Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень»
Урок русского языка в 6 классе
«Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать у обучающихся умение определять превосходную степень имен прилагательных. Образование превосходной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать способы образования превосходной степени, уметь образовывать прилагательные в превосходной степени, находить прилагательные в превосходной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
Проверка домашнего задания Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
Щадящий опрос по теме «Имя прилагательное»
( Класс разбивается на две группы по вариантам). Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте- ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает сам учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто +или -. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их слушают. Они выполняют те же действия, что и ранее их одноклассники. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый ученик в классе отвечает на пять вопросов, будет оценен сам и оценит своего товарища. В конце опроса обязательно выставление оценок друг другу.)Сегодня мы продолжим изучение данной части речи.
2) Запишите тему урока
«Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень »
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя: Разбираемся с темой урока.
(обучающиеся выделяют главные, ключевые слова и объясняют, почему именно эти слова являются таковыми)
Определите степень сравнения и форму прилагательных, записанных на доске:
1.самый большой
2.высочайший
3.белее
4.более красивый
5.самый труднейший
- у каких прилагательных вам было сложно определить степень сравнения? Почему?
-какие будут предположения? Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
Как образуется превосходная степень?
2. Чем эта степень отличается от сравнительной? В чем они похожи?
3. Употребление превосходной степени в речи и текстах. Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта) 1.Работа с учебником
1) чтение и анализ п.57, стр. 14, выводы
- какие степени сравнения есть у прилагательных?
-от какого слова произошло данное слово? (способ «Имя-значение»)
-чем прилагательные в превосходной степени отличаются и в чем похожи на прилагательные в сравнительной степени?
-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?
2) Способ образования превосходной степени
стр.14-15 учебника:
-какие формы есть у превосходной степени прилагательных? (простая и составная)
-что участвует в образовании простой формы превосходной степени? (суффиксы –ейш-, -айш-);
-как образуется составная форма превосходной степени? (прибавляется слово самый или наиболее к начальной форме прилагательного);
- обратите внимание, как изменяется в данной форме второе слово (по родам, падежам и числам)
- как различить простую и составную форму превосходной степени? (в простой изменения происходят в самом слове, добавляется суффикс, а в составной + слова самый, наиболее к прил.)
Составление кластера или схемы
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. Отложенное решение задачи.
-Ребята, давайте вернемся к началу урока и решим задачу: какие же степени сравнения и формы были у данных прилагательных:
1.самый большой(прев., составн.)
2.высочайший (прев., простая)
3.белее(сравнит, простая)
4.более красивый (сравнит., составная)
5.самый труднейший
-почему сложно определить у последнего прилагательного? В чем проблема?
Важно! Так говорить нельзя!
(В данном случае допущена грамматическая ошибка: смешение составной и простой формы сравнительной степени прилагательного. Такие ошибки- не редкость в речи людей, в том числе по ТВ)
-Как исправить данное прилагательное?
(либо - самый трудный, либо- труднейший)
2. Синтаксический разбор предложения из упр.338 (1 чел. у доски)
На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собирались известнейшие мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов.
-объяснить изученные орфограммы;
-расставить и объяснить знаки препинания;
-составить схему предложения;
-каким членом предложения является слово известнейшие?
- в какой форме употреблено данное прилагательное? (простая форма превосходной степени);
-каким членом предложения является?
-1 чел. производит морфемный разбор слов мореплаватели, путешественники.
- чем похожи данные слова?
-как они образованы?
2.упр.337 (2 чел. к доске)
-1 чел. образовывает прилагательные в простой форме превосходной степени,
2 чел. образовывает прилагательные в составной форме превосходной степени.
3.Работа по развитию речи.
Упр.339. (комментированное выполнение)
4.Самостоятельная работа.
Определить степень сравнения и форму у следующих прилагательных:
Наиболее кратчайший (ошибка)
2.Более красивый
3.Самый веселый
4.Ярчайший
5.Больше
5.Сравнение с эталоном. Работа в парах. Выставление оценок (комментированное)
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.57, выучить кластер, упр.339 закончить или сочинить рассказ из 5-6 предложений, используя слова из рамочек на стр.15 (по выбору)