Методическая разработка на тему «Типичные недостатки постановки левой и правой рук скрипача»
МОУДО «Железногорская детская школа искусств»
Методическая разработка
на тему
«Типичные недостатки постановки левой и правой рук скрипача»
Разработчик Пашина О. И.
2013 г.
Содержание.
1. Введение 1 стр.
2.Положение корпуса и держание скрипки 1 стр.
3.Постановка левой руки и её движения 2 стр.
4.Постановка правой руки 5 стр.
5.Звукоизвлечение и движения правой руки 6 стр.
6.Заключение 8 стр.
7.Список литературы 9 стр.
Введение.
Воспитание свободной и естественной постановки рук ученика-скрипача и освоение им целесообразных движений является важной предпосылкой для его дальнейшего успешного музыкально-исполнительского развития. Ошибки, не будучи исправлены своевременно, постепенно закрепляются и превращаются в устойчивые дефекты постановки,с которыми в дальнейшем очень трудно бороться.
Какие же недостатки постановки рук и приёмов игры мы наблюдаем у начинающих скрипачей? Все их можно условно разделить на три группы, относящиеся:
1) к положению корпуса и держанию скрипки;
2)к постановке левой руки и её движениям;
3) к постановке правой руки , её движениям и к звукоизвлечению.
Рассмотрим каждую из групп недостатков.
Положение корпуса и держание скрипки.
Прежде всего необходимо отметить встречающиеся неправильное положение ног: носки ног повёрнуты внутрь, значительно выдвинуты вперёд правая нога, часто ученик опирается только на левую ногу, а правая служит ему метрономом. Такое положение сковывает свободу движений рук, способствует появлению излишней мышечной напряжённости, утомляет играющего. Более целесообразна опора корпуса на обе ноги равномерно, ноги расставлены примерно на ширину плеч, носки несколько врозь .При игре начинающих скрипачей часто наблюдается неправильное положение головы, её наклон вправо или влево ( последнее встречается значительно реже).
Преувеличенный наклон головы вправо наблюдается в связи с очень высокой подушечкой и наоборот, излишний наклон головы влево связан с чрезмерно плоской подушечкой. Наиболее целесообразным следует считать естественное прямое положение головы, а инструмент устойчиво закрепляется левой стороной челюсти.
У начинающих скрипачей часто наблюдается излишний подъём левого плеса. Подъём плеча обычно вызывается отсутствием подушечки или плохо подобранной и неправильно помещённой подушечкой, которую надо выбирать, принимая во внимание индивидуальное строение плечевого пояса ученика, высоту и степень покатости плеч. Так, чем длиннее шея и более покатые плечи, тем подушечка должна быть выше. Надо избегать очень больших по площади подушечек, так как они в значительной степени поглощают звук скрипки; подушечка должна быть небольшая и достаточно компактная.
Вместо подушечки можно рекомендовать « мостики» различной конструкции, которые придают инструменту устойчивость и позволяют устанавливать необходимый угол наклона скрипки. Необходимо учесть: неустойчивость положения скрипки ведёт к напряжению в пальцах, кисти, всей левой руки, а также мешает свободным движениям правой руки. Устойчивости инструмента мешает также плохо подобранный подбородник.
1
Подбородник должен быть достаточно глубоким, но без острых краёв. Часто подбородник бывает прикреплён слишком далеко от подгрифка или задевает подгрифок, что также нежелательно.
Начинающие скрипачи в большинстве своём очень низко держат скрипку. Между тем скрипку необходимо держать достаточно высоко (в положении, близком к горизонтальному ). Низкое положение скрипки затрудняет переходы в позиции и исключает рулевые движения левой руки. «Скрипку надо держать гордо» - учил П.С. Столярский.
Весьма часто мы наблюдаем слишком плоское положение инструмента, или чрезмерный его наклон вправо. И то и другое является нецелесообразным. «Плоское положение скрипки при игре на струне «Соль» вызывает неверное направление ведения смычка при игре вверх: смычок направляется вниз к полу. Чрезмерный наклон скрипки, с другой стороны нарушает правильность угла падения пальцев и вызывает соскальзывание их при игре на струне «Ми» ( Ю.И. Янкелевич. О первоначальной постановке скрипача – Сб. «Вопросы скрипичного исполнительства педагогики» ).
Наклон скрипки во многом зависит от высоты и места расположения подушечки.
Часто ученик отводит скрипку слишком влево или на оборот вправо. При этом не всегда учитывается длина рук ученика. При более коротких руках скрипку следует отводить больше вправо, при более длинных руках – влево. Головка скрипки должна быть примерно против носка левой ноги. Обращая внимание на положение инструмента надо иметь в виду, на сколько оно удобно для игровых движений правой руки.
Постановка левой руки и её движения.
Вначале обучения наблюдается чрезмерное сжимание шейки скрипки большим и указательным пальцами левой руки («хватательный» рефлекс), что мешает свободным движениям кисти и пальцев. Проявляется это внешне: большой палец чрезмерно согнут и «оттопырен», в результате чего основание его прижимается к шейке скрипки. Следует решительно избегать сближения большого пальца с указательным пальцем, т.к. это вызывает сжимание шейки, затрудняющее движение левой руки, а также лишает пальцы необходимой свободы и эластичности. А. Ауэр по этому поводу говорит, что самое важное из всех деталей – открытое пространство между большим и указательным пальцами.Для устранения чрезмерного сжимания шейки скрипки полезно играть следующее упражнение: ведя смычком по открытым струнам, одновременно плавно передвигать левую руку из 1-й в 3-ю или 4-ю позицию и обратно.
Для проверки свободы большого пальца могут быть также применены следующие упражнения: не снимая играющий палец со струны, отводить большой палец в сторону от шейки скрипки, опускать и поднимать большой палец поперек шейки, движение большого пальца вдоль шейки скрипки.
2
Нередко большой палец отклонён к порожку скрипки. Такое положение большого пальца руки может быть оправдано лишь в том случае, если ученик не обладает достаточно длинным мизинцем.
Иногда большой палец резко выступает за пределы шейки скрипки ( шейка скрипки в этом случае лежит в углублении, образуемом большим и указательным пальцами). При такой постановке изменяются все соотношения пальцев, особенно затрудняются действия мизинца. Другая крайность – большой палец опущен под шейку скрипки. Такое положение препятствует хорошему ощущению грифа и влечёт за собой соскальзывание пальца с шейки скрипки. Наиболее правильным следует считать среднее положение большого пальца, когда шейка скрипки расположена между его ногтевой и основной фалангами. Профессор московской консерватории Ю. И. Янкелевич рекомендует следующий способ определения положения большого пальца: « Пальцы ученика на струнах становятся в расположение кварты между 1-м и 4-м и если ученик естественно и свободно берёт этот интервал, то положение, которое при этом занимает большой палец, и будет для него правильным» (Ю.И. Янкелевич. О первоначальной постановке скрипача).Зачастую ученики подгибают руку в кистевом суставе, поддерживая ладонью скрипку. Причина этому - неустойчивость инструмента в основной точке опоры.
Скрипку надо держать так, чтобы можно было совершенно, не напрягая плеча, следовательно и всей руки, держать скрипку без руки.
Излишнее выгибание кисти или приближение её к шейке скрипки нежелательно.
Надо следить затем, чтобы кисть и предплечье составляли одну линию. Несколько движений в кисти к головке скрипки и обратно могут помочь освободить кисть, и она примет надлежащую форму. Большим недостатком является часто встречающаяся так называемая «открытая кисть, когда 3-ий и 4-ый пальцы находятся за пределами грифа.
Этот недостаток отрицательно сказывается на беглости исполнения, так как пальцами, особенно мизинцу приходится преодолевать при этом большое расстояние до грифа.
Так называемые «склеенные» пальцы, мизинец, опущенный под шейку скрипки, напряжённо вытянутый мизинец также свидетельствует о излишнем напряжении в пальцах левой руки.
Эти недостатки могут быть устранены, если постоянно требовать от ученика снятия всякого напряжения. При свободе пальцев они приобретают закруглённую форму, не пережаты друг к другу и не слишком разбросаны. Главной причиной напряжения в левой руке является излишний нажим пальцев на струну (особенно 1-го). Подобный нажим часто вырабатывается в начале обучения при слишком длительной игре пиццикато; ученик вынужден крепко нажимать на струну, чтобы она не вырвалась из-под пальцев. Особенно это отражается на свободе большого пальца, так как всякое действие вызывает противодействие. Иногда напряжение в пальцах левой руки вызвано слишком высоким расположением струн над грифом, что требует усиленного нажима пальцев на струну.
3
Очень важно всё время сохранять ощущение свободы в левой руке так, чтобы оно не отличалось от ощущения в мышцах при естественно опушенной руке. Часто ученик ставит пальцы на струну не серединой подушечки, а боком, в результате чего нарушается интонация и ухудшается звучание. Правильной постановке пальцев помогает следующее упражнение: игра мажорного или минорного тетрахорда по двум струнам «Ре» и «Ля». Необходимость оставить свободной струну «Ля» заставляет ставить пальцы на струну серединой подушечки.
Для укрепления пальцев левой руки учащиеся часто занимаются «выстукиванием» каждой ноты. Это нецелесообразно, так как ведёт к излишнему прижиманию струны к грифу. Для укрепления пальцев левой руки проф. Ю.И. Янкелевич советовал играть медленно упражнения Г. Шрадика и следить за чётким и упругим падением пальцев на струну, причём поднимание пальца должно быть таким же живым, определённым, энергичным, как его падение. Кроме упражнений Шрадика, для этой цели можно рекомендовать этюды №16, 17, 19, 44, 47, из 1 выпуска «Избранных этюдов».
В большинстве случаев учащиеся ставят пальцы на струну слишком закруглённо, тогда как их следует ставить несколько наклонно (особенно при коротких пальцах или особо выраженных подушечках). У многих учеников не достаточно организованна работа пальцев: 1) пальцы работают не в основных суставах как должно, а в 2-х и конечных (разумеется речь идёт об игре в одной позиции и не о скользящих движениях); 2) пальцы слишком высоко поднимаются над грифом, тогда как достаточно (при игре в среднем темпе) поднимать их приблизительно на высоту конечной фаланги; 3) пальцы поднимаются на разную высоту.
В поисках удобного положения для каждого пальца ученик часто меняет положение кисти, что является нежелательным, так как вызывает много лишних движений. Учащиеся начальных классов очень редко пользуются приёмами подготовки и оставления пальцев на струнах; между тем это крайне важно. Особое значение приобретает оставление и подготовка пальцев в эпизодах, требующих связного, главного перехода смычка со струны на струну. Для того чтобы обеспечить хорошее легато и избежать призвуков при переходе на другую струну, нужно оставлять палец на предыдущей струне до возникновения звучания на последующей; переводить же смычок на другую струну следует тогда когда палец займёт своё место. Нередко мы сталкиваемся с такой ошибкой: ученик, ставя 3-ий или 4-ый палец, предварительно ставит 1-ый и 2-ой. В этом нет никакой надобности. Этого всячески следует избегать если нет необходимости в подготовке пальцев.
При переходе со струны на струну из-за отсутствия рулевого движения локтя зачастую нарушается округлое положение пальцев, что ведёт к плохому звучанию или фальшивой интонации.
Наиболее типичные ошибки при смене позиций у начинающих скрипачей сводятся к следующему:
1)большой палец несколько задерживается при движении руки в другую позицию;
4
2)большой палец движется в другую позицию раньше всей руки;
3)переходы в 3-ю или 4-ю позицию ученик выполняет пальцем и кистью а затем подтягивает всю руку, тогда как ведущим должно быть предплечье, а ведомым – кисть и пальцы;
4) рука перейдя в 3-ю позицию, опирается о корпус скрипки;
5) переходы ученик выполняет резким напряжённым движением;
6)ученик замедляет движение смычка или даже приостанавливает его при выполнении перехода в другую позицию.
Постановка правой руки.
Часто мы наблюдаем неправильное расположение пальцев на смычке:
1. большой палец находится в углублении колодки;
2. многие ученики выдвигают большой палец далеко под трость смычка, при этом он сильно напрягается и как следствие лишён необходимой гибкости;
3. указательный палец слишком глубоко охватывает трость. Такое положение указательного пальца на смычке связывает кистевые движения, в особенности при игре у колодки. Указательный палец никогда не должен касаться трости глубже своей средней фаланги (исключение составляет его положение при игре у конца смычка);
4. часто пальцы на трости смычка слишком разбросаны или слишком прижаты друг к другу;
5. пальцы на смычке напряжённо выпрямлены ( выпирают косточки основных суставов).
Для проверки свободы пальцев на трости смычка можно рекомендовать ученику делать остановки во время игры и лёгким постукиванием каждым пальцем по трости проверять их свободу. Наиболее целесообразно следующее расположение пальцев на смычке: большой палец касается трости у выступа колодки, причём, при игре у колодки он полусогнут, а при подходе к концу смычка – выпрямляется. Средний палец против большого, указательный и безымянный пальцы лежат на трости округло, свободно, мизинец касается трости своей подушечкой. Пальцы на трости не должны быть ни слишком расставлены, ни слишком сомкнуты.
При игре у колодки пальцы слегка согнуты, в конце – выпрямлены. При игре нижней половиной смычка мизинец часто напряжённо упирается в трость смычка. Ю.И.Янкилевич советует настойчиво добиваться от ученика, чтобы при игре у колодки мизинец находился в закруглённом состоянии. Такое положение мизинца помогает более естественно расположить остальные пальцы на трости смычка и облегчает выполнение смены движений смычка. Напряжённость мизинца при игре у колодки (особенно на нижних струнах) часто вызвана его слабостью, или слишком тяжёлым смычком.
5
Звукоизвлечение и движения правой руки.
Хорошему звучанию мешают следующие недостатки при ведении смычка:
1) не найдено место оптимального контакта смычка со струной: ученик играет слишком близко к подставке или наоборот слишком близко к грифу, что встречается чаще (одной из причин соскальзывания смычка на гриф является низко опущенная скрипка);
2) нет достаточного наклона трости в сторону грифа или на оборот – слишком большой наклон трости и она задевает струну;
3)не скоординировано соотношение скорости движения смычка и плотность прилегания его к струне;
4)смычок движется не перпендикулярно струне.
Не следует допускать отведение смычка «за спину». Чаще всего это происходит из-за того, что ученик стремится довести смычок до конца, тогда как смычок ему велик или скрипка отведена слишком вправо. Довольно часто встречается также и такой недостаток как ведение смычка «за ухо» при подходе к колодке. Причины этого недостатка следующие: 1) слишком длинный смычок (не по руке); 2) ученик стремится держать мизинец на трости, ведя смычок до его верхнего конца, тогда как это допустимо только при очень длинном мизинце или длинных руках; 3) скрипка слишком отведена влево. Надо избегать крайних положений кисти. То есть чрезмерно согнутой кисти у колодки и чрезмерно проваленной у конца смычка. Наиболее типичное и целесообразное положение кисти следующее: при игре у колодки кисть слегка согнута и как бы повёрнута в сторону мизинца, у середины смычка кисть и предплечье составляют одну линию. При игре у конца смычка кисть может быть несколько прогнута (в пределах не вызывающих напряжения) и несколько повёрнута в сторону указательного пальца.
С целью уяснения последовательности движений в процессе ведения смычка ряд педагогов (Мострас, Беккер) рекомендовали следующий остроумный приём: учитель держит смычок, а ученик ведёт по трости рукой, словно по рельсу, стремясь соблюдать все правильные соотношения движений. Таким образом ученик преодолевает обычные при начальном обучении дефекты ведения смычка, то есть движение руки либо слишком назад, либо слишком вперёд. Для того чтобы вести руку по трости смычка ученик должен перестать сжимать трость в пальцах, благодаря чему преодолевается врождённый «хватательный» рефлекс, который заставляет ученика чрезмерно сжимать пальцами смычок и вырабатываются ощущения свободы держания и свободы ведения смычка.
В своей книге «Развитие техники музыканта – исполнителя» О.Ф. Шульпяков по этому поводу пишет: «Дело в том, что в своей обыденной жизни человек привыкает пользоваться движениями с избыточной степенью мышечной активности. В этом легко можно убедиться, если проследить за тем, с какой явно излишней силой мы обычно держим в руке карандаш, кисть, или ручку, когда пишем, чертим, рисуем. Правда, в подобных случаях переизбыток напряжения практически не имеет последствий. Совсем другие требования предъявляются к движениям скрипача. Здесь возникает необходимость
6
точно дозировать и осознавать степень самых незначительных напряжений, ибо в скрипичной технике они играют важную роль. Именно это имел в виду Ф. Штейнгаузен, когда писал, что при ведении смычка, например, высокие степени активности или напряжения не имеют места, а нужда в затрате мышечной силы весьма незначительна. В этом заключается объяснение того, каким образом исполнители со слабыми мышцами добывают тем не менее «большой звук». Но почувствовать, осознать минимальную степень мышечной активности возможно только после полного освобождения руки. Следовательно, предварительное освобождение необходимо для того, чтобы иметь возможность произвольно включать и сознательно управлять теми напряжениями, которые требуются для выполнения двигательных действий связанных с игрой на инструменте.
Вместе с тем, иногда приходиться слышать, что напряжение мышц естественно для детей, особенно в младшем возрасте, когда у них ещё ярко выражены «хватательный» рефлекс и что с этим невозможно бороться. Однако это справедливо лишь в тех случаях, когда педагог не проявляет достаточного внимания к этой проблеме. В результате ученик перестаёт замечать чрезмерность в работе мышц, перенапрягает руку, так и не достигнув достаточного сцепления волоса со струной.
Весьма распространённым недостатком исполнения у учащихся начальных классов ДМШ является плохая смена струн (как отдельными штрихами, так и на один смычок). При смене струн отдельными штрихами смена струны не совпадает со сменой направления смычка. Помогает избавиться от этого дефекта маленькая пауза между переменами направления смычка, во время которой рука и смычок переносятся на другую струну. При смене струн в легато резкость объясняется неподготовленностью руки к игре на последующей струне. Чтобы этого избежать, играя на одной струне, надо постепенно приближать смычок к струне, на которую мы переходим. Необходимо также обращать внимание ученика на положение правой руки в зависимости от того, на которой струне он играет, так как довольно часто ученик, переводя смычок на другую струну, оставляет руку в плоскости соответствующей игре на прежней струне. Надо следить за тем, чтобы плечо, предплечье, кисть и смычок располагались примерно в одной плоскости. Довольно часто у начинающих скрипачей наблюдается плохая координация движений рук. Нередко правая рука играет раньше времени, т. е. в момент когда пальцы её не находятся на грифе. Рекомендуется играть с маленькими паузами, во время которых надо первоначально поставить палец, а затем вести смычок. Весьма часто наблюдается также плохое распределение смычка. Например , при 4-х нотах легато на смычок на первые две ноты расходуется значительно большая часть смычка чем на последние две. В результате нарушается ровность звучания. В статье «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей» А.И. Ямпольский пишет: «Распределение смычка имеет большое значение для достижения ровности звучания. Всякое неравномерное ускорение движения смычка даёт усиление звука, которое, с точки зрения требования ровности, представляет собой отрицательный момент, так же, как ослабление, а зачастую и ухудшение качества звука вследствие случайного нерасчитанного замедления движения. Эти недостатки большей частью являются именно следствием неправильного распределения смычка, а затем, стараясь использовать оставшуюся часть смычка, быстро проводит его до конца, что
7
естественно вызывает усиление звука, а иногда и акцент. Обратный случай – когда играющий в конце штриха «задыхается» вследствие нерасчётливого ускорения движения смычка в начале. Надо сказать, что первый случай представляет собой более часто встречающуюся ошибку, связанную с весьма распространённым дефектом – вялым, замедленным движением смычка в начале штриха. Многие скрипачи пытаются оправдать этот недостаток боязнью «нехватки» смычка; боязнь эта большей частью мало обоснована, так как почти всегда есть возможность задерживать движение смычка к концу штриха. Задержание движения смычка (при более активном начальном движении) может быть использовано для окончания фразы, а также для облегчения смены смычка.
«Искусство распределения смычка включает также умение правильно использовать различие части смычка в соответствии с их особенностями. Имеются в виду также особенности, как лёгкость и устойчивость смычка в конце, удобство выполнения переходов со струны на струну и отскакивающих штрихов в середине тяжесть и плотность смычка у колодки». (А.И. Ямпольский)
Учащиеся начальных классов ДМШ не всегда хорошо исполняют аккорды. Плохое звучание аккордов связано с преувеличенным представлением о требуемой силе нажима смычка (особенно в 4 струнных аккордах) и неправильным определением места соприкосновения волоса смычка со струнами. Во избежание излишнего нажима смычка на струны Мострас рекомендует представлять исполнение 3-х струнных аккордов в умеренном движении, как переход смычка из одной плоскости в другую близлежащую плоскость, подобно переходу с одной струны на другую соседнюю. Следует объяснять ученику, что исполнение аккордов не требует дополнительных усилий. Техника их исполнения заключается в том, что 2 нижних звука трёхголосного или четырёхголосного аккорда должны исполняться как бы в виде форшлага мягко и маленьким отрезком смычка, а верхние двойные ноты обычно исполняются энергичным проведением оставшейся большей части смычка и должны прозвучать сочно и ярко.
Заключение.
В заключение необходимо сказать, что приступать к устранению обнаруженных недостатков постановки следует лишь выяснив:
1) характер самого недостатка;
2) общее состояние техники ученика;
3) типологические особенности его высшей нервной деятельности.
Необходимо иметь в виду, что каждая ломка, переделка прочно закреплённого навыка учащегося требует затраты большого количества его нервной энергии. В некоторых случаях ломка старого навыка в игре у учащихся со слабой и неуравновешенной нервной системой сопровождается болезненными реакциями.
Занимаясь с учеником постановкой рук и приёмами игры, нельзя упускать из виду его музыкально-исполнительское развитие – работу над качеством звука, чистой интонации,
8
устойчивостью ритма. Это определит очень многое, и в значительной степени поможет найти целесообразную форму постановки и рациональные приёмы игры на скрипке.
Список литературы.
Ю.И. Янкелевич «Вопросы скрипичного исполнительства педагогики»
О.Ф. Шульпяков «Развитие техники музыканта – исполнителя»
А.И. Ямпольский «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей»
К.Г. Мострас «Очерки по методике обучения игре на скрипке»
А. Ауэр «Моя школа игры на скрипке»
9