Методическая разработка по психологии Возрастные периоды
Возрастной этап Признаки возрастного этапа Социальная ситуация развития Характеристика ведущей деятельности Кризисные проявления Основные новообразования Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.
Новорожденность (1-2 мес.) Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни. Полная биологическая зависимость от матери. - Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе. Комплекс оживления Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» . Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.
Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года ) Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого. Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ” Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым. Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания. Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)
Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна. Действия с предметами.
Раннее детство ( 1-3 года) Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно. Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей. Предметно-манипулятивная деятельность. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания. Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом. «Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка. Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.
Дошкольный возраст
(3 – 7 лет) Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности. Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений. Сюжетно-ролевая игра. Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость». Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество. Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл. Игра.
Младший школьный возраст
(7 – 11 лет) Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей. Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника. Учебная деятельность. "Я сам" в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности. Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни. «Школьная жизнь». Учеба.
Подростковый возраст
(11 – 15 лет) Переход от детства к взрослости. Половое созревание. Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование. Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности. Становление человека как субъекта собственного развития. Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация воспр. И памяти. Личностная рефликсия.Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками. Стремление подростка занять положение в группе свертсников.
Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет) Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности. Первоначальный выбор жизненного пути. Учебно-профессиональная деятельность. Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Мировоззрение.
Профессиональное самоопределение.
Идеалы. Идентичность. Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего. Учебно-профессиональная деятелдьность.
Юнность (от 17 до 20-23 лет )Первый период взрослой, самостоятельной жизни. Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома. Учебная, служба в армии или поиск работы. - Окончательное самоопределение. Реализация жизненных планов или поиск себя. Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.
Молодость ( от 20-23 до 30 лет) Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.
Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией. Труд. Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я. Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей. Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» - образ. Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.
Зрелость ( от 30 до 60-70 лет) Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение. Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Труд. Творческий труд. Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения. Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения. Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти. Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.
Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет) Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни. Принятие своей жизни.
Жизненная мудрость.
Счастливая старость.
Интегрированность, цельность. Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.
Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости. На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.