Метод проектов во внеклассной работе по истории.

Метод проектов во внеклассной работе по истории.
Главными направлениями нашей внеклассной работы по истории являются:
развитие исследовательской деятельности учащихся;
закрепление и развитие знаний об исторической науке;
развитие исторического мышления;
выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
распространение опыта творческой деятельности учащихся;
приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
На подготовку проектов отводится 3 – 6 месяцев. Время работы делится на этапы, о которых было рассказано выше. Ученики сами выбирают тему и форму проекта. После того, как проект полностью готов к представлению, начинается подготовка авторов к публичному выступлению. В ходе защиты исследовательского или творческого проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, кратко ознакомить с теоретическим обоснованием проекта, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы.
Лучшие исследовательские проекты по истории представляются на гуманитарной секции школьного этапа ежегодной конференции “Шаг в будущее”. В ходе обсуждения задаются вопросы, часто возникают дискуссии, которые выявляют основательность и глубину исследования. Компетентное жюри выдает экспертную оценку, согласно которой лучшие работы рекомендуются к представлению на улусном этапе конференции “Шаг в будущее” и на других конференциях и конкурсах.
Интересным примером такого проекта является работа ученицы 11 класса Надежды Ш. “Рассказы по истории Якутии”. Результатом деятельности стало учебное пособие для учащихся начальной школы по истории родного края. Помощь учителя здесь заключалась в консультировании по структуре работы, возрастным особенностям младших школьников, отбору содержания, коррекции стиля. Рассказы были отрецензированы учителями истории, литературы и начальных классов. Защита проекта прошла на улусной конференции “Шаг в будущее”, где работа была награждена Дипломом I степени. На региональном этапе “Шаг в будущее” проект был награжден Дипломом III степени. “Рассказы по истории Якутии” получили высокую экспертную оценку на всероссийском конкурсе “Первые шаги”. Дипломами были награждены как автор проекта, так и ученик 10 класса Андрей Ж., оформивший рассказы оригинальными рисунками. Материалы проекта используются учителями начальных классов на уроках истории.
Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:
неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Литература:
1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
4.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.

15