Технологическая карта по окружающему миру на тему Что такое космос. Звездное небо(2 класс)

Технологическая карта
Учитель Исаева Г.И.
Учебный предмет
Окружающий мир (УМК «Планета знаний»)

Класс
2

Тип урока
Открытие новых знаний

Технология построения урока
ТРКМ. Приемы: «Верите ли вы», «Инсерт», «Синквейн»

Тема урока
Что такое космос. Звездное небо

Цель урока
Способствовать формированию целостного взгляда на мир через представление о космосе, звездном небе, солнце.

Задачи
Обучающие-



Развивающие-


Воспитывающие-


формировать у учащихся представления о звёздах, как о пылающих шарах, их многообразии; о Солнце, как ближайшей к Земле звезде.

развивать самостоятельность, формировать умение логически мыслить, развивать эмоциональную сферу учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации.

воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в паре, повышать интерес к изучаемому предмету


Планируемые результаты
Предметные:


Метапредметные :













Личностные:


-уметь объяснять понятия: «космос, солнце, звезда», проводить наблюдения за звездами вместе с родителями; фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
регулятивные: понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; оценивать правильность выполнения заданий; осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
познавательные: понимать информацию, представленную на страницах учебника; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации
коммуникативные- понимать и передавать содержание прочитанных тексов; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре

 положительная мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности





Основные термины, понятия
Звезды, Солнце, космос

Формы работы
Фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование и инструментарий
Компьютер, проектор, презентация, учебники Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» для 2 класса; на парте листы с таблицей «Знаешь ли ты, что»; мяч, фонарик, плакат «Млечный путь», бумажные звездочки (белые, голубые, красные, желтые), из бумаги модель солнца, Земли.


Ход урока:
Этапы урока, цель
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты




Предметные
Личностные, метапредметные

Фаза «Вызов»
1.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализация требований к обучающимся со стороны учебной деятельности;
-создание условий лля возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
Добрый день. У нас начинается урок окружающего мира.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори все четко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.

- Что мы сейчас проговорили?
-Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
-Прочитайте девиз нашего урока. Слайд 1
-Значит мы сегодня на уроке .

-А когда мы открываем новые знания, какие мы делаем шаги?

Проговаривают стихотворение





-
Правила поведения на уроке.
-Чтобы не терять время. Чтобы все запланированное сделать.
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
-Открываем новые знания.
Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новые знания; применяем новые знания









Положительная мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные результаты)

Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме
(коммуникативные УУД)




Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Проговаривать последовательность действий на уроке
(регулятивные УУД)


2.Формулирование темы урока, постановка учебных задач.
Цели:
- Создание ситуации, в которой обучающиеся смогут самостоятельно сформулировать интересующие их вопросы и определить: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

Прежде определимся, а о чем будет открытие. В этом нам поможет маршрутный лист. Откройте учебник на с. 42-43
Как называется маршрутный лист?
Найдите начало маршрута, прочитайте.
Вы прочитали первую часть темы нашего урока. Вторую часть попытайтесь определить с помощью загадки. Слайд 2
Голубое поле серебром усыпано.
Кто догадался, какая тема нашего урока.
Проверим себя по учебнику. Откройте стр. 44. Прочитайте.
-Знаете ли вы, что-нибудь о космосе, звездном небе? Предлагаю вам игру
«Верите ли вы» Слайд 3
Она вам поможет вспомнить то, что возможно вам уже известно и задуматься над тем, чтобы вы хотели узнать.
-У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то «?»

1. Что звезды – маленькие светящиеся точки?
2. Что звезды- огромные огненные шары?
3. Что звезды отличаются по цвету и температуре?
4. Что звезды отличаются по размерам?
5. Что Солнце –самая большая звезда?
6. Что Солнце и звезды можно увидеть одновременно?
7. Что космос- необъятный звездный мир?
-Есть ли вопросы, на которые известны для вас ответы?
-Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
-Какие вопросы вызвали спор?
-Сформулируйте задачи урока с помощью слов-помощников. Слайд 4
1. Узнать, что такое звезды, Солнце, космос.
2. Выяснить, чем звезды отличаются друг от друга.










- Небо и звезды


-Что такое космос. Звездное небо.

Ответы обучающихся.








Дети в парах обсуждают и заполняют таблицу (делают Обучающиеся слушают учителя, работают в паре, обсуждают ответы и вносят в таблицу пометки карандашом)





Да, есть.
Потому что мы еще мало знаем о звездах, солнце, космосе.
Желающие
приводят пример.






Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, понимать цель выполняемых действий (регулятивные УУД)

















Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(познавательные УУД)


Умение работать в паре. высказывать свое мнение при обсуждении различных ситуаций
(коммуникативные УУД)


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУ





Ставить учебную задачу под руководством учителя
(регулятивные УУД)

^°Фаза «Осмысление»
3.Открытие нового знания
Цель:
-организовать поиск решения учебных задач.








Где будем искать нужную информацию?
Где еще можно?
Физминутка
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.

Проверьте, у всех ли открыт учебник на с. 44.

Предлагаю прочитать текст, делая пометки на полях. Слайд 5 (v-знал, «+»-новая информация, «-»-думал иначе, ?-не понял, !-удивился)

- В учебнике
- В интернете, в справочниках
Дети выполняют движения:
Руки в стороны, вперед,
вверх.
Руки в кулачки сжимать.
Кисти рук закрывают, открывают глаза.
Руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так,
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться.
Руки в стороны, вперед, вверх, поднять голову вверх.
Руками хлопки над головой.


Один ученик читает вслух по абзацам, остальные следят и делают пометки




Умение применять правила охраны своего здоровья (Личностные УУД)














Понимать информацию, представленную на страницах учебника
На основе анализа информации делать выводы.
(познавательные УУД)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД)

4.Применение нового знания
Цели:
-организовать применение новых знаний;
-организовать выполнение самостоятельной работы;
-организовать самопроверку

Анализ информации 1-2 абзаца.
-Что для вас оказалось не новым?
-О чем прочитали впервые?
-Что удивило?
-Как надо ответить на 1-й вопрос таблицы?
-Как надо ответить на 2-й вопрос таблицы?
-У кого информация учебника совпала с ответами в таблице?
Слайд 6

-Если звезды –огромные пылающие шары, почему же они кажутся нам маленькими светящимися точками?
Эксперимент Демонстрирую классу большой мяч и прошу, чтобы каждый ученик посмотрел на него, подняв перед собой указательный палец. Удаляю мяч на большее расстояние. Учитель: (делается вывод) Звезды это огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли.
-Как надо ответить на 3-й вопрос таблицы? Слайд 7 -- Как надо ответить на 4-й вопрос таблицы? Слайд 8-9
-У кого информация учебника совпала с ответами в таблице?

Анализ 3 абзаца учебник. Как надо ответить на5-й вопрос таблицы? Слайд 10-11
Солнце – не самая горячая и не самая большая звезда.
За что мы любим его?
Почему мы его видим и ощущаем тепло?

Почему звезды не видны днем?
Эксперимент 2: сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. (Включить в классе фонарик),
Учитель: (делается вывод) Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце, хотя звезды рассыпаны по всему небосводу, на фоне яркого рассеянного в воздухе солнечного света они не видны. Поэтому звезды можно увидеть только ночью
-Как надо ответить на 6-й вопрос таблицы?
Слайд 12-13
-Как надо ответить на 7-й вопрос таблицы? Слайд 14
-Посмотрите на правильные ответы. У кого информация учебника совпала с ответами в таблице?
(знали/ узнали)
Вспомните , какие учебные задачи ставили, нашли ли ответ на них?



Желающие ученики отвечают, все вносят поправки в записи таблицы
(ручкой).







Обучающиеся наблюдают, делают вывод, что чем дальше удален предмет, тем он, кажется меньше.




Желающие ученики отвечают, все вносят поправки в записи таблицы
(ручкой).





Смотрят презентацию, дополняют знания
Дарит тепло, свет, жизнь –
Оно расположено ближе других звезд к Земле. И поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло

Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером.



Звезды –огромные огненные шары.










О значении наблюдений для познания мира










Солнце –ближайшая к Земле звезда.


Солнце –источник энергии


















Космос –необъятный звездный мир.



На основе анализа информации делать выводы.
(познавательные УУД)


Корректировать выполнение задания
(регулятивные УУД)


Осуществлять самопроверку
(регулятивные УУД)




Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
(регулятивные УУД)

Выявлять сущность, особенности объектов
(познавательные УУД)




Осуществлять самопроверку
(регулятивные УУД)








Понимать цель выполняюмых действий
(регулятивные)












Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
(регулятивные УУД)

Фаза «Рефлексия»
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию собственной учебной деятельности
6.Рефлексия эмоциональной деятельности..

Слайд 15
-Используя таблицу «Знаешь ли ты..» и памятку на доске, расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать
Слайд 16
1.Если вам было интересно на уроке и вы узнали что то новое, выберите очень го
рячую звезду и отправьте ее в космос (прикрепите к плакату), если не интерес
но- менее горячую.
2. Возьмите звездочку, оцените ей свою работу. Если вы считаете, что вы работали хорошо, довольны собой – возьмите белую или голубую. А если вы считаете, что вы были не очень активны –ваша звезда будет холоднее (красная или желтая). Прикрепите её на наш небосвод.
Желающие высказываются по памятке
1. На уроке я узнал .
2. Материал урока мне был (понятен, непонятен).
3. Я бы ещё хотел узнать
(желающие составляют по основным понятиям:урока синквейн)
Выбирают звезду и прикрепляют к плакату

Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте (познавательные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
(Личностные УУД)

6.Домашнее задание
Цель:
-организовать выполнение домашнего задания
Слайд 17-18
Самостоятельно понаблюдать за звездами или вместе с родителями. Увидеть форму, размер
цвет и зарисовать результаты наблюдений в тетради.
Д.З. с.39 Наблюдение1 и 2.

Наблюдать за звездами самостоятельно или вместе с родителями; фиксировать результаты наблюдений и делать выводы
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
(Регулятивные)


‡ђ Заголовок 2~ђ Заголовок 315