Особенности применения информационно-коммуникативных технологий на уроках фортепиано

Особенности применения информационно-коммуникативных технологий на уроках фортепиано


Дергилева Г. П.
Полянская Л. С.


Эпоха научно-технической революции в корне изменила представление о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку, его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры, умение грамотно работать с любой информацией. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках фортепиано, открывает новые возможности. В этом случае педагогам необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как новое средство художественно-творческого развития.

(слайд№1)

Использование ИКТ на уроках фортепиано предоставляет возможность в процессе обучения задействовать такие психологические процессы как:
зрительная визуализация;
образное мышление;
развитие самостоятельных навыков работы с информацией;
использование дополнительных/новых информационных ресурсов;
самореализация в области искусства;
расширенные возможности к самоадаптации в информационном поле.

Перед педагогом стоят следующие задачи:
- изучить педагогическую литературу по данной теме и передовой педагогический опыт;
- проанализировать возможности применения ИКТ на уроках фортепиано;
- обеспечить применение ИКТ на уроках фортепиано с целью организации познавательной активности и самореализации учащихся.
В своей педагогической практике мы уже давно используем различные технические средства: в 80 проигрыватель с виниловыми пластинками, в 90 кассетные магнитофоны, диктофоны (кассетные), в 2000 CD проигрыватели. Но техническое развитие не стоит на месте, с течением времени наиболее активно развиваются цифровые технологии. В ДШИ № 4 имеется специализированый класс, оборудованный ПК, проектором, проекционным экраном, стерео системой. Педагоги на индивидуальных занятиях используют ноутбуки, планшеты, телефоны, цифровые диктофоны, цифровые плееры.
Использование наглядности является наиболее актуальным в виду связи с тем, что это способствует формированию зрительных образов при изучении музыкального материала.
При проведении уроков фортепиано целесообразно использовать такие формы ИКТ как :

(слайд№2)

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты. Использование мультимедийных презентаций в таких темах как «История возникновения фортепиано» (слайд№3) способствует формированию наиболее четкого представления, об истории музыкального инструмента, его развитии и внутреннем устройствуе механики.

(слайд№4)

Широкое применение на уроках фортепиано получили такие материалы как «Времена года» при работе над произведениями о природе, содержащие в себе работы знаменитых художников; «Осенние зарисовки» при работе над произведениями осенней тематики.

ИКТ позволяет создавать различные методические работы: программы, доклады, разработки, учебные пособия, таблицы схемы, дипломы, грамоты.


(Слайд №5)

Для начального этапа обучения в нашей школе было создано мультимедийное методическое пособие для освоения клавиатуры, нот и гамм, которое существует как на бумажном носителе так и в электронном виде. Само учебное пособие составлено по принципу использования опорных сигналов взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
Целесообразность создания данных материалов в электронном виде обусловлена мобильностью и доступностью использования в различных условиях, работать с данными материалами можно даже с экрана мобильного телефона.

(Слайд №6)

Всем известно, что дети усваивают материал урока намного лучше и эффективнее, если он преподносится в доступной и понятной им игровой форме или при помощи увлекательных рассказов, историй и сказок. Наше пособие знакомит ученика с волшебной страной музыки, с ее жителями и их автомобилями, которые говорят и сигналят основными музыкальными звуками, клавиатурой, нотами, первыми мелодиями и позиционными пьесами для чтения с листа, гаммами.

(Слайд №7)
С помощью игрушек и красочных картинок ученик с легкостью усваивает различные теоретические понятия, даже такие сложные, как энгармоническое равенство, запоминает основные и производные звуки и их место на клавиатуре.
(Слайд№8)

Разработанные и созданные учебные материалы имеют ряд тестовых заданий в электронном виде, которые были взяты с сайта Вирартек ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Выведенные на экран, тестовые задания позволяют ученику самостоятельно определить уровень знаний по данной теме:
1. Нотки картинки;
2. Название клавиш фортепиано;
3. Ноты в скрипичном ключе;
4. Ноты в басовом ключе;
5. Классические аккорды и т.д.
.Тесты разрабатываются по следующим принципам:
задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся);
задание-сопоставление (установить связь в двух списках);
задание-ранжирование (правильная последовательность).
Для игры на фортепиано необходимы такие знания и умения, которые позволяют ученику подбирать по слуху, играть в любой тональности петь и аккомпанировать, читать с листа, знать теорию музыки, быстро разучивать произведения.

(Слайд№9)

На фортепианном отделении с использованием ИКТ ведется работа по созданию пособия для чтения нот с листа. На данный момент пособие представляет собой две тетради, в которых собраны подготовительные упражнения донотного периода для игры в одной позиции. Ведется работа над созданием третей тетради «Игра пьес в скрипичном ключе в одной позиции».
Более сложный нотный материал, такой как позиционные этюды Беренса, этюды Шиттте (соч. 160), С Майкапар «Первые Шаги», А Диабели Семь упражнений и другие, оснащены дисками с записью музыки в трех темпах, что позволяет работать над нотным текстом, учитывая возможности ученика.
Чтение нот, ритма и исполнение под диск воспитывает навык предслышания, умение держать один темп, играть в ансамбле.
Так же имеется возможность использовать особое программное обеспечение ( нотный редактор Финал и Сибелиус), создавать при помощи этих программ нотные материалы, впоследствии конвертируя их в рабочий музыкальный комплекс, предназначенный для чтения нот с листа. Данное пособие представляет собой электронный лист с нотным текстом, где при нажатии кнопки проигрывания начинает звучать записанный музыкальный материал, а движущийся в унисон с мелодией курсор не позволяет обучающемусяотстать от темпа. В зависимости от уровня подготовки ученика возможности программы позволяют проигрывать музыкальный материал в различном темпе.
Создание подобных учебно методических комплексов является не возможным без использования ИКТ.

Урок преподавателя фортепиано никогда не ограничивается лишь обучением игре на инструменте.

(Слайд№ 10)

Это, как правило, знакомство с миром музыки (анализ музыкальных произведений, беседы о композиторах и эпохах, музыкальные путешествия в разные страны). В поисках необходимого образа музыкального произведения используются красочные сравнения, параллели с другими видами искусств, с миром природы Но, к сожалению, чаще всего это знакомство происходит лишь на словах. С внедрением ИКТ преподаватели фортепиано получили возможность искать и использовать в работе необходимую информацию. В работе музыкантов такой информацией могут быть: сведения о композиторах, информация об исполняемых произведениях, поиск в Интернете нотных источников, скачивание подходящих аудио - и видеоматериалов, просмотр картин, фото и другогих материалов, помогающих в работе над раскрытием образа в произведении, наконец, поиск методической литературы и обращение к специализированным сайтам. Безусловно, возможности для получения материала значительно расширились. Ведь теперь можно, к примеру, послушать одно произведение в интерпретации различных исполнителей, найти записи известных пианистов, «попасть» на концерты знаменитых музыкантов, просмотрев их в видеозаписи и т.д. 
Все вышесказанное позволяет обогатить стандартный урок, помочь в обучении и развитии кругозора учащегося. Появляется наглядная информация, урок становится более интересным и разнообразным. Доступ к лучшим образцам исполнительства (Слайд11) позволяет расти ученикам профессионально. 
В перспективе возможно накопление материала и хранение его в виде небольших учебных комплектов, позволяющих использовать материал при первой же необходимости.
На данный момент нами уже собраны такие методические пособия, одно из них (Слайд№ 12) «Пальчиковая гимнастика», включающее в себя графический и видеоматериал с различными упражнениями. Данные упражнения рекомендованные А. Артобалевской и А. Шмит-Шкловской очень важны для постановки игрового аппарата и развития самостоятельности каждого пальца. Так же пальчиковая гимнастика является неземенимым материалом по развитию мелкой моторики которая в свою очередь развивает речевой центр, координацию, мозговые центры по формированию кратковременной и длительной памяти.
Пальчиковая гимнастика является подспорьем в работе с «особенными детьми» (детьми с различными психосоматическими нарушениями). Данные материалы и сайты с доступом к ним рекомендуются родителям, которые занимаются самостоятельным домашним развитием детей.

(Слайд № 13)

С внедрением ИКТ появилась возможность кведения аудио- и видеозаписей как на уроках, так и различных мероприятиях.
Запись исполнения педагогом разучиваемых произведений позволяет:
усваивать верную манеру исполнения произведения учащимся;
дает дополнительную возможность родительского контроля обучающегося в домашней работе;

(Слайды до последнего)

Видеозаписи различных мероприятий - конкурсов, концертов, родительских собраний, музыкальных сказок, викторин и т д.- позволяют не только собирать материалы для домашнего архива, но и формировать раннее творческое портфолио обучающегося.
Так же по данным материалам в рамках уроков и самостоятельной работы ведется просмотр, аналитическая работа и исправление недостатков для совершенствования навыков игры на фортепиано.

Таким образом преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании игры на фортепиано очевидны: 
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видео фрагментов, фотографий;
- широко использовать показ репродукций картин художников;
- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
- “посещать” различные музыкальные мероприятия, в том числе и зарубежные;
- “погружаться” в пространство и время;
- прослушивать музыкальные записи лучших исполнителей одновременно с показом картин;
- активизировать учебный процесс.
Использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая более широкие информационные пласты во время всех этапов учебной деятельности