Классный час на тему: Музыка Э.Грига, как путь к постижению норвежского народного духа

Музыкальный колледж им. Курмангазы










Классный час
на тему: «Музыка Э.Грига, как путь к постижению норвежского народного духа»











Подготовила: преподаватель Ильменева Н.А.











Э Григ.

« Я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!».
Э. Григ

Краткая справка. Э
·двард Хагеруп Григ родился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Бергене [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] периода [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деятель, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Город в котором он жил славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] родился и долго жил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет) и посоветовал родителям определить его в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], что и состоялось летом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита  «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг», «В пещере у горного короля» и «Утро».
Драматическая пьеса  «Жалоба Ингрид», одна из танцевальных мелодий, которая звучала на свадьбе Эдварда Грига и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], приходившейся композитору [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Брак [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и Эдварда Грига подарил супругам дочь Александру, скончавшуюся от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] после одного года жизни, из-за чего началось охлаждение отношений между супругами.
Григ опубликовал 637 песен и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Посмертно издано ещё около двадцати [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Грига. В своей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] он обращался почти исключительно к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и изредка к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поэзии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] родного языка.
Мать Эдварда Гесина Хагеруп была пианисткой (окончила Гамбургскую консерваторию, куда принимали только мужчин), дед Джон Григ играл в бергенском оркестре. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались. Первый из музыкантов, кому Григ сыграл на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пару собственных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был Оле Булл. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], чтобы стать композитором!». Годы, проведённые в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поэтом и сказочником [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-романтика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Григ нашёл [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] своих произведений, певицу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] исполняла песни и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры. Стремление молодых композиторов к развитию национальной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] музыки. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в содружестве с датскими музыкантами Григ и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] организовали музыкальное общество «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Это было началом большой музыкально-общественной, просветительской деятельности. В годы жизни в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Григ написал множество музыкальных произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и первую [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сонату. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] произведении «Поэтические картинки» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) очень робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], часто встречается в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; она стала характерна для многих мелодий Грига. Изящные и простые очертания мелодии в пятой «картинке» напоминают некоторые из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В сочных жанровых зарисовках «Юморесок» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) гораздо смелее звучат острые ритмы народных танцев, жестковатые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; встречается лидийская ладовая окраска, характерная для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Однако в «Юморесках» ещё чувствуется влияние [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (его [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  композитора, которого Григ, по собственному признанию, «обожал». В одно время с «Юморесками» появились фортепианная и первая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сонате, кажутся несколько внешним отражением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют типичный для Грига образный строй.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Григ написал «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»  первую значительную пьесу, после чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но мировая слава утомляла композитора и растерянный и усталый Григ уехал в родной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], подальше от столичного гомона.
В одиночестве Григ написал своё главное сочинение  музыку к драме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». В ней воплотились его переживания той поры. Мелодия «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях. В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] городов, полный интриг, сплетен и предательств. Финальный эпизод  «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», пронзительная и волнующая мелодия,  говорил об утерянном и забытом и не прощённом.
. От сырости в родном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обострился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], возникло опасение, что он может перейти в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Нина Хагеруп отдалялась всё дальше. Медленная агония длилась восемь лет: в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] она ушла от Эдварда. Долгие три месяца Эдвард жил один. Но старый друг [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] убедил композитора ещё раз встретиться с женой. «На свете так мало по-настоящему близких людей»,  сказал он потерянному другу.
Эдвард Григ и Нина Хагеруп воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а по возвращении продали свой дом в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], купив чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»  «Холм троллей». Это был первый дом, который Григ действительно полюбил. Всё чаще у Грига были проблемы с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремиться к новым целям. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], чтобы подождать корабль до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Лирические пьесы
«Лирические пьесы» составляют большую часть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] творчества Грига. «Лирические пьесы» Грига продолжают тот тип камерной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] музыки, который представлен «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Песнями без слов» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Непосредственность высказывания, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выражение в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] преимущественно одного настроения, склонность к небольшим масштабам, простота и доступность художественного замысла и технических средств  черты романтической [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] миниатюры, которые свойственны и «Лирическим пьесам» Грига. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] полностью отражают тему родины композитора, которую он так любил и почитал. Тема Родины звучит в торжественной «Родной песне», в спокойной и величественной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «На родине», в жанрово-лирической сценке «На родину», в многочисленных народно-танцевальных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], задуманных как жанрово-бытовые зарисовки. Тема Родины продолжается в великолепных «музыкальных пейзажах» Грига, в своеобразных мотивах народно-фантастических пьес («Шествие гномов», «Кобольд»). Отзвуки впечатлений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], показаны в сочинениях с живыми названиями. Такими как, «Птичка», «Бабочка», «Песня сторожа», написанная под впечатлением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), музыкальный портер композитора  «Гаде», страницы лирических высказываний «Ариетта», «Вальс-экспромт», «Воспоминания»)  это и есть круг образов цикла родины композитора. Жизненные впечатления, овеянные лиризмом, живым чувством автора  смысл [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] произведений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Особенности стиля «лирических пьес» так же разнообразны, как и их содержание. Очень многим [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] свойственны предельный лаконизм, скупые и точные штрихи миниатюры; но в некоторых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обнаруживается стремление к картинности, широкой, контрастной композиции («Шествие гномов», «Гангар», «Ноктюрн»). В одних [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] слышна тонкость камерного стиля («Танец эльфов»), другие сверкают яркими красками, впечатляют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] блеском концертности («Свадебный день в Тролльхаугене»). Лирические пьесы» отличаются большой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Мы встречаем здесь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и ноктюрн, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Очень часто Григ обращается к жанрам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (спрингданс, халлинг, гангар). Художественную цельность циклу «Лирических пьес» придаёт принцип программности. Каждая пьеса открывается заголовком, определяющим её [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образ, и в каждой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поражает простота и тонкость, с какими воплощается в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «поэтическое задание». Уже в первой тетради «Лирических пьес» определились художественные принципы цикла: разнообразие содержания и лирический тон музыки, внимание к темам Родины и связь музыки с народными истоками, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и простота, четкость и изящество музыкально-поэтических образов.
Цикл открывается светлой лирической «Ариеттой». Предельно простая, по-детски чистая и наивная мелодия, лишь чуть «взволнованная» чувствительными романсными интонациями, создает образ юношеской непосредственности, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] покоя. Выразительное «многоточие» в конце пьесы (песня обрывается, «замирает» на начальной интонации, кажется, что мысль унеслась в иные сферы), как яркая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деталь, создает живое ощущение, видение образа. Мелодические интонации, фактура «Ариетты» воспроизводят характер [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пьесы. Ярким своеобразием отличается «Вальс». На фоне типично [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигуры сопровождения выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями. «Капризные» переменные акценты, триоли на сильной доле такта, воспроизводящие ритмическую фигуру спрингданса, вносят в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] своеобразный колорит норвежской музыки. Он усиливается характерной для норвежской народной музыки ладовой окраской (мелодический [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). «Листок из альбома» соединяет непосредственность лирического чувства с изяществом, «галантностью» альбомного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В безыскусной мелодии этой пьесы слышны интонации народной песни. Но легкая, воздушная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сообщает изысканность этой простой мелодии. Последующие циклы «Лирических пьес» привносят новые образы и новые художественные средства. «Колыбельная» из второй тетради «Лирических пьес» звучит как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сценка. Ровная, спокойная мелодия складывается из вариантов простой попевки, словно выросшей из мерного движения, покачивания. С каждым новым проведением её усиливается ощущение покоя, света. «Гангар» строится на развитии и вариантных повторах одной темы. Тем интереснее отметить образную многогранность этой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Непрерывное, неторопливое развертывание мелодии отвечает характеру величавого плавного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Интонаций свирельных наигрышей, вплетающиеся в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], долгий выдержанный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (деталь народного инструментального стиля), жесткие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (цепь больших [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), порою звучащие грубовато, «нескладно» (как будто нестройный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деревенских [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  это сообщает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пасторальность, сельский колорит. Но вот возникают новые образы: короткие властные сигналы и ответные фразы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Интересно, что при образном изменении темы её метроритмическая структура остается неизменной. С новым вариантом мелодии в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] появляются новые образные грани. Светлое звучание в высоком [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ясная тоничность сообщают теме спокойно-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], торжественный характер. Плавно и постепенно, опевая каждый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] тональности, сохраняя «чистоту» до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], спускается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сгущение регистровой окраски и усиление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приводят светлую, прозрачную тему к суровому, сумрачному звучанию. Кажется, что этому шествию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не будет конца. Но вот резким тональным сдвигом ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) вводится новый вариант: тема звучит величаво, торжественно, чеканно. «Шествие гномов»  один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. В контрастной композиции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] противопоставлены друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и чарующая красота, ясность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] написана в трехчастной форме. Крайние части отличаются яркой динамичностью: в стремительном движении мелькают фантастические очертания «шествия». Музыкальные средства крайне скупы: моторная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и на её фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; сжатые в тонической [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] хроматизмы и разбросанные, жестко звучащие большие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; «стучащая» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и резкие «свистящие» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фигурки; динамические контрасты (рр-ff) между двумя предложениями периода и широкие лиги нарастания и спада звучности. Образ средней части открывается слушателю лишь после того, как исчезли фантастические видения (долгое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], из которого словно выливается новая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием народной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Чистый, ясный строй её отразился в простоте и строгости [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] склада (чередование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] тоники и её параллели). «Свадебный день в Тролльхаугене»  одно из самых радостных, ликующих произведений Грига. По яркости, «броскости» музыкальных образов, масштабам и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] блеску оно приближается к типу концертной пьесы. Характер его больше всего определяется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прообразом: движение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], торжественного шествия лежит в основе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Как уверенно, горделиво звучат призывные взлеты, чеканные ритмические концовки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образов. Но [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сопровождает характерный квинтовый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], что к торжественности его прибавляет простоту и очарование сельского колорита: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] полна энергии, движения, яркой динамики  от приглушенных тонов, скупой прозрачной фактуры начала до звонкого ff, бравурных пассажей, широкого диапазона [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] написана в сложной трехчастной форме. Торжественным праздничным образам крайних частей противопоставлена нежная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] средней. Её [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], как бы спетая дуэтом (мелодия имитируется в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), строится на чувствительных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] интонациях. Свои контрасты есть и в крайних разделах формы, также трехчастных. Середина вызывает в представлении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сценку с противопоставлением энергичного мужественного движения и легких грациозных «па». Огромное нарастание мощи звучания, активности движения приводит к яркой, звонкой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проведению темы, словно приподнятой предшествовавшими ей сильными, мощными [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Контрастная тема средней части, напряженная, динамичная, соединяющая активные, энергичные интонации с элементами речитации, вносит ноты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. После неё, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основная тема звучит тревожными возгласами. Структура её сохранена, но она приняла характер живого высказывания, в ней слышно напряжение человеческой речи. Нежные баюкающие интонации на вершине этого монолога превратились в скорбные патетические восклицания. В «Колыбельной» Григ сумел передать целую гамму чувств посредством развития предельно простой, лаконичной мелодии.
Основные произведения
Сюита «Из Времен Хольберга», Op. 40
Шесть лирических пьес для фортепиано, Op. 54
Симфонические танцы ор. 64, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Норвежские танцы ор.35, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Струнный квартет соль минор Ор. 27, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Три скрипичных сонаты Ор. 8, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виолончельная соната ля минор Ор. 36, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Концертная увертюра «Осенью» (I Hst, ор. 11) ,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Sigurd Jorsalfar ор. 26, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (три оркестровых пьесы из музыки к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Свадебный день в Тролльхаугене, Op. 65, No. 6
Heart Wounds (Hjertesar) From Two Elegiac Melodies, Op.34 (Lyric Suite Op.54)
Sigurd Jorsalfar, Op. 56  Homage March
Peer Gynt Suite No. 1, Op. 46
Peer Gynt Suite No. 2, Op. 55
Last Spring (Varen) from Two Elegiac Pieces, Op. 34
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, Op. 16
Фортепианные произведения (всего около 150)
Небольшие пьесы (соч. 1 издано в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г.); 70
содержится в 10 «Лирических тетрадях» (изд. с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Среди крупных произведений: Соната e-moll соч. 7 ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]),
Баллада в форме вариаций соч. 24 ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в 4 руки
Симфонические пьесы соч. 14
Норвежские танцы соч. 35
Вальсы-каприсы (2 пьесы) соч. 37
Старонорвежский романс с вариациями соч. 50 (есть орк. ред.)
4 сонаты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для 2-х фортепиано в 4 руки (F-dur, c-moll, C-dur, G-dur)
Романс на слова Андерсена «Сердце поэта»(1864)
Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, в особенности на родине композитора  в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных сегодня норвежских музыкантов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Дом, где композитор прожил большие годы  «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» стал открытым для посещения домом-музеем. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии выступлений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие постановки. «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» является, пожалуй, наиболее популярной и узнаваемой композицией Грига. Она пережила множество обработок эстрадными музыкантами. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] даже написали к «Пещере горного короля» текст и обработали её в виде песни «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Композиция, её фрагменты и обработки часто используются в саундтреках к фильмам, телепередачам, компьютерным играм, рекламным роликам и пр., когда требуется создать загадочную, слегка зловещую или слегка ироничную атмосферу.


Иллюстратор классного часа: Ильменева Н.А.
«Листок из альбома»
«В пещере у горного короля»
«Шествие гномов»




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515