Разработка по окружающему миру разнообразие растений
МКОУ Александровская СОШ
Открытый урок
по окружающему миру
в 3 классе
на тему:
«Разнообразие растений»
Подготовила:
Бурмыкина Мария Олеговна
учитель начальных классов
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе.
Тема: Разнообразие растений.
Тип урока: открытия новых знаний
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Методы обучения на уроке:
методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; презентация по теме; сообщения .
Описание урока
Обоснование выбора формы проведения урока
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
2.Форма организации деятельности учащихся.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
Стимулирование учащихся к высказываниям;
Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
чёткая организация учебного труда;
групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся Примечание
І. Организация класса
II.Проверка домашнего задания.
III.Самоопределение деятельности. Проверка готовности учеников к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
- Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Я желаю всем нам хорошего урока.
1.Индивидуальная работа (карточки- тесты)
2.Фронтальная работа.
Кроссворд слайд 2
Слой земли, на котором растут растения.
Одна из составных частей почвы
Вещество, повышающее плодородие почвы.
основное свойство почвы.
Поэтическая минутка.
Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой Русской природы. (Н. Рыленков)
- Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
- А что такое природа?
- На какие 2 группы можно разделить природу? слайд 3
- Как отличить живую природу от неживой- Как называется наука, которая изучает живую природу? Слайд 4
- На какие царства (группы) ученые-биологи разделили живую природу?
А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Дышит ,растёт ,а ходить не может?
Ответ: растения
А растения ,ребята, изучает наука ,которая называется ботаника. слайд 5 1. Проверяют наличие учебных вещей к уроку.
- Это то, что нас окружает и не сделано руками человека.
- Живая и неживая.
- Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
-Биология
- Царства растений, животных, грибов, бактерий.
Отгадывают загадку
Слайд 1
Слайд 2
Вкл. звуки леса
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
ІV.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1) Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем новое о растениях.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.
-На какие 3 группы можно разделить растения по внешнему виду?
-Как мы их различаем?
-Назовите мне признаки жизни растений?
-У всех растений ,как и любого живого существа есть части без ,которых растению не прожить. Давайте вспомним ,что эта за части.
2)Распознавание частей растений. Слайд 7
-Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.
-А почему говорят, что растения это зелёная одежда Земли?
-Ребята ,посмотрите зелёный наряд идёт нашей планете?( да он делает её очень красивой)
-Ребята ,а какие растения по виду?
Вы несколько раз употребляли слово «разные». Назовите тему урока? Слайд 8
3) Знакомство с новым понятием:
-Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп
-Откройте учебник на с.70 и прочитайте на какие группы учёные делят растения. слайд 9
Как вы понимаете понятие
Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.слайд10
- Почему растения можно разделить на большое количество групп?
4) Знакомство с новой классификацией растений.
А как вы думаете какова будет наша задача на уроке?
И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп.
- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит?
Но сначала перед трудной работой мы отдохнём. Деревья, кустарники, травы;
У деревьев 1 ствол,у кустов несколько стволиков,а у травы сочные и мягкие стебли.
Дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство,
умирают.
- Растения очень разные.
- Разные растения или Разнообразие растений.
.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд10
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V.Продолжение работы по теме.
Сообщения .- Маленькому семечку зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться.
Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи.
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки
и первые листочки.
Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями.
И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам.
А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву.
Вот так целый год росло растение.
Помогут нам провести исследовательскую работу ваши товарищи, они подготовили сообщения о каждой группе растений и если вы будете внимательно слушать вы сможете выделить главные черты растения ,а данные занести в эту таблицу по каждой группе растений. Таблицы с названием группы растений , по которой вы будете работать лежит у вас на парте.
Мы будем работать парами. Вспомним правила работы в паре.
1-пара: Что такое водоросли?
2-пара: Что такое мхи?
3-пара Что такое папоротники?
4-пара: Что такое хвойные растения?
5-пара: Что такое цветковые растения?
1. Водоросли. (слайд 11,12,13)
Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне..Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.
Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков
2. Мхи. ( слайды 14,15,16)
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров. Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре..Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны. Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья
3. Папоротники. (Слайд 17,18,19)
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Папоротники бывают травянистые или древовидные.
Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.( Слайд 18)
4.Хвойные растения. (Слайд20-24)
Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные.. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена
Какие растения относятся к этой группе? ( Слайд21,22,23)
Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.
Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.
Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.
Что общего между цветковыми растениями и хвойными?
Чем они различаются? Слайд 25,26)5.Цветковые растения ( Слайд 27,28)
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенам
Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?
(мышечное напряжение, глаза зажмурены)
(расслабление мышц)
(дети встают на ноги, открывают глаза)
(поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
(дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
(дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону) (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
Вспоминаем правила работы в группе.
Слайд 11,12,13
Слайд 114,15,16
Слайд
17,18,19
(Слайд 20-24)
Слайд 19-25
Слайд 221,22,23
Слайд 25,26
Слайд 27,28
5)Выступление пар.
Заполняют таблицу на доске.,а остальные дописывают другие группы.
- Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.
Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?
Каждая группа выступает.
Заполняют таблицу «Разнообразие растений».
Дети оценивают выступающую группу.
Водоросли низшие растения.
Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные»
Физкульт минутка для глаз.
VI.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Давайте поиграем. Будьте внимательны. Если я покажу (назову) цветковые вы смотрите вправо, хвойные – влево, а если покажу водоросли – закрывайте крепко глаза. (роза лиственница, морская капуста, яблоня, ель,сосна).
- Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.
- Проводится игра(слайд 29)
«Найди лишнее название»: выберите лишнее растение и объясните свой выбор.
Работа в рабочих тетрадях.(слайд 30,31)
-Откройте тетради на с.39 ,прочитайте 1 задание.
2задание под скобкой 2,3.
- Тест (взаимопроверка) Работа по заданиям в тетради
Слайд 29
Слайд 30,31
Слайд 32-42
Ответы-43
VII . ОБОБЩЕНИЕ.
РЕФЛЕКСИЯ. Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
Продолжите высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал…- Мне понравилось …- Я могу использовать эти знания… Слайд 44
VIII.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр. 69– 70.
Для юных ученых:
Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:
Творческие работы:
сочинить сказку, стихотворение, загадку, составить кроссворд
Подведение итогов .Всем спасибо за работу
Записывают д/з в дневник. Слайд 45
Слайд 46