Классный час на тему Муж сильного духа и деятельного сердца!

Муж сильного духа и деятельного сердца
(11 марта 1811г.-14 ноября 1877 г.)

Имя Федора Васильевича Чижова гремело при жизни, но в нашем столетии несправедливо забыто. Ф.В.Чижов был выдающейся личностью в истории России XIX века – талантливый публицист, ученый-математик, искусствовед, крупный промышленник, финансист, благотворитель. Федор Васильевич Чижов родился в Костроме 27 февраля (11 марта по новому стилю) 1811 года.
Уклад в семье был патриархальным, дети воспитывались в строгости и почитании родителей, на примерах христианских добродетелей. Кроме старшего, Феди, росли еще три дочери: Александра, Елена и Ольга. Жили рядом с Богоявленским монастырем в одноэтажном деревянном доме.
В 1823 году Василий Васильевич Чижов выхлопотал себе место в Петербурге. Отец взял с собой и сына. Образование, начатое в Костроме, двенадцатилетний Федя продолжил в Третьей петербургской гимназии.
Математические способности Чижова проявились рано, и поступление в Петербургский университет на физико-математический факультет было предопределено. После окончания университета Федору Васильевичу как лучшему выпускнику была предложена преподавательская деятельность в Петербургском университете в качестве профессора. В 1836 году, успешно защитив диссертацию, Чижов получил степень магистра философии по отделу физико-математических наук. Но стремление быть значимым для России, многоплановость таланта побуждают Чижова к занятиям словесностью, историей, философией, политикой. Он пытается писать стихи, публикует в столичных журналах и газетах ряд статей, рецензий, научно-популярных обзоров, переводов книг и статей из области математики, механики, литературы, эстетики и морали.
Летом 1841 года, оставив преподавательскую деятельность, Федор Васильевич уезжает за границу собирать материал по истории искусств. Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Голландия, Франция, Италия - вот маршрут его путешествия. Веселый, общительный, открытый по характеру, Чижов обладал уникальной способностью притягивать к себе людей, делая их единомышленниками. Поэтому неудивительно, что вокруг него постепенно образовался кружок из русских художников в Риме. Среди прочих особенно Чижов выделял молодых художников Е.Солнцева, Шаповаленко, Серебрякова, Александра Андреевича Иванова. В силу своей страстной натуры, Федор Васильевич всегда стремился помочь им. Склонность к меценатству уже в то время была присуща Чижову, несмотря на то, что сам он испытывал материальные трудности. В Риме Чижов вновь встретился с Николаем Васильевичем Гоголем, дружбу с которым он пронес с университетской скамьи до самой смерти писателя, став автором трех редакций полного собрания его сочинений.
В Черногории, пораженный крайней бедностью одной из православных церквей, где почти полностью отсутствовали необходимые для церковных служб утварь и книги, Чижов организовал с помощью костромича Платона Васильевича Голубкова, миллионера и золотопромышленника, доставку из России к границам Австрии почти на три тысячи рублей икон, облачений и служебных книг. Он лично перевез все присланное и чуть было не попался в руки австрийских солдат.
По возвращении в Россию в 1847 году последовал арест Чижова и ссылка на Украину. Оказавшись в ссылке, Федор Васильевич увлекся шелководством. Итогом деятельности Чижова-шелковода стало издание им в 1853 году в Петербурге книги «Письма о шелководстве», удостоенной Московским обществом сельского хозяйства медалью.
Переезд в Москву летом 1857 года стал новым рубежом в жизни Чижова. Он стал редактором-издателем специального ежемесячного журнала «Вестник промышленности», а с 1860 года еженедельного приложения к нему – газеты «Акционер». Основным вопросом, занимавшим Чижова в эти годы, был вопрос о строительстве железных дорог на средства частного капитала.
С 1857 года строительство железных дорог велось Главным обществом российских железных дорог, решающая роль в котором принадлежала иностранным банкирам, а производство работ выполняли французские инженеры. "Французы просто грабили Россию, – вспоминал спустя годы Чижов, – строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы Французы смотрели на Россию просто как на дикую страну, на русских, как на краснокожих индейцев, и эксплуатировали их бессовестно"
Но одних обличений в прессе было мало. Чижов стал инициатором устройства сообщения между Москвой и Троице-Сергиевым Посадом посредством первой русской частной "образцово-показательной паровозной железной дороги" силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов, без участия иностранного капитала. Цель предприятия – убедить сомневающихся в возможности для России самостоятельного, первоклассного, быстрого, дешевого и честного железнодорожного строительства.
Движение поездов от Москвы до Троице-Сергиева Посада было открыто в 1862 году. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой "и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчетности управления". Впоследствии она была продлена через Ярославль к Вологде.
В конце 1866 года при активном участии Чижова был открыт Московский купеческий банк. Он стал самым крупным акционерным банком в Москве и вторым по величине в России, оставаясь таковым вплоть до начала XX века. Председателем правления банка единогласно был избран Чижов.
В сущности, вся жизнь Чижова прошла в делах и идеях. Личная жизнь не сложилась, да он и не помышлял о ней. Последний отрезок отпущенного ему земного срока Чижов посвятил деятельному участию в финансово-промышленном учредительстве. Он без конца организовывал, строил, благотворительствовал. Его распорядок дня до предела загружен: утром – правление Ярославской железной дороги, в полдень – правление Курской, вечером – правление Московского купеческого банка. Кроме того, он находит время вести переговоры об образовании акционерного общества Киево-Брестской железной дороги, заниматься экономическим обоснованием и расчетами рентабельности Костромской и Киржацкой веток Ярославской железной дороги с перспективой продления их в Сибирь. Им создано Ташкентское акционерное шелкомотальное общество, написан устав сельского банка в Полтавской губернии.
Не успев довершить многое из задуманного, Чижов умер 14 ноября 1877 года за своим рабочим столом.
Авторитет Чижова в обществе в целом, и среди предпринимателей, в частности, был велик. К его суждениям прислушивались, его мнением дорожили. О его безупречной честности ходили легенды.
Рассматривая деньги не как самоцель, а как средство к достижению цели, Чижов любил повторять: "Деньги портят человека, поэтому я отстраняю их от себя"; "не могу привыкнуть считать их своею собственностью, они требуют употребления, – этой силе нужно дело".
Весь свой основной капитал в акциях Курской железной дороги, составивший по их реализации в 1889 году 6 миллионов рублей, Чижов завещал на строительство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений на своей родине, в Костромской губернии. Душеприказчики в точности исполнили волю Федора Васильевича, высказанную в завещании: в 1892 году были открыты Макарьевское ремесленное училище в г.Макарьеве и Кологривское сельско-хозяйственно-техническое училище в имении Якимцево в Кологривском районе; в 1894 году – Костромкое химико-техническое училище в Костроме, в 1896 году – Чухломское сельско-хозяйственно-ремесленное училище в имении Анфомово Чухломского района и в 1987 году – Костромское механико-техническое училище в Костроме. Время все расставило на свои места – в этом великая справедливость истории. К нам тяжело, но возвращается память. Последние годы юбилейные даты, связанные с именем Чижова, торжественно отмечаются на его родине. Имя славного земляка возвращено Костромскому химико-механическому техникуму, с 1927 года носившему имя Л.Б.Красина. При техникуме создан музей, отражающий его историю. На здании Чижовского училища в Анфимове, недалеко от Чухломы, открыта памятная доска, рассказывающая о его основателе. С февраля 2005 года по маршруту Москва – Сергиев Посад ходит скоростная электричка "Федор Чижов". Недалек день – и к одному из причалов Северного морского порта пришвартуется современный океанский лайнер "Федор Чижов".
Сегодня мы крайне нуждаемся в таких бескорыстных деятелях, людях долга и чести, каким был Чижов, радевший не о собственной выгоде, а об укреплении мощи, процветании, пользе и славе отечества. И чем раньше появится у нас такой тип просвещенных, патриотически настроенных предпринимателей, тем скорее возродится Россия.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15