Рабочая программа Лепим из соленого теста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "ВАСИЛЕК" ЗАИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА
Программа
"Лепим из соленого теста"
Педагог: Иванова Р.Г.__________________
Срок реализации программы: 8 месяцев
Возраст для обучения: 4-6 лет
Утверждаю
Заведующий МБДОУ "Василек"
________________________ Недошивина Е.В.
г. Заинск, 2015 г.
Пояснительная записка
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.
Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Программа кружка основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности; в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством, национально-региональный компонент отражен в плане: это изготовление подарков и сувениров к различным праздникам.
В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Реализация Программы предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, я использую замечательный метод – тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:
1. Повышает сенсорную чувствительность;
2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать работу, вносить изменения;
5. Развивает творчество ребенка.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
Легко отмывается и не оставляет следов.
Материал экологически безвредный, не аллергенный.
Безопасно при попадании в рот.
Не липнет к рукам при лепке.
Можно сушить на воздухе.
Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
Если покрыть лаком - сохранится на века.
С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
Была разработана серия занятий по лепке из соленого теста. Педагог может проводить их на занятиях кружка. Каждое занятие по времени расчитано на 15-20 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей педагог может отвести на эти занятия большее либо меньшее колиество времени.
Спецкурс «Лепим из соленого теста».
Направленность программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Цель курса – общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.
Задачи:
Образовательные:
знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
учить соблюдать правила техники безопасности;
учить стремится к поиску, самостоятельности;
учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
Воспитательные:
воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Отличительная черта программы:
Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» за счёт обучения детей лепки из солёного тестаЗанятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы.
Весь курс состоит из восемнадцати взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-3 занятия. Количество занятий зависит от объема работы, от возраста детей и уровня подготовленности группы.
Чудо лепешка. (1 час)
Грибная поляна. (2 часа)
Колобок. (2 часа)
Дары осени. (3 часа)
Золотая осень. (2 часа)
Веселый удавчик. (2 часа)
Божья-коровка. (2 часа)
Чудо яблонька. (2 часа)
Забавные брошки. Значки. (2 часа)
Подарок ко дню матери (1,5 часа)
Ежик. (3 часа)
Зима пришла. (1 час)
Снеговичок. (1 час)
Гирлянда на елку. (2 часа)
Пингвиненок. (2 часа)
Красивое сердечко. (2 часа)
Звезда для папы. (1 час)
Подарок папе. (2 часа)
Подарок маме. (2 часа)
Подводное царство. (2 часа)
Веселое настроение. (2 часа)
Смешарики. (3 часа)
Черепашка. (2 часа)
Панорама: весна пришла. (3 часа)
Детские фантазии (3 часа)
По окончании курса дети должны знать:
Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.
Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
Основные приемы лепки.
Способы соединения деталей из различных материалов.
Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.
Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.
Приемы разметки по тесту.
Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков при помощи взрослого.
По окончании курса дети должны уметь при помощи взрослого:
Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.
Соединять детали из соленого теста различными способами.
Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.
Правильно сушить и оформлять изделие.
Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
Собирать сборные конструкции из соленого теста.
Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.
Определять технологию изготовления поделки.
Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
Творчески подходить к выполнению работы.
Принципы построения программы
·принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; непрерывность, регулярность, планомерности воспитательно-образовательного процесса;
·принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
·принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
·принцип развивающего характера художественного образования;
·принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
·принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
·принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу;
·принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
·принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
·принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
·принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
·принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
·принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
·принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
·принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Интеграция видов деятельности по ФГОС
По задачам и
содержанию работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
«Игровая деятельность» - использование игровых приемов для организации образовательной деятельности.
«Двигательная деятельность» - идет развитие мелкой моторики рук.
«Коммуникативная деятельность» - Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
«Познавательно-исследовательская деятельность» - формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части изобразительного искусства, творчества.
«Продуктивная деятельность» - дети могут видеть результаты своей работы.
«Трудовая деятельность» - Формировать трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах конструктивной деятельности.
«Воспроизведение художественной литературы» - развитие детского творчества, приобщать к различным видам искусства. «Воспроизведение художественной литературы», – использовать музыкальные и художественные произведения.
«Коммуникативная деятельность» - беседы, ситуативные разговоры.
«Продуктивная деятельность» - лепка из соленого теста.
«Художественно-эстетическая деятельность» - использование музыки во время образовательной деятельности, ознакомление с элементами художественной деятельности.
Связь с другими образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,
формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области «Познавательное развитие» сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений «Речевое развитие» практическое овладение воспитанниками нормами речи «Художественно-эстетическое развитие» использование художественных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства «Физическое развитие» развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам Практические советы и рекомендации
Особенности технологии лепки из соленого теста
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Рецепт теста. Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.
Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Окрашивание теста и готовых поделок.
Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.
Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.
Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из тру бочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.
Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).
Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.
Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.
Хранение и реставрация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.
Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:
доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
салфетки - бумажные и тканевые;
различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
формочки для кексов, формочки для игр с песком;
трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
клей ПВА;
кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
Методические рекомендации для педагогов
Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, педагогам следует соблюдать следующие условия:
ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не полу чат отрицательной оценки взрослого;
необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим. Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.