Проектная мастерская «Дом, который построил я САМ»


Проектная мастерская «Дом, который построил я САМ»

Первое знакомство с классом - важная составляющая часть сотрудничества учителя и родителя. Успешность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от способности учителя установить контакт с родителями ребенка, выявить на начальном этапе «семейные ценности», чтобы в дальнейшем спланировать работу по контролю и коррекции «детско-родительских отношений».
Участники: обучающиеся 1-го класса, родители, классный руководитель.
Цели:
создание проекта «Дом, который я построил САМ», как основы диагностики, контроля и коррекции «детско- родительских отношений»;
выявить «стиль воспитания детей» в семье, определить в процессе совместной деятельности ценностные приоритеты семьи;
способствовать вовлечению родителей в жизнедеятельность классного коллектива, подготовку и проведение совместных дел.
Подготовительная работа:
а) Учащимся предлагается совместно с родителями придумать девиз своей семьи в форме пословицы, слоганов и др. (эмблема);
б) Классный руководитель подробно изучает диагностический метод цветового выбора М.Люшера, психогеометрический метод Стюзен Деллингера.
Оформление, оборудование и инвентарь:
геометрические фигуры 8 цветов (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный);
макет "Родительская почта" и "Телефон доверия»;
девиз семьи в форме пословицы, слоганов и др. (эмблема).
Ход классного часа
1.Чтение учителем стихотворения с последующим анализом:
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.

Дом это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.

Дом это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом.
(Е. Куменко)

-Что для каждого из вас означает слово «дом»?
2. Практическая работа.
2.1.Учащимся совместно с родителями предлагается из геометрических фигур выполнить проект «Дома, который я построил САМ» (построить не обычный дом для своей семьи). В процессе выполнения задания необходимо отслеживать приоритеты выбора определенного цвета и формы фигур.
Метод цветового выбора применяется при изучении особенностей эмоционального состояния человека, его отношение к себе и особенности взаимоотношений с другими людьми.
Преобладание серого цвета- желание отгородится от всего мира, происходящего вокруг, безразличие.
Синий – потребность в гармонии, в ощущении доверия к окружающим, в отношениях взаимного доверия, в спокойствии.
Зеленый – напряжение, гордость, суровость, стремление управлять другими, высокая оценка своего «Я».
Красный – желания, стремление получать результаты, добиваться успеха. Отвержение красного – поиск защиты от всего, что может в дальнейшем возбудить или ослабить. При неприятии красного и предпочтении зеленого создается ситуация беспомощности. Красный цвет в сочетании с черным свидетельствует о склонности драматизировать ситуацию.
Желтый - это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся, но еще несформировавшемуся. Это сильное желание уйти от сложившихся трудностей, найти выход, приносящий освобождение, иногда склонность к переменам ради них самих, достижение желания быть значительным, заслужить уважение, Такой человек может попасть в зависимость от других.
Фиолетовый - смешение синего и красного, сохраняющее свойства обоих цветов. Выбор фиолетового связан с состоянием эмоциональной неустойчивости, когда трудно различить действительное воображаемое. При этом возникает особое состояние, связанное потребностью в тонком понимании со стороны близких. Это потребность в одобрении, желание нравиться окружающим своим обаянием, манерами.
Коричневый - означает и наличие повышенной потребности в ощущении физической легкости и чувственного довольства, в избавлении от ситуации, вызывающей чувства дискомфорта.
Черный – символизирует отказ, полное отречение или неприятие. Тот, кто выбирает этот цвет, склонен действовать опрометчиво, безрассудно.
Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.
Если в построении дома преобладают квадраты, то этой семье присущи такие качества, как трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
Прямоугольник обычно выбирают люди, которые в данный момент крайне недовольны собой и своей жизнью и желают изменить эту ситуацию к лучшему. Ведущие качества прямоугольника любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Но из-за недовольства данной ситуацией могут возникать конфликты.
Треугольник символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конфликтующей с другими.
Самая доброжелательная из всех фигур. Добрые и отзывчивые «Круги» могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если все в порядке не только у них самих, но у их родных и друзей. «Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения. Порой для них спокойствие дороже истины, в 99% случаев из 100 они пойдут на уступки первыми.
2.2. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. По характеру общения в процессе выполнения совместной деятельности выявляется «стиль воспитания детей в семье».
Стиль «сотрудничества» при демократическом стиле воспитания предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Родители общаются в детьми на равных, каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь.
Стиль «невмешательства» характерен для попустительского стиля воспитания.
В основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Родители не проявляют явного интереса к предложенному заданию.
Стиль «диктата» свойственен авторитарному стилю воспитания.
Авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование личности ребенка.
3. Защита проекта «Дом, который построил я САМ».
4.1. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Каждой семье предлагается составить синквейн:
в первой строке одним словом обозначается тема (существительное дом);
вторая строка – описание дома двумя словами (прилагательные);
третья строка – описание действий дома тремя словами (глаголы, причастия);
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к дому (разные части речи);
пятая строка – одно слово, синоним темы.
4.2. Ценностные приоритеты семьи будут выражены в девизе семьи: например «Один за всех и все за одного», «Что посеешь, то пожнешь» и др.
4. Рефлексия
Классный руководитель предлагает создать в классе "Родительскую почту" и "Телефон доверия». По мере необходимости, каждый родитель сможет опустить записку по интересующим его вопросам, а каждый ребенок получить помощь со стороны учителя в любой сложившейся ситуации. (Для разрешения возникших вопросов возможно привлечение социального педагога школы, психолога, медицинского работника и друг служб).
Как хорошо, легко бывает дома,
Где всё уютно, близко и знакомо;
Там от проблем укрыться можно мне всегда,
И не пугают неудачи и беда.
Я в трудный час домой спешу скорее
- Родные стены сердце мне согреют;
Родимый дом - надёжный мой причал,
Он для меня - начало всех начал!
Гостить в чужих краях доводится порою
- Там по родному дому я грущу, не скрою,
И с каждым днём всё с большим нетерпеньем жду,
Когда в места родные снова я приду.
Мой дом, конечно, не дворец роскошный,
Но в нашей жизни сложной, суматошной
Нет места в мире для меня милей,
Теплей, уютней, ближе и светлей!

Педагогический анализ проектной мастерской. Полученная информация содержит сведения о семейных традициях и увлечениях, особенностях взаимоотношений в семье. Косвенная (непрямая) диагностика «детско-родительских отношений» позволяет контролировать и корректировать воспитательно-образовательные потребности семей, их педагогический потенциал.


Литература
Степанова И., Степанов П. Функция контроля в воспитательной системе школы // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 6.
О.Потемкина, Е.Потемкина. Тесты для подростков.,2005 г.













15