообщение темы и целей урока.
II. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя:
- Вслушайтесь, как звучит слово «дружные», например. Мы его произносим, доля секунды – и его нет. А если как-нибудь остановить звуки? Самые разные древние народы искали способы «остановить» звуки. Так они придумали буквы – письма, фигурки, значки для звуков. Каждая буква – застывший звук.
Буква – 1) графический знак, входящий в азбуку. Строчная буква; 2) (перен.) прямой и строгий смысл чего-либо. Буква закона.
Жившие 3 тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для обозначения согласных звуков. Они могли этим обойтись. Но этот алфавит усовершенствовали греки, придумавшие буквы-гласные. Учёный Пеламед сумел создать 16 букв. Следующие поколения добавляли по 2-3 буквы. Греческий алфавит «завоевал» весь мир: на его базе народы создавали свою письменность.
Славянскую азбуку (она также основывалась на греческом алфавите) разработали в Х веке братья Кирилл и Мефодий родом из Греции.
- Давайте рассмотрим кириллицу (слева) и глаголицу (справа). Правда, интересно? Но ещё интереснее увидеть собственными глазами, как всё происходило.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ІіЄµІЇё№є»јѕї
Показ мультимедиа проекта «Письменность».
2.Сцена I
Когда-то жил легендарный вождь индейцев по имени Гайавата, он научил свой народ сажать растения, выращивать хлеб, строить лодки, а главное, жить в мире и согласии. Единственное, о чём горевал вождь, это о том, что люди не могут передать потомкам свои знания и умения.
Мудрый вождь долго думал над решением этого вопроса и «нарисовал» письмо.
(Читается наизусть отрывок из стихотворения американского поэта Генри Лонгфелло в переводе И. Бунина, делает жесты, иллюстрируя сказанное).
Их мешка он вынул краски.
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком смерти:
Дальше шли изображенья
Неба, звёзд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
След, направленный к вигваму.
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева.
Для заката – точку справа
А для полдня – на вершине.
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало.
Звёзды в центре – время ночи,
А волнистые полоски-
Тучи, дождь и непогоду.
Окровавленные руки,
Грозно поднятые кверху,-
Знаком гнева и угрозы.
Беседа:
Сколько же нужно было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё, то окружает людей, и всё, что они хотели сказать друг другу?!
Как вы думаете, легко ли было понять, что хотел сказать автор такого письма?
Сколько времени пришлось бы изучать такую грамоту?
Велико ли значение изобретения письма в жизни людей? Докажите.
3.Сцена II . Чтение сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо?»
В далёкие – далёкие до письменности времена жило племя. Однажды девочка Таффи отправилась с отцом набить к обеду карпов, и вдруг у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она переслала другое копьё. На куске бересты она нацарапала акульим зубом рисунки, потому что никто не умел писать. В это время по берегу шёл незнакомец, который подумал, что отец Таффи – вождь, ему угрожала опасность (за врагов он принял бобров, которых девочка нарисовала, чтобы был ориентир в пути). «Я приведу всё племя, чтобы его спасти!» - подумал он.
Однако мама, получив письмо, прочла его так: незнакомец ударил мужа копьём и сломал ему руку, напугал дочку и целая шайка злодеев готова на них напасть (всё те же бобры!). Ох, и досталось же гонцу от разъярённой женщины, а объяснить он ничего не мог, потому что не знал языка. Оказывается, написать письмо – это полдела, нужно его уметь прочитать. Однако главный вождь, когда выяснилось недоразумение, сказал: «Эта девочка сделала важное открытие! Придёт день, когда люди назовут его умением писать! »
4. Слово учителя.
- Благодаря Таффи, открывшей рисуночное письмо, и другим людям. Создавшим алфавит, вы все умеете писать и, если не будете в написании допускать ошибок, то никогда не попадёте в такую историю, в которую попали индейцы из племени. Давайте выполним тренировочные упражнения и проверим себя.
III. Закрепление изученного
1. Объяснительный словарный диктант.
Задание: объясните произношение и написание согласных и запишите слова.
Салазки, лавка, разведчик, красив, молотьба, берёзка, пробка, груздь, канавка, пирог, дробь, морж, верёвка, скользкий, перебежка.
2. Творческое списывание.
Задание: перепишите слова и подчеркните в них твёрдые согласные одной чертой, а мягкие - двумя.
Тук – тюк, воз – вёз, мол – мёл, нить – ныть, вол – вёл. Мял –
мал, пилу – пилю, кисел – кисель, живот – живёт, зорька – зорко, (много) ваз – вяз.
«Кто быстрее?»
Задание: а) запишите в алфавитном порядке согласные буквы, которые бывают и твёрдыми и мягкими;
б) запишите слова и подчеркните буквы, которые обозначают звонкие согласные, одной чертой, а те, которые обозначают глухие, - двумя чертами;
в) запишите слова и подчеркните буквы, которые обозначают звонкие согласные, одной чертой, а те, которые обозначают глухие, - двумя чертами;
Ласточка, халат луг, чемодан, полез, награда, хутор, мотор, косьба.
СОГЛАСНЫЕ
Б
В
Г
Д
Ж
З
П
Ф
К
Т
Ш
С
3. Работа над культурой речи.
- Посмотрите, ребята, на современный алфавит (вывешивается плакат с изображением алфавита).
- О букве говорят, что она обозначает звук. Различайте звук и букву. Не произносите вместо звука название буквы.
(1-2 ученика произносят алфавит вслух, стоя спиной к доске, остальные поверяют правильность произношения букв).
4. Физкультурная пауза.
- Не зря говорят: «Делу время, потехе – час» . Вы узнали много интересного, а теперь давайте поиграем. Я буду читать предложения, вам нужно будет их закончить, при этом, если вы ответите верно, то порадуетесь: подпрыгните высоко – высоко и три раза хлопните в ладоши.
Итак, «Весёлая разминка»:
- Затеем-ка игру! –
Промолвил (КЕНГУРУ)
_ Быстрей сходитесь в круг,-
Пробормотал (БАРСУК)
- Нам вовсе не до игр!-
За всех ответил (ТИГР)
- Да и какой в них толк, -
Добавил серый (ВОЛК)
- Уж лучше я уйду, -
Воскликнул (КАКАДУ)
- А я уж поскакал,-
Протявкал трус - (ШАКАЛ)
- Жаль, поиграть нам
не пришлось, -
Вдруг промычал печально (ЛОСЬ)
- Ах, ах, оставим эту тему, -
Сказал капризно (ЭМУ)
- Сыграем в следующий раз, -
Всех успокоил (ДИКООБРАЗ)
- Нет, ты меня теперь не трожь!
Ведь я колюч, - пофыркал (ЁЖ)
5. Диктант «Парад букв».
Каждой весной, 24 мая, население Болгарии отмечает удивительный праздник. Все от мала до велика и в городах, и в сёлах выходят на улицы. Попробуйте угадать, что несут демонстранты, проходя по центральным улицам. Лозунги? Портреты? Да. Несут они и цветы, ведь великий праздник без цветов невозможно представить. Самое удивительное в этом красочном шествии то, что люди несут огромные красочные буквы. Буквы, к которым мы все привыкли: они одинаковы для русских и болгар. А на портретах – создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий.
Задание: определите, жители ещё каких стран несли бы эти буквы.
Учитель показывает в любом, можно и алфавитном порядке буквы, а учащиеся определяют страну, название которой начинается с этой буквы.
6. Фонетический разбор слов:
1-й ряд – весной
2-й ряд – цветы
3-й ряд – мая
7. Расположите названия разделов науки о языке в алфавитном порядке:
Фонетика, морфология, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, лексика, грамматика.
Технология: выходя к доске, ученик должен прикреплять картонную карточку с названием раздела науки о языке с помощью магнита на доску в алфавитном порядке.
Выборочный диктант с последующей самопроверкой по таблице: таблице:
Возок несётся через ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри.
Бахарцы, сани, огороды.
Купцы, лачужки, мужики.
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Задание: прочитайте написанный на доске отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые «мелькают мимо» несущегося возка. Если слово «возок» знакомо, подберите к нему синонимы. Если нет – узнайте его значение в словаре. Так же поступите с другими незнакомыми предметами, встретившимися в тексте. Каким словарём вы бы воспользовались?
IV.
Подведение итогов урока.
- О чём говорил вождь Гайавата?
- Какое важное открытие сделала девочка из сказки Киплинга?
- Как велика дорога к письменности по времени?
- Зачем нужно знать наизусть алфавит?
- Что нового и интересного узнали на уроке?
V. Информация о дифференцированном домашнем задании:
- повторить алфавит;
- выполнить упражнение № ________;
- расположить учебные предметы 5-го класса в алфавитном порядке.
Произносите правильно!
Алфавит
Расположить по алфавиту
А словеньскый языкъ и рускый одно есть
«Повесть временных лет», XII век
Если останется время
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Почему словарь толковый?
Владимир Иванович Даль жил в XIX в., был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и собирал слова; записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результат его жизни – четырёхтомный словарь, в котором собрано очень много слов (200 тысяч). Автор рассказывает, что они обозначают, когда впервые употреблены, с какими словами состоят в родстве. Рассказы эти интересны и подробны. В.Даль создал настоящие сокровища. О своём словаре в шутку он говорил: «Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что слова растолковывает».
Эпигоаф к урокуУЗЕЛОК НА ПАМЯТЬTimes New RomanА Б В Г Д Е Ж З Times New Roman Е Ж З И Й К Л М Times New RomanЭпигоаф к уроку15