Статья на тему Использование различных типов урока при прохождении пед.практики
Некрасова Алёна Станиславовна
Использование различных типов уроков при прохождении педагогической практики.
Профессия учителя – очень важная, нужная, и очень сложная профессия. Учитель должен не просто научить, а прежде всего, заинтересовать своим предметом, тем самым вдохновить учеников на получение новых знаний.
С давних времен существует множество классификаций типов уроков, которые позволяют сделать урок еще более интересным и насыщенным. Для начала рассмотрим, что же такое урок.
В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия «Урок», как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени, отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков:
- наличие определенных образовательных, воспитательных, развивающих целей;- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
- достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
- организация соответствующей учебной деятельности учащихся [1].
Прежде всего, урок – это сложный педагогический объект. Это начинаешь понимать только тогда, когда оказываешься с другой стороны образовательного процесса, когда становишься учителем.
Когда стало известно о предстоящей практике, было страшно, в голове сразу же возникает вопрос «Как же заинтересовать учеников?» и тут же вспоминаешь о различных типах уроков.
Среди теоретиков и практиков значительную поддержку получила классификация уроков по таким признакам, как дидактическая цель и место урока в общей системе. На основании этого положения можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:
1) уроки изучения новых знаний;
2) уроки формирования новых умений;
3) уроки обобщения и систематизации изученного;
4) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
5) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.);
6) комбинированные (смешанные) [2].
Данные типы включают в себя различные виды уроков. Мне бы хотелось рассказать о тех, которые были использованы мною на уроках русского языка и литературы в 6 «А» классе Гимназии № 18.
На уроках формирования новых знаний мною были использованы чаще всего смешанные уроки, то есть сочетающие в себе различные виды. Например, урок литературы на тему «Роман А. С. Пушкина «Дубровский»» включал в себя урок-беседу и мультимедиа-урок. Начало урока состояло из беседы между учителем и учениками по истории создания романа, а также по содержанию и героям романа «Дубровский». Чтобы ученикам было легче воспринять новый материал, были показаны отрывки из фильма Александра Ивановского «Дубровский», созданного в 1936 году. Так как на современном уроке возможно использование иллюстраций, современных технических средств (проектор, компьютер), обучение становится не только интересным, но и плодотворным.
Первый урок по русскому языку в разделе «Лексикология, орфография. Культура речи» представлял собой повторение изученного в 5-ом классе. Чтобы ребята вспомнили и повторили материал, изученный в 5-ом классе, мною был проведен урок-игра, который они приняли с большим удовольствием. В начале урока все ученики были разделены на команды. Данный урок прошел очень живо и интересно, так как был насыщен различными видами заданий: выбрать лишнее слово и объяснить его значение (палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь); назвать неограниченное количество слов с корнем «АКВА» и объяснить их значение; найти в списке устаревшие слова и объяснить их значение (кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки; пальто, плащ, шуба, кафтан); определить слово по его лексическому значению (цвет фиалки и сирени – лиловый, заранее намеченный путь следования – маршрут, мысленно представить себе что-либо – вообразить, очень большой – громадный, желтый с красноватым оттенком – оранжевый, слова, употребляемые жителями одной местности – диалектизмы, слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы – профессионализмы); изобразить то, что написано в карточке, и так далее. Урок также сопровождался мультимедиа-презентацией, что позволило сделать его наглядным и более ярким.
Хочется отметить, что данный вид урока (урок-игра) позволил раскрыть тех учеников, которые до этого оставались закрытыми и не активными на уроках. Форма соревнования, созданная с помощью игры, помогла им влиться в образовательный процесс.
Также необходимым является урок контроля и проверки знаний и умений. Такой урок позволяет контролировать обучение, систематизировать знания, а также выявить уровень усвоения материала.
Существует устный, письменный и комплексный контроль, который совмещает в себе разные формы учебной работы.
За время прохождения практики мне удалось использовать все три вида контроля. Например, второй урок русского языка на тему «Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-» мы начали с устного опроса правил написания гласных в корнях -скак-/скоч-, -равн-/-ровн-, после чего закрепили знания письменной самостоятельной работой на это же правило.
По литературе мне предстояло провести 3 урока на тему: «Баллада». На первом уроке мы вместе с учениками разобрали, что такое баллада, особенности жанра баллады, а также рассмотрели творчество Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга Гёте, на втором уроке мы рассмотрели творчество Вальтера Скотта, а на третьем перешли к изучению творчества русского писателя Василия Андреевича Жуковского. Чтобы закрепить теоретические знания о балладе на каждом уроке проводился устный опрос, а на последнем третьем уроке – письменный опрос, где ребята отвечали на вопросы «Что такое баллада?», «В каком веке зародился жанр баллады?» и «Особенности жанра баллады». Плюс письменного опроса в том, что он позволяет увидеть, как усвоили материал все ученики, нежели как устный опрос показывает усвоение материала отдельными учениками.
Хочется отметить, что на уроках мне также довелось использовать прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии –синквейн.
Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Данный прием можно использовать на уроке закрепления знаний и умений учащихся. Плюс синквейна в том, что он позволяет организовать работу, как в группах, так и индивидуально, а также позволяет резюмировать информацию, излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах. То есть происходит некая рефлексия всего того, что было пройдено на уроке. Так как ученики 6 «А» класса впервые услышали об этом приеме, им были показаны примеры синквейнов на отвлеченные от урока темы. После чего учащиеся в парах составляли синквейн на тему: «Баллада». Оказалось, что ребята очень быстро усвоили данный прием, синквейны получились у всех пар довольно интересные и разные.
Использовать различные типы уроков очень полезно, ведь благодаря таким нестандартным урокам развитие познавательных интересов учащихся происходит более активно, развивается связная речь, творческие способности учащихся, создаются условия для полного развития личности учащихся. А групповая работа и работа в парах позволяет повысить учебную и познавательную мотивацию, страх учеников оказаться неуслышанным и неуспешным снижается, а обучаемость и эффективность усвоения знаний повышается.
Несомненным плюсом на различных типах уроков является использование технических средств, что позволяет делать уроки яркими и интересными.
Литература:
1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm Дата обращения 27.10.15
2. [Электронный ресурс]. URL: http://paidagogos.com/?p=83 Дата обращения: 27.10.15