работа с одареными детьми


МОУЛестранхозовская СОШ Работа с одаренными учащимися учитель физики и информатикиЩекочихина Александра Аниковна Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитываются не более 400 Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика О Д А Р Е Н Н О С Т ЬЧТО ЭТО…??? Семя, брошенное в землю изначально имеет ДАР превратиться в прекрасный цветок. Но сколько солнечных лучей коснется это семя и сколько животворящего дождя прольется на эту землю… ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАРАДИГМАОДАРЕННОСТИОдаренность – это ярко выраженные способности, умения и навыки проявленные в определенной сфере жизнедеятельности человекаНаличие определенных способностей и навыков не гарантирует человеческого Счастья ПСИХОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМАОДАРЕННОСТИОдаренность – это потенциальная возможность обрести свой путь в Жизни и быть тем, кем ты себя видишь. Когда ты обрел Себя, только тогда ты можешь быть Счастливым! КЛЮЧЕВЫЕ ИСТИНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОБ ОДАРЕННЫХ ДЕТЯХ ИСТИНА №1Каждый ребенок является одаренным ! ИСТИНА №1Каждый ребенок является одаренным ! ИСТИНА №2Не существует фиксированных критериев одаренности ! ИСТИНА №3Ребенок делает всегда лучшее на что он способен в данный момент времени! ИСТИНА №4Одаренность ребенка проявляется в его индивидуальности ! ИСТИНА №5Несовершенных детей не бывает, есть только наше несовершенное виденье! ИСТИНА №6Ребенок есть ценность сам по себе, а не определяется конкретными способностями, возможностями и достижениями! ИСТИНА №7Проявление и развитие одаренности детей – прямопропорционально нашей одаренности способствовать этому процессу КЛЮЧЕВЫЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРАВИЛО №1Сделайте все, чтобы каждый ребенок помнил и знал, что он одарен и несет в себе изначальное совершенство ПРАВИЛО №2Не делите детей на одаренных и неодаренных, а поймите их особенности и найдите индивидуальный подход к каждому ПРАВИЛО №3Цель обучения одаренных детей не в том, чтобы учить их чему-либо, а в том , чтобы создать условия для проявления и развития изначально заложенных в них способностей ПРАВИЛО №4Не навязывайте детям «готовые» знания о мире. Дайте возможность ребенку посмотреть на мир многогранно ПРАВИЛО №5Учите детей не «умности», а мудрости ПРАВИЛО №6Если поведение ребенка не укладывается в ваше восприятие мира – не говорите, что этого не существует , а изучите это с большей внимательностью и беспристрастностью ПРАВИЛО №7Учитель должен не выявлять одаренность, а видеть разные грани одаренности Задачи Своевременно выявлять способных и творчески мыслящих детей с первых уроков изучения физики.Научить ребенка применять и развивать свои способности в учебной деятельности Сформировать навыки самостоятельного приобщения учеников к меняющимся знаниям и приобретению новых знаний.Развивать продуктивное мышление, способности переосмысления имеющихся знаний и генерации новыхПоощрять инициативу детей, их желание к творческому росту, самореализации и самоопределению. В систему обучения включаю следующие компоненты Корректирующие – для одаренных детей, которые испытывают эмоциональные и поведенческие трудности.Развивающие – для улучшения состояния эмоциональной сферыИнтегративные – соединяют познавательные и эмоциональные компоненты «Многознание уму не научает»,- сказал древний философ. Изучить учебники- ещё не значит освоить физику и овладеть соответствующим мышлением. Настоящее образование человек получает тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. А научить задавать вопросы труднее, чем отвечать на них… Как же научить задавать вопросы? Прежде всего , нужно научить видеть и замечать вокруг удивительное. «Познание начинается с удивления»- эта древняя мудрость говорит о первом и непременном условии любого образования. Способность удивляться- великий дар природы, который помогает нам не только учиться, но и жить Например на экскурсии во время дождя: Дождь- это движущие капли воды. Мы же видим не капли, а струи как это объяснить? Какие капли дождя падают быстрее крупные или мелкие? Почему?Существует примета о продолжительности дождя по пузырькам на лужах? Как её можно объяснитьПочему сильный дождь охлаждает воздух? предлагаю составлять вопросы, например на прогулке в лес:Почему журчит ручей? Почему течение реки посередине быстрее, чем у берегов? Почему листья осины дрожат в безветренную погоду? Почему удар молнии расщепляет дерево? И т.д. Не забывая при этом обращать внимание на красоту природы и бережное отношение к ней. Следующий шаг- понять и сформулировать своё незнание об увиденном. Подчеркну, что именно незнание , а не знание! Незнание гораздо важнее уже известного. Дело в том, что движущей силой является вопрос, а не ответ. Вопрос начинает познание, а ответ, то есть знание, завершает его, как бы успокаивает исследующего. Перефразируя Ф.Бекона , скажем, что именно «Незнание- сила!» Умение сформулировать своё незнание- значит приблизиться к истине. Как говорится, «поставить проблему- это значит наполовину её решить». В классической физике инструментарий, как правило, известен- это методы физического познания: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, моделирование, проверка построенного объяснения или теоретической схемы и др. Но не только физические методы применяются для того, чтобы искать решения. Помогут и методы, которые называются эвристическими, фантазирование, гиперболизация (преувеличение), «вживание»в изучаемый предмет или явление, « мозговой штурм» и др. Метод «вживания» С помощью чувственно- образных и мысленных представлений человек пытается «переселиться» в изучаемый объект, как бы почувствовать и познать его изнутри. Например: одного ученика прошу представить что он молекула , он описывает что он видит и чувствует , остальные учащиеся задают ему наводящие вопросы. Метод образного видения Предлагается нарисовать увиденные образы изучаемого объекта, то есть то на что он похож. Метод придумывания Создание нового, неизвестного ранее продукта в результате определённых умственных действий. Используя такие приёмы, как замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Представьте себе, что кусок бетона попал в жидкую ртуть, как он будет там себя вести?» Метод «Если бы…» Составляется описание или рисуется картина о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится – увеличится в 10 раз сила гравитации, исчезнет трение, растают ледники и т.д.. Подобный метод не только развивает способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, его фундаментальные физические основы. Я перечислила только те методы которые использую в своей работе , но их намного больше , с ними можно ознакомиться в книге «Увлекательная физика» А.В.Хуторской, Л.Н. Хуторская издательство АРКТИ Москва 2000 Нестандартные уроки Интегрированный зачет (необходимо применить физические знания , умения и навыки к другим предметам, например, к литературе, философии, математике, химии, экологии и др. Или , наоборот, используя знания по другим наукам объяснить те или иные физ. явления.(формируется единая физическая картина мира) Основные принципы внеклассной работы предполагают выявления и развития у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и реализация полученных знаний, умений и навыков во внеурочное время Исследовательские конференции Как исследовать явления природыЗадавать познавательные вопросыВести научные дискуссии Экскурсии Любые физические понятия и любая физическая теория только тогда становятся для ребят осознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими примерами. Лев Давидович Ландау « Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика, если хотите,– выхолощенная. Я, например, в неё не верю… Физик, не воспринимающий поэзии, музыки, искусства, – ПЛОХОЙ ФИЗИК» Необходимо учить ребят отыскивать «такие» примеры в природе и объяснить их с точки зрения науки. Это помогает не только глубокому и прочному усвоению материала, но и развивает наблюдательность Экскурсия «Физика на весенней тропе» Задания: Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему?На весенний тающий снег положите два кусочка материи- темный и светлый. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните , почему именно так. Задания: Обратите внимание на следы лыжника, который проходил по полю зимой. Почему они кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу?Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того, как начало активно пригревать солнышко, он стал не пушистым, как зимой, а в виде крупинок?Положите на снег под солнечные лучи два одинаковых по размеру бруска: деревянный и металлический. Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидели? Как это объяснить Задания: Измерьте температуру снега. Измерьте температуру соли. Затем на снег посыпьте соль, перемешайте все и снова измерьте температуру. Чем вы объясните результат Измерение температуры T, снега Т, соли Т, смеси почему оєС 11єС -9єС оєС 13єС - 9єС Измерение скорости ветра Бросьте маленький кусочек бумажки «по ветру»; измерьте, какой путь он пролетел, и затраченное время» результаты оформите в таблицу Измерение скорости ветра № t,с S, м V,м/с Vср, м/с 1 1 2,46 2,46 2,5 2 2,47 6 2,42 3 1,809 5,22 2,89 4 5,5 18,2 3,3 5 3,4 4,6 1,4 Измерение высоты горы с помощью барометра Р, мм.рт.ст у подножия горы Р, мм.рт.стНа вершине горы Δ Р, мм.рт.ст H, мВысота горы 742 734 8 96 Внеклассные занятия для ученика: Углубляют и расширяют знания повышают интерес к предмету развивают творческие способности учат применять знания в новых нестандартных ситуациях Внеклассные занятия для учителя: Помогают лучше узнать индивидуальные способности учениковВыявить среди них одаренных учащихся (проявляющих интерес к физике)Привлечь внимание к своему предметуПомогают «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнать новое и докопаться до истины, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность Первое и последнее правилоЕсли спросят:- Как выявить одаренность?- Какой подход иметь к одаренным детям ?Ответ всегда один – через Любовь! Спасибо за внимание