Формирование нравственного и физического здоровья школьников на уроках иностранного языка
Формирование нравственного и физического здоровья
школьников на уроках иностранного языка
Тимофеева С.В.,
Учитель английского языка МАОУ ДСОШ №4 с УИОП
Основная цель, которую преследует современное воспитание, - воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. В настоящее время главная задача воспитательного процесса – создание системы воспитательной работы, направленной на изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Выполнение данной задачи позволит сохранить физическое и психическое здоровье школьников. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи позволит решить взаимосвязанную с той задачу – сформировать культуру здоровья школьников.
Эффективность обучения детей во многом зависит от их состояния здоровья, наличие которого позволяет быть творчески активным, самостоятельным, работоспособным, однако согласно современной статистике, уровень здоровья резко ухудшается. Поэтому так актуально решение данной проблемы и выбор качественно нового подхода к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Необходимо планировать образовательный процесс с учетом формирования культуры как физического, так и нравственного здоровья учащихся. Очень важно, чтобы в личности гармонично сочетались психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности.
Учитель осуществляет нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.
Современный ученик – личность многосторонняя, которой все вокруг интересно. Он много путешествует и ему хочется побольше узнать о культуре и обычаях других стран. Темы учебников ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни ( например, тема “Travelling in Russia and Abroad”, учебник “Английский язык, 3-й год обучения”, авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.; “English – a Global Language”, “Английский язык, 4-й год обучения”, авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.) В процессе изучения иностранного языка ученик знакомится с традициями и обычаями англоговорящих стран, уровнем жизни в этих странах. Учитель иностранного языка играет важную роль в формировании здоровой личности, способной и готовой в общению и сотрудничеству в иноязычной среде.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Основная задача учителя, по моему мнению, состоит в том, чтобы создать комфортную среду для ученика, в которой тот сможет реализовать все свои возможности: развивать индивидуальные способности, умения, навыки, самостоятельность, при этом сохранив свое здоровье. Необходимо выбрать такие технологии преподавания, которые были бы адекватны возрасту ученика, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье.
Нравственное здоровье школьников формируется в единстве с общим физическим здоровьем. Формирование физического здоровья школьников – процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья. Развитие физического здоровья должно проходить не только на уроках физической культуры. На каждом уроке иностранного языка я использую физкультминутки, снимающие мышечное напряжение учеников. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Намного интереснее не просто сделать несколько упражнений, а выполнить их под музыку или в стихотворной форме.
В учебниках по иностранному языку есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством для развития культуры здоровья. Начиная с младших классов ученики знакомятся с правилами здорового образа жизни. В 6 классе учащиеся учатся правильно планировать свой день, составлют распорядок дня ( тема “My Day”, учебник “Английский язык, 2-й год обучения”, авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.). В 8 классе учащиеся узнают, почему спорт полезен для нашего здоровья, что нужно делать, чтобы быть в хорошей физической форме ( тема “Keeping Fit”, учебник “Английский язык, 4-й год обучения”, авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.). Для учащихся важно не только прочитать информацию, но и выразить свое мнение, выработать свои правила здорового образа жизни.
В старших классах учащиеся обсуждают правильный образ жизни, приводя аргументы, с помощью которых они убедили бы своих друзей не пить, не курить, не употреблять наркотики ( тема “No Pain, no Gain,” учебник Up&Up 11 класс, автор Тимофеев В.Г.). В конце темы учащиеся выполняют проектные работы на тему “Образ жизни подростков.” Темы о здоровье помогают учащимся узнать много интересного и полезного, для того, чтобы быть здоровыми, в них содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах люди ведут здоровый образ жизни. Такие темы позволяют учащимся сравнить образ жизни в России и в зарубежных странах, определить уровень здоровья в каждой из стран, узнать моральные устои и духовные ценности.
Современный урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от учеников напряжения сил и большой концентрации внимания. Ученики быстро утомляются на уроках, это связано с большим объемом информации для запоминания и необходимостью использования большого количества тренировочных упражнений. Утомляемость учащихся влечет за собой невнимательность и снижение успеваемости. Все это требует создания оптимальных условий для работы. Каждый урок я стараюсь организовать целесообразно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Необходимо использовать эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика. Для формирования нравственно-развитой личности очень важно создать условия для самовыражения каждого ученика.
Эмоциональная удовлетворенность учащихся на уроках иностранного языка достигается за счет формирования комфортной среды обучения. Существует несколько приемов для снятия психологического напряжения во время урока. Прежде всего на уроках мы используем различные считалочки, стишки-потешки, рифмовки на начальном этапе обучения. Они помогают обеспечить активность и работоспособность учащихся на уроке, повышают настроение, снимают психологическое напряжение. На старшем уровне я использую песни и более трудные стихотворные произведения. Они способствуют созданию на уроке естественного речевого общения, побуждают к активной работе всех учащихся, привносят в урок атмосферу праздничности, снимают усталость.
Большую роль в формировании нравственного и психического здоровья на уроках иностранного языка играют различные игры. Игры можно использовать на любом этапе обучения, независимо от возраста учащихся.В начальной школе, играя в мяч, ученики составляют диалоги-расспросы. Игра “What is it?” развивает познавательную активность, наблюдательность. На более старшей ступени обучения используются различные ролевые игры, например, “In the Shop”, “At the Airport.” Использование игр на уроках позволяет развивать творческое воображение, речевые способности и двигательную активность учащихся. Смена действия позволяет снять утомление и напряжение на уроке.
Очень эффективным для развития нравственного здоровья школьника является использование нетрадиционных форм уроков: урок-спектакль, урок-викторина, урок-праздник. Данные формы уроков иностранного языка я реализую обычно после изучения темы. Инсценировка сказок ( “Золушка,” ”Колобок” и т.д.) на среднем этапе обучения, различные викторины ( “КВН”, “Что? Где? Когда?”) на более старшем этапе, развивают познавательную активность учащихся, духовное начало, формируют общечеловеческие ценности. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника, снимает психологический барьер, возникающий на обычных уроках из-за боязни совершить ошибку.
Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Каждый урок – это новый вклад в формирование умственной моральной культуры ученика. Формирование на уроках нравственного и физического здоровья ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в школе. Использование различных видов деятельности на уроках иностранного языка, проведение физкультминуток для снятия напряжения позволяют снизить учебную нагрузку, осуществить межпредметные связи и приблизить процесс обучения к естественному процессу познания.
15