Конспект открытого логопедического занятия на тему: Атоматизация звука Л в слогах,словах,предложениях (2 класс ЗПР)


Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 2 класса с ЗПР
Автор: Жагипарова Айгуль Еркиновна, учитель логопед 2 категории
КГУ «Кабинет психолого педагогической коррекции Федоровского района » Управления образования акимата Костанайской области Республики Казахстан,
Тема: Автоматизация звука [Л]
Лексическая тема: « Приметы весны».
Предварительная работа: Чтение сказки 12 месяцев
Цель занятия:
Автоматизация звука [Л ]в слогах, словах, предложениях
Задачи:
Коррекционная:
Закрепить навык правильного произношении звука [ Л ] в слогах, словах, предложениях
Образовательная:
-Расширить представления о весенних явлениях в природе.
-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительным)
Развивающая:
-Развивать длительный, плавный вдох, выдох.
-Развивать зрительное и пространственное восприятие
-Развивать артикуляционную , мелкую и общую моторику.
-Развивать мыслительные операций: анализ и синтез
воспитательные:
-Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования.
-Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: артикуляционная гимнастика в картинках, кубики, цифровое панно, игровое панно, предметные картинки, корзинка , бумажные подснежники, мнемотаблицы ,индивидуальные карточки с заданиями, фломастеры, бабочка, подснежники из бумаги.
Ход занятия
I часть.ВводнаяПриветствие: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем занятии.
1.Орг.момент
Л-д:  Ребята,давайте возьмемся за руки, улыбнемся. Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя всю доброту и красоту. Выдохнем через рот все ,что нас волнует.
Л-д: Ребята, сегодня я открыла окно и в класс залетела пчела. (пчела из бумаги.)
-40005163830О чем же она жужжит и хочет нам сообщить?
Игра «Помоги пчелке»
(на плакате в квадратах буквы. Называю цифры (пересечение горизонтальных и вертикальных цифр – буква, дети буквы записывают на карточку).
Пчела села на 1.1, 4.3,7.5.
-Какое слово получилось ?(Луч)
Дальше она полетела на 1.5; 3.1; 10.8; 8,5; 10.7) -Какое слово получилось (Тепло)
Л-д: Сегодня лучи солнца светят особенно ярко и тепло, что наша пчела проснулась.
-Какой одинаковый звук мы слышим в словах Пчела, луч, тепло ( одинаковый звук Л)
А теперь отгадайте загадку
Она приходит с ласкою
и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт
– в лесу подснежник расцветёт. (весна)
2.Объявление темы:
Л-д: - Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук /Л/ и вспомним про первые приметы весны.
II часть. Основная
1.Упражнение на дыхание. «Соберем подснежники»
Л-д: мы знаем , что пчела любит цветы. С наступлением весны появляются первые цветы –подснежники.
Сегодня мы будем собирать подснежники (дети дуют на картинку весеннего леса, под «снегом» виднеются подснежники)
Вдох через нос и длительный выдох через рот, не надувая щек.
(Каждый выдох, достаю подснежник и даю ученику.)
2.Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (совместно с движениями кистей рук).
 Л-д: — Чтобы четко произносить звук /Л/, нужно подготовить наш артикуляционный аппарат . (Дети делают гимнастику перед индивидуальными зеркалами, слушая инструкцию и глядя на картинку-символы. )Итак, начинаем!
«Лягушка »
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам. ( губы растягиваются в стороны, показывая зубы – пальцы врозь. )
4116705106680-«Слон»
Буду подражать слону!
Губы хоботком тяну. (губы вытягиваются вперёд – все пальцы собраны в щепоть)
- «Лопатка».
Язык лопаткою лежит
И нисколько не дрожит. ( Рот приоткрыт, широкий ненапряжённый язык ложится на нижнюю губу – ладони двух рук соприкасаются в области указательных пальцев(большие пальцы внизу и прижаты) в положении параллельно столу.
«Почистим верхние зубы».
Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.
(Рот приоткрыт, кончик язык двигается по верхним зубам с внутренней стороны вправо- влево – кисти рук с сомкнутыми пальцами из горизонтального положения поднимаются вверх и двигаются из стороны в сторону.)
«Маляр» .Язык – как кисточка моя,И ею нёбо крашу я.
(Рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, не отрываясь, от зубов к горлу и обратно – поднятые ладони совершают синхронные с языком движения вперёд- назад» или полусогнутые пальцы двигаются по направлению к запястью.)
«Барабанщик»
Барабанит дружно в ряд
Барабанщиков отряд ( улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д, сначала медленно, затем ускоренно- указательными пальцами имитируют удары палочки барабана. )
3. Акустико артикуляционная характеристика звука Л
-158115193040Л-д:
- А теперь посмотрим в зеркало и произнесем вместе звук «Л-л-л».
-Расскажите мне о звуке Л. (Опора: схема артикуляции и задаю вопросы.)
В каком положении губы? ( губы улыбаются)
В каком положении наши зубы? ( зубы сближены)
Где находится наш язычок? (язык за верхними зубами, поднимается к бугоркам)
Как идет воздушная струя? (по бокам)
Что делают голосовые связки? (работают)

Характеристика звука. ( на столе символы, дети показывают символы)
А теперь давайте вспомним:
Звук Л – гласный или согласный? Почему? (Потому, что язык соприкасается с верхними зубами.)
Звук Л - звонкий или глухой? (звонкий)
Звук Л – Твердый или мягкий? Почему? (твердый)
4.Развитие фонематического слуха и общей моторики.
4288790361950Л-д: Сейчас мы проведем небольшое соревнование и узнаем кто же из вас внимательный. «В этой коробке находятся кубики. На них написаны разные слоги. Как только услышите слог со звуком /Л/ берете кубик с эти слогом и переносите на противоположный стол, но некоторые переносите так как я скажу.» (Переносят на линейке, на вытянутой ладони, вместе двумя карандашами, на линейке.)
Слоги: Мо,ла, бу,ал, ро,лы,ан,кло,то,ол,сэ,пла,чка,элы, оч,ста,алу,бда,сы,пла,ду, кА ыл, жы, ош,слы, дэ,ца,ло .
Л-д: А теперь, возьмите кубик, на другой стороне написаны цифры. Какую цифру видите ,столько же раз вам нужно повторить этот слог. (Дети произносят слоги по очереди.)
6.Автоматизация звука Л в словах.
А) Игра «Лишнее слово»
Л-д: Послушайте стишок. Повторим вместе .Запомните слова
Лампа,лук,булавка,полка,
Лодка,ложка,лось,иголка.
Л-д: Теперь я прочитаю еще раз. Будьте внимательны. Угадайте, какое лишнее слово появилось ?Лампа,лук,булавка,полка,
Лодка,лимон ,ложка,лось,иголка (слово лимон)
(Если не смогут определить показываю картинки. Повторяю и показываю картинки с лишним словом «лимон»)-Почему слово Лимон лишнее? (в слове лимон звук Л мягкий)
б) Игра «Подскажи словечко» (за правильные ответы даю подснежник)
Положили кашу в плошку,
нужно взять большую ….(ложку)
Кашу едят ложкой. А чем едят салат? (салат едят вилкой)
Светит ночью нам она.
Это желтая…(луна)
Какой аппарат ездил по луне? (по луне ездил луноход)
Вяжет бабушка носок,
Нитки смотаны в ….(клубок)
Какого цвета нитки могут быть у бабушки? (белые, голубые, желтые)
Щелкает орехи мелко
Ну,конечно это …(белка)
Как мы назовет белку ласково? (белочка)
Два березовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи)
Как называется лыжная дорога? (лыжня)
Ну, давай играть в футбол,
Забивай скорее … (гол)
Как называется одежда, в которой играют в футбол (футболка)
в) Игра «Ходилки»
5143545720Л-д: Вспомните, какую сказку мы с вами читали на прошлом занятии? (12 месяцев.)
-Кто помог маленькой девочке в зимнем лесу собрать подснежники? (братья месяцы)
-А как их звали? (март ,апрель,май)
-Сейчас какой месяц? (март)
-Какой по счету месяц весны? (март-первый месяц весны)
- Ребята, мы с вами отправимся в лес, в гости к братьям месяцам, чтобы собрать подснежники. Но в пути будут встречаться препятствия.
(Дети берут фигурки , фишки, поочередно кидают, проходят путь. За правильный ответ даю им по подснежнику)Физминутка
Вы, наверное, устали?
Вот теперь все дружно встали….
Ручками похлопали……
Ножками потопали……
Потянулись…(с поднятыми руками тянемся вверх)
Растянулись…(руки тянем в стороны)
Покачались…(покачиваемся с пятки на носок)
Пробежались….(бег на месте)
Покрутились, повертелись… (несколько круговых движений тела)
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
дружно до 5 считаем….
Открываем….поморгаем….
И работать продолжаем.
5. Автоматизация в словосочетаниях. Согласование существительного с числительными 1,2,5.(работа по карточкам)
Детям раздаю картинки со звуком Л и с цифрами 1,2,5.
Задание: Подпишите картинки, подружив их с цифрами.

Например: Одна белка, две лампы, пять ласточек, И т.д.
Дети записывают ответы на карточках , затем зачитывают словосочетания. (за правильный ответ -подснежник)
6.Автоматизация звука Л в предложениях.(Работа с мнемотаблицами)
Л-д: Ребята сейчас мы будем составлять предложения, с помощью слов подсказок.
328930095250-Белка ест яблоко
-Дятел сидит на елке
-У Лайки белые лапы
-Лунтик сидит в машине
-На полке стоит кукла
-У Золушки голубые глаза и желтое платье
7. Автоматизация в связной речи.
Л-д: Ребята, сегодня мы с вами разучим стихотворение. Для того чтобы быстрее запомнить я приготовила вам подсказки. Слушаем. (Читаю стих сама)
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка –не бела
Белой белка не была. (Повторяем хором и заучиваем.)
2.вариант. (Если не смогут повторить)
-А теперь прочитаю с помощью подсказок.
Белый снег,(показываю снег)
Белый мел, ( показываю мел) Белый заяц тоже бел ( картинка Белый заяц)
А вот белка не бела, (картинка белка )Белой белка не была.
Повторяем. Потом каждый ребенок с помощью подсказок рассказывает стих, затем повторяем хором.
8. Работа над предложением.
Игра «Найди признаки весны» (работа в тетрадях.)
На доске различные картинки с признаками зимы, весны.
Л-д: Ребята, найдите картинки с признаками весны, и составьте предложения, ответ начинайте со слов Весной…
Картинки: Лужа, тает снег, ласточка, сугробы, солнце яркое, снеговик, снегирь, и др. -4762546990(Дети составляют предложения и записывают в тетрадь)
Весной тает снег
Весной солнце светит ярко
Весной прилетают ласточки
III часть. Итог занятия.
Л-д:-Ребята, наше занятие подошло к концу. Сегодня вы очень хорошо потрудились.
-Вам понравилось занятие? (ответы детей)
-Какое задание вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-Сегодняшнее занятие я хочу закончить вот такими стихами.
285940554610 Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть еще над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке,
Неподвижен лед
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
На этом наше занятие окончено.
Самоанализ логопедического занятия.
Тема занятия: Автоматизация звука [ Л] в слогах, словах, предложениях
При подготовке занятия учитывалось: особенности учащихся: возраст, логопедическое заключение:
На логопедическом занятии решались следующее:
Цель занятия:
Автоматизация звука [Л ]в слогах, словах, предложениях
Задачи:
Коррекционная:
Закрепить навык правильного произношении звука [ Л ] в слогах, словах, предложениях
Образовательная:
-Расширить представления о весенних явлениях в природе.
-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительным)
Развивающая:
-Развивать длительный, плавный вдох, выдох.
-Развивать зрительное и пространственное восприятие
-Развивать артикуляционную , мелкую и общую моторику.
-Развивать мыслительные операций: анализ и синтез
воспитательные:
-Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования.
-Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Тип занятия: Закрепление и систематизация полученных знаний и умений
Оборудование: артикуляционная гимнастика в картинках, кубики, цифровое панно, игровое панно, предметные картинки, корзинка , бумажные подснежники, мнемотаблицы ,индивидуальные карточки с заданиями,тетради,ручкиФорма организации: подгрупповоеХарактеристика детей: учащиеся 2 класса .Возраст 9 лет.
Обучаются по программе ЗПР.
Логопедическое заключение: «Общее недоразвитие речи III уровень» (нарушение произношения звука (Л)- замена на У)
В работе прослеживалась комплексность и взаимосвязь поставленных задач с использованием разнообразных методов .На занятии соблюдалась структура подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения.
-развитие зрительно-простаранственной ориентации
-развитие общей моторики
-развитие артикуляционной моторики с использование биоэнергопластики-развитие дыхания.
-работа над звукопроизношением (в слогах, словах, предложении, )-развитие фонематического слуха.
-развитие мыслительных процессов: анализ и синтез
Для закрепления звука использовались различные анализаторы:
-зрительный
-слуховой
-мотивационный
Считаю, что на занятии была установлена хорошая психологическая обстановка. Прослеживалась связь содержания занятия с интересами детей.
Коррекционная направленность занятия: Весь лексический материал подобран с учетом позиции звука в слове. Подобраны специальные упражнения на развитие мыслительных операций, как анализ и синтез («Лишнее слово»; «Подскажи словечко», «Мнемотаблицы»).Работа над слоговой структурой, звукового анализа слов, работа со словами построена в дидактической игре «Ходилки».Дидактическая игра «Подружи цифры» направлена совершенствование грамматического строя речи, а именно согласование существительных с числительным
Обогащение словаря по лексической теме «Приметы весны». Работа над развитием связной речи построена по нарастающей сложности.
Считаю, что реализовать поставленные задачи удалось.