Доклад на тему «Дидактические принципы организации учебного процесса.»
Доклад на тему
«Дидактические принципы организации учебного процесса.»
подготовила мастер п/о ГБПОУ СО
«Калининский агропромышленный лицей»
Иванова О.В.
Обучение студентов на учебной практике строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Мастер п/о осуществляет обучение с учетом психолого-физиологических особенностей обучающихся и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательной программы, опираясь на общие дидактические принципы организации образовательного процесса, используя:
разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов,
современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - основополагающие требования к практической организации учебного процесса.
К наиболее важным из них относятся следующие:
1. Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи заочного обучения, воспитания и общего развития обучающих.
Этот принцип вытекает из того, что обучение обусловлено потребностями демократического общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Он также учитывает закономерную связь процесса обучения с процессами воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. Только всесторонне и гармонически развитая личность, т.е. образованная, нравственно воспитанная, психологически и физически совершенная, может наиболее успешно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве.
2. Принцип научности обучения опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем. Реализуется принцип научности прежде всего при разработке учебных программ и учебников, которые призваны органически сочетать классические, современные и перспективные научные положения данной отрасли знания.
3. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой. В условиях научно-технического прогресса наука превращается в непосредственную производительную силу. Изучение научных проблем в условиях школьного образования должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их применения в промышленности, сельском хозяйстве, в общественной жизни. Реализация этого принципа обучения имеет большое мировоззренческое значение, так как способствует усвоению диалектико-материалистической идеи о связи науки с практикой, которая является критерием истины. Этот принцип предполагает тесную связь обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. Учеников надо знакомить не только с техникой, но и с социально-экономическими и правовыми отношениями на производстве. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства массовой информации, просмотры телепередач, прослушивание научно-образовательных радиопередач и т.д.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Данный принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Особое значение этому принципу придавал И.П. Павлов, который считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике. Психологи также считают, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь в обучении больших результатов. Принцип систематичности и последовательности прежде всего реализуется в содержании программ и учебников.
5. Принцип доступности. Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, возникает чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Опыт показывает, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Упрощенное содержание обучения снижает его развивающее влияние.
6. Принцип сознательности и активности учащегося обучении при руководящей роли преподавателя. Для процесса обучения закономерным является единство преподавания и учения. Только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи, целостный процесс обучения достигает желаемого результата. Невозможно рассчитывать на успех, если учитель активно преподает, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний, умений и навыков. И в то же время известно, что учение протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Упомянутый принцип отражаем активную роль учащихся в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом.
7. Принцип наглядности обучения. Психологией доказано, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия. Подчеркивая значение наглядности в обучении, нельзя упустить из виду, что одновременно у учащегося необходимо развивать не только наглядно-образное, но и абстрактно-логическое мышление, поэтому не рекомендуется чрезмерно увлекаться применением наглядных средств.
8. Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания. В процессе обучения используются разнообразные методы обучения - словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различных средств обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учащегося. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает особенности содержания и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Хорошее знание возможностей различных методов и средств обучения позволит обеспечить выбор наиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях. На разных уроках и на различных этапах одного и того же урока могут доминировать определенные методы. Вот почему нельзя требовать от учителя, чтобы на каждом уроке были проблемность, наглядность или практические действия. Важно, чтобы педагог мог увидеть их перспективное распределение по всей теме, чтобы он мог показать, что применение этих методов в других, более удачных ситуациях окажется эффективнее, чем применение их в данном случае. Естественно, что это не оправдывает однообразия методов на уроках.
9. Принцип сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения.
В современной дидактике формы организации обучения чаще всего подразделяют на урочные и внеурочные (экскурсии, практикумы, занятия на производстве, работа на компьютерах, зачеты, экзамены и пр.). В ходе уроков различного типа, а также во время внеурочных учебных занятий используются общеклассные, групповые и индивидуальные формы организации обучения. Дидактикой выявлены связи между формами и эффективностью обучения. Когда учебный материал требует проведения лабораторно-практических занятий или когда урок проводится в виде экскурсии, а также в форме производительного труда школьников, то здесь чаще всего превалируют не общеклассные, а групповые формы занятий. Однако они имеют слабые стороны, состоящие в том, что при бригадном, звеньевом, групповом обучении отдельные ученики все же остаются пассивными, т.к. большую часть работы выполняют наиболее активные члены группы. Не в полной мере учитываются при этом и индивидуальные особенности учащегося. В процессе обучения необходимо использовать не только общеклассные, групповые, но и индивидуальные формы работы. Они позволяют учесть особенности темпа учебной работы каждого ученика, его подготовленность и стиль умственной деятельности. Вместе с тем организация индивидуальных форм работы требует от учителя значительной интенсификации своего труда, и поэтому ему необходимо обязательно сочетать эти формы работы с другими - общеклассными и групповыми. На это и ориентирует рассматриваемый принцип обучения.
10. Принцип создания необходимых условий для обучения. Учебный процесс зависит от наличия, по крайней мере, четырех основных групп условий: учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических. Руководство и педагогический коллектив призваны создать в школе нормативные учебно-материальные, школьно-гигиенические и эстетические условия для успешного выполнения требований всех учебных программ, а также примерного содержания воспитания школьников. Основную часть оборудования школа закупает через специализированные магазины по заявкам. Некоторые раздаточные материалы, наглядные пособия, простые приспособления изготавливаются в школьных мастерских. Прямой заботой учителей является создание в ходе обучения благоприятных морально-психологических условий в соответствии с требованиями педагогической этики.
11. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития. Этот принцип, по мнению Ю.К. Бабанского, предъявляет к результатам обучения значительно более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только обучающий, но и воспитательный и развивающий эффект обучения, т.е. чтобы прочными были идейно-нравственные убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности, способы и привычки общественно ценного поведения и пр. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков и способов поведения, т.е. их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.