Вся жизнь — игра занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания в процессе педагогической деятельности
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом №3» с. Валдгейм
Занятие с педагогическим коллективом
по профилактике эмоционального выгорания
в процессе педагогической деятельности.
«Вся жизнь - игра»
Педагог-психолог:
Никольская Анна Петровна
с. Валдгейм, 2015 г.
Цель: Повышение ответственности и самоотдачи, усиление внутренней мотивации на работу, на достижение профессионального успеха и преодоление трудностей.
Задачи:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание
собственной ценности и уникальности, самоуважение, высокая самооценка;
- активная жизненная позиция;
- овладение методами или способами достижения (и постановки) желаемых целей;
- развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
- способность к когнитивной структуризации и осмыслению
ситуации, позитивность и рациональность мышления.
Необходимые материалы: пакет с пустыми бутылками, бумага, карандаши, фломастеры, мелки восковые или пастельные.
Ход занятия.
1.Разминка
Упражнение 1.
«Наши ожидания».
Инструкция: «Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ждете от этого занятия? (Ведущий записывает ожидания в левой части доски). Что вы готовы вложить в тренинг? (Ведущий записывает в правой части доски.) То, что мы с вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего занятия. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое будет зависеть от вашей активности».
Примечание. Упражнение помогает выявить ожидания участников и скорректировать запрос.
Упражнение 2
«Мигалки».
Инструкция: «Распределяемся попарно, один сидит на стуле, другой стоит сзади. Один игрок остаётся без пары, он стоит за свободным стулом. Этот игрок мигает сидящим на стульях так, чтобы этого не заметили те, кто стоит. Как только сидящие получают сигнал, они стараются передвинуться со своего стула на свободный, а те, кто стоит сзади, всеми силами стараются их удержать. Если "пленник" всё же убежал, то мигающим становится не удержавший его»
2.Основная часть.
Упражнение 3
«Марионетка»
Участники должны разбиться на «тройки».
Для каждой «тройки» ставятся два стула на расстоянии 1,5-3 метра.
Инструкция: «Вы разбились на "тройки". Двое из вас должны играть роль кукловодов - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, а третий участник будет играть роль куклы.
Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. Тот, кто играет "куклу" не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды"».
Вопросы для рефлексии:
- Что вы чувствовали во время игры, когда были в роли «куклы»?
- Понравилось ли вам это чувство? Комфортно ли было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
Примечание. Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. Данное упражнение при качественном исполнении (когда «марионетки» не двигаются самостоятельно) дает возможность участникам почувствовать ситуацию отсутствия свободы проявления своих желаний, испытать на себе зависимость от другого человека, давление чужой воли. Но это не значит, что у всех участников оно вызовет негативные чувства. Поэтому в конце необходимо обсудить чувства участников, объяснить особенности пассивной и активной жизненной позиции в различных ситуациях. Проводя обсуждение, выясняем, почему у участников могли возникнуть те или иные чувства.
Упражнение 4
«Сдача бутылок».
Необходимые материалы: пакет с пустыми бутылками.
Инструкция: «Сейчас я буду в роли злой тетки, которая не хочет принимать бутылки, хотя работает в пункте приема стеклотары. Каждый из вас должен сдать бутылки. Я могу принять бутылки, а могу не принять».
Примечание. Важно стимулировать участников к поиску различных поведенческих стратегий. Ведущий может принимать бутылки только у тех, кто убедителен, искренен в своем желании их сдать. После нескольких попыток кто-то из группы может заменить ведущего (сначала желающий, затем тот, кто с трудом отказывает в просьбе). Если группа небольшая, то каждый участник может попробовать себя в обеих ролях. Можно ограничить время сдачи бутылок.
По окончании упражнения ведущий обращается к каждому участнику с вопросами и стимулирует группу к анализу моделей поведения каждого.
Вопросы для рефлексии:
- Что было особенно трудно?
- Какие чувства вы испытали?
- Какие способы вы использовали?
- Похоже это на то, как вы действуете обычно?
- Попробовали ли вы что-то новое?
- Чья стратегия поведения для вас была бы самой трудной?
- Какие можете сделать для себя выводы?
Для анализа стратегии поведения участников.
3.Информационный блок.
Стрессовый и не стрессовый стили жизни
Модели поведения часто связаны со стилем жизни. Для профилактики «выгорания» и преодоления его последствий полезно проанализировать свой стиль жизни и стремиться уменьшить его «стрессо наполненность». Для этого предлагаем ознакомиться с признаками стрессового стиля жизни, которые выделил О. Грегор.
Стрессовый стиль жизни.
Человек постоянно испытывает хронический неослабевающий стресс:
- постоянно попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций;
- тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения;
- выполняет неинтересную, скучную, раздражающую или иным образом неприятную и неблагодарную работу;
- испытывает постоянную нехватку времени, слишком много
планирует сделать в течение короткого времени;
- задолго беспокоится по поводу потенциально возможных или наступающих событий;
- имеет пагубные для здоровья привычки (привык к пассивному отдыху, не занимается спортом, не заботится о своей физической форме, постоянно нарушает режим сна, курит, выпивает, неправильно питается и др.);
- имеет трудности или предубеждения относительно общения с людьми другого пола;
- постоянно драматизирует события, воспринимает жизнь в «черном цвете», у него отсутствует чувство юмора;
- постоянно обвиняет себя или других, склонен к обидам;
принимает или соглашается с угнетающими и неблагодарными социальными ролями;
- воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно, страдает молча, не ищет ресурсов их преодоления.
Нестрессовый стиль жизни.
Человек активно работает и отдыхает:
- допускает наличие «творческого» стресса в определенные
периоды напряженной деятельности;
- умеет отдыхать и временно отстраниться и расслабиться;
- умеет отстаивать собственные права и потребности; устанавливает с другими отношения взаимного уважения, которые
отличают низкий уровень стресса;
- тщательно выбирает друзей и имеет с ними одобряющие и спокойные отношения;
- выполняет интересную, благодарную и достойную работу, которая обеспечивает подлинное вознаграждение;
- сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, когда периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»;
- добивается уравновешенности опасных событий полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться;
- заботится о хорошей физической форме, правильно питается, не имеет вредных привычек и зависимостей от алкоголя и курения;
- вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения;
- умеет найти удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдываться или надевать «маски»;
- наслаждается жизнью в целом; может посмеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора;
- проводит относительно свободную от ограничивающих ролей жизнь;
- умеет выражать естественные потребности, желания и чувства, не оправдываясь перед кем-либо;
- эффективно распределяет время, хорошо планирует дела и умеет избегать напряженных ситуаций.
А в каком стиле протекает ваша жизнь? Обсуждение.
Приемы саморегуляции.
Упражнение 5
Работа с негативными чувствами. Этим приемом саморегуляции можно пользоваться для избегания стресса. Но самое главное это научиться прислушиваться к собственному организму, к тем сигналам усталости, которые он посылает. Лучше немного отдохнуть до того как вы будите «валиться с ног».
Визуализация «Хрустальный куб».
Инструкция: «Представьте хрустальный куб. Сосредоточьте все свое внимание на нем. Отпустите все мысли, думайте только о нем. Мысленно начинайте вращать этот куб. Любуйтесь его чистотой и прозрачностью».
Это упражнение можно использовать перед сном.
4. Заключительная часть
Упражнение 6
«Цветок»
Инструкция: «Нарисуйте цветок, в сердцевине напишите свое имя, на лепестках напишите то, что является важной частью вашей жизни, то, что вы цените больше всего. На самом деле в жизни эти лепестки не одинаковы – чему-то мы уделяем больше внимания, а чему-то меньше. Пусть размер лепестков показывает, сколько вы уделяете внимания этой части вашей жизни. У вашего цветка может быть стебель и листья
Все ли устраивает вас? Подумайте, что вы можете сделать для каждой части вашей жизни, что бы она вас устраивала. Не нужно общих фраз, напишите конкретные действия, которыми вы можете изменить размер лепестков (нарисуйте пунктиром) или нарисуйте новый цветок. Сделайте ваш цветок, таким как вы хотите»
Обсуждение занятия.
Высказывания участников о том, что понравилось, а что не понравилось,
не давая оценок.
Оправдались ли ваши ожидания в процессе занятия.
Чему вы научились, что показалось вам новым?
15