УРОК — СКАЗКА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАДАЧАМИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Донецкая общеобразовательная
школа l - lll ступеней № 88
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
УРОК - СКАЗКА"ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАДАЧАМИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ"
Учитель – методист,
специалист высшей категории
Строгонова Людмила Васильевна
УРОК-СКАЗКА,Тема урока.
- Ознакомление с задачами на встречное движение.
Цели урока.
-Дать понятия о задачах нового вида (нахождение неизвестного слагаемого) на встречное движение и приеме их решения
- Закреплять знания об однозначных и двузначных числах , о составе чисел второго десятка.
- Развивать навыки уменьшения и увеличения чисел на несколько единиц, сравнения именованных чисел. -Воспитывать любовь к сказке, трудолюбие и интерес к чтению.
Оборудование урока: грамзапись сказки "Алиса в стране чудес",
грамзапись песен " В мире много сказок",проектор,таблицы и схемы.
I. Организация класса.Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.
Скажите, что больше всего любят слушать, смотреть и читать все дети?
Что рассказывают бабушки внучатам?
Для чего вечерами собирают у экранов телевизоров ребят Хрюша и Степаша ?
Ну, конечно же, ответом на все эти вопросы является одно волшебное слово - сказка. И нет ни одного ребенка, ни одного взрослого, который не любил бы сказку, не мечтал бы о чудесных превращениях, увлекательных путешествиях.
( Грамзапись стихотворения о сказке из вступления к сказке "Алиса в стране чудес ")
( Одновременно перелистывается буклет с иллюстрациями к сказкам)
А вам не хочется отправиться в этот замечательный мир к любимым героям прямо сейчас?
Но это мы сможем сделать только тогда , когда соединим сказку и математику.
Не удивляйтесь. Ведь математика всегда жила в сказке. Вспомните, ведь почти во всех сказках есть посланцы математики - числа. Мы пересчитываем братьев и сестер, чудеса и пожелания, царства и государства. Есть даже сказки, в названиях которых поселились числа. Назовите эти сказки.
( "Три поросенка ", "Волк и семеро козлят ", "Три орешка для золушки ", "Пятеро из одного стручка", "Белоснежка и семь гномов", " Али-баба и сорок разбойников")
И сегодня на уроке математики мы войдем в сказочный мир, чтобы помочь его обитателям справиться с трудностями - слабым стать сильными, ленивым - трудолюбивыми, злым - добрыми, и при этом научиться еще лучше считать.
II. Проверка знаний , умений и навыков.Минутка чистописания.А начнем мы наше путешествие с того , что возьмем ключи от волшебной двери. И этими ключами будут цифры - слуги королевы - математики . Вспомните , какие числа встречаются в вашей любимой сказке и запишите цифры, которыми они обозначаются на письме. Но помните, в сказках есть правило, что все добрые герои - красивые, а злые - нет. Пусть ваши цифры будут добрыми. (Вывешиваются обризцы-цифр. Приложение 1) ( Звучит тихо грамзапись песни " В мире много сказок ") Проверка. -Назовите число.
Какой цифрой оно записывается?
Что вы знаете об этом числе ? ( Однозначное или двузначное. четное или нечетное)
Упражнения в развитии умственной и зрительной памяти.Вот мы и открыли дверь. Но чтобы путешествовать по стране чудес и не попасть -в беду, вы должны быть внимательными и хорошо все запоминать, чтобы с вами не случилось то, что с героями сказки "Али-баба и сорок разбойников", которые забыли заклинание.
Посмотрите на таблицу. 1 9 5 7 4 2 (Приложение 2)
Запомните эти числа.
(Таблица через 3 сек. закрывается)
Назовите числа.
Запишите только те, которые были записаны зеленым цветом.
Запишите при помощи этих цифр числа, в которых использовались бы 2 цифры. ( 12 15 21 25 51 52 )
Назовите примеры таблицы умножения, в которых такие ответы ( 3*4 6*2 5*3 7*3 5*5)
Итак, разминка прошла, и мы можем отправляться в путь.
3. Устный счет.
В мире очень много сказок. Есть длинные и короткие. Вспомните , какие сказки вам рассказывали мамы , когда Bbi были совсем маленькие ?
( "Репка", "Колобок")
Да, одной из первых сказок, которую вы услышали, была сказка "Репка". Почему герои сказки справились с работой ? Что им помогло? (Они дружно работали )
Давайте и мы попробуем свои силы и все вместе постараемся вытянуть вот эту репку. А вытянет ее только тот , у кого в последнем примере будет такой же ответ, как под репкой.
(Приложение 3)
( Один ученик записывает ответы на обратной стороне доски. Класс - самостоятельно в тетради) Учитель диктует.
6 увеличить на 7.(13)
полученное число уменьшить на 4 ( 9 )
полученное число увеличить на 2 ( 11 )
записать число, которое на 3 ед. больше полученного ( 13 )
записать число , которое на 5 ед. меньше полученного ( 9 )
записать число , предыдущее полученному ( 8 )
полученное число уменьшить на 3 ( 5 )
Проверка: Взаимопроверка тетрадей подоске, предварительно проверенной учителем.
Поднимите руку, кто вытянул репку.
4. Решение примеров.
Герои этой сказки любили трудиться. Все могут сказочные герои. Они строят три домика как в сказке ("Три поросенка"). Они ткут ковры за одну ночь, как в сказке ("Царевна-лягушка"). Они ведут домашнее хозяйство , чистят посуду, сажают розы, перебирают фасоль и следят за очагом, как в сказке ("Золушка").
Но следующая наша встреча с мальчиком, который в начале сказки не хотел учиться и трудиться, а даже продал свой букварь и курточку, чтобы попасть в театр, чтобы попасть в театр. О ком я говорю ? (Буратино)
Плохо учился Буратино , не старался . А ведь без знаний нельзя открыть волшебную дверь. Он решал примеры и был невнимателен. Давайте мы проверим, нет ли здесь ошибок:
73 + 8 ="81 25+13 = 38 25 + 9 = 34 67 + 6 = 73 56 - 21 = 35 (45) 65 - 6 = 59 25 + 7 = 32 (36) 26 + 40 = 66 24-7 =17 63 - 5 = 5838 -17 = 21 48 + 5 = 53(51)
41- 7 = 3434 + 43 = 77 41- 4 = 37
(Вызываются по одному ученику на каждый столбик. Класс работает по рядам) (Приложение 4)
5. Сравнение именованных чисел.Герои сказок не только трудятся и учатся. Они занимаются спортом - быстро бегают, далеко прыгают. Вспомните сказку о хвастунишке - зайце и ежике. Да и сейчас на поляне сказок собрались звери. Там идут соревнования по прыжкам в длину. Ищут звери судью. Кого же можно назначить судьей? Что он должен знать?
( Меры длины и уметь их сравнивать )
А в каких же единицах измеряется длина ? (см дм м)
Итак, главным судьей соревнований по прыжкам в длину назначается
( фамилия , имя ученика )
Первыми вышли к стартовой черте (Приложение 5).
КотЛиса 1 м 4 дм 19 дм
ЗаяцКозленок, братец Иванушка 21 дм 1 м 7 дм
Царевна-лягушка Ежик
62 см 1 дм 5 см
Сравните , кто же победил в каждой паре ?
А у кого самый маленький результат ? (Ежик)
Да, тяжело пришлось ежику в этих соревнованиях, ведь в природе ежи не прыгают. Но в сказке происходят чудеса.
А теперь сами сравните именованные числа и определите , кто из сказочных героев продолжил выступление.
(Учитель диктует) 7 м 9 дм ... 39 дм 61 см ... 7 дм 9 см
Ш. Мотивация учения школьников.Путешествуя по стране сказок , вы заметили, что сказочные герои могут быстро бегать и прыгать, летать и плавать. Но во многих сказках им на помощь приходят сказочные виды транспорта. Назовите их. (Ковер-самолет, печка, ступа и метла, конек-горбунок)
Каким словом можно назвать их действия ?
Что они делают ? (Движутся)
Правильно. Сегодня вы познакомитесь с задачами, в которых тоже будет движение и называются эти задачи - задачами на движение. Во 2 и 3 классах вы продолжите работу с задачами такого вида, но они будут сложными, состоящими из нескольких простых, подобных тем, что мы сегодня будем решать. А нужны ли эти задачи ? Научившись их решать , вы сможете правильно выбрать вид транспорта, определить время , которое вы затратите на дорогу, и сможете найти расстояние, которое вам надо преодолеть.
IV. Восприятие и осознание учебного материала.Ознакомление с задачами нового вида.Ребята , к нам за помощью обратилась одна девочка.
Вы ее знаете , ее бабушка живет за лесом, и девочка часто носит ей пирожки. Назовите имя девочки. (Красная шапочка)
Посмотрите на таблицу. Это домик бабушки, а это калитка , через которую входит Красная шапочка. Увидев в окно внучку, бабушка спешит ей навстречу и они встречаются у колодца. От дома до калитки 59 м, а от дома до колодца 28 м. Красная шапочка просит посчитать, сколько метров проходит она от калитки до колодца. (Приложение 6)
На какие 2 участка разбита вся дорожка ?
Что составляет весь путь ?
Сколько от дома до калитки ?
Что обозначает число 59 ? (сумму)
Что обозначает число 28 ? (слагаемое)
Что неизвестно ?
Как найти слагаемое ?
Как же найти неизвестную часть пути ? Записываем решение этой задачи.
( У доски работает вызванный ученик ) (Весь класс работает устно )
Составление схемы задачи. (Приложение 7)Давайте схематично изобразим условие задачи. Это дом.Это калитка.
Соединяем их дорожкой.
Что между домом и калиткой ? (Колодец ?) Здесь встречается Красная шапочка и бабушка. Обозначим это место флажком. Эта стрелка обозначает путь, который прошла бабушка ( 28 м ). Эта стрелка - путь Красной Шапочки ( ? м). А эта большая стрелка - £се расстояние (59 м) Эти маленькие стрелки показывают движение навстречу. Вот при помощи такой схемы записывается условие задачи.
V. Осмысливание и систематизация учебного материала. 1. Работа над задачей.Как же найти часть расстояния ?
Что для этого вы должны знать ? (Звучит грамзапись "Песенка Винни-Пуха")
Чей это голос ? Вы узнали этого героя ? Он направляется к своему другу Пятачку. Они договорились встретиться у старого дуба, на котором живут дикие пчелы.
(Приложение 8)
(Коллективное выполнение чертежа к задаче)
Задача. Расстояние между домиком Винни-Пуха и Пятачка - 96 м. Пятачок прошел до дуба 44 м. Сколько пройдет Винни- Пух ?
(Решение задачи сильными учениками самостоятельно, а слабыми - вместе с учителем)
Ну вот, теперь Винни-Пух будет знать сколько метров от его дома до этого замечательного дуба.
Наблюдение за требованиями к задаче.
(Стук в дверь. Ученик приносит телеграмму)
Ребята, это телеграмма от Волка.
" Срочно помогите . Спешу на встречу с Зайцем. Он идет на стадион. Дом Зайца - стадион - 53 м. Сколько метров от моего дома до стадиона ?
Ах, Волк, Волк! Он так спешил и ,как всегда, что-то ,да забыл. Скажите , можно ли решить эту задачу ? Что еще нужно знать? (Расстояние между домами Волка и Зайца. Подберите необходимое число и давайте решим эту задачу)
(Один ученик решает у доски. Сильные ученики решают самостоятельно, подбирая число. Слабые - с учителем) (Приложение 9)
Работа с перфокартами.Ребята , во многих сказках герои выполняют правила дорожного движения и помогает им в этом светофор. Поставьте и вы свои сигналы уверенности в знаниях (Приложение 10)
(Дети в соответствии с выставленным сигналом получают задание карточку) Самостоятельная работа с усложненным заданием для сильных учащихся. Вторая группа получила карточку с планом работы над задачей. Третья группа вместе с учителем коллективно решает задачу у доски).
Проверка: У ребят первой группы проверяет учитель. У ребят второй группы - ребята первой группы.
VI. Итого урока.Составьте устно задачу о своих любимых сказочных героях по типу тех, с которыми сегодня вы познакомились.
Как же найти часть пути ?
Как в задаче другим словом мы называем путь ?