Выступление на педагогическом совете по теме Роль учебной мотивации школьников в повышении качества обучения и результативности (из опыта работы)
Роль учебной мотивации школьников
в повышении качества обучения и результативности
(из опыта работы)
Цель: показать коллегам, как можно организовать свою деятельность по формированию познавательной мотивации у разных по уровню обученности обучающихся.
От учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно»
У.Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации. Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу», следовательно - «выполняю с интересом», а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»? Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке должен нести в себе мотивацию.
Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
1. Четверостишия:
*Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Давайте улыбнёмся друг другу!
*Я хороший, я самый хороший,
Меня все любят,
Я всё могу,я всегда всё могу,
У меня всё получается, у меня всегда всё получается,
Я счатлив!
*С малой удачи начинается успех! Хочу, потому что могу! Всё в моих руках!
2. Отрывки из мультфильмов:
*Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.
*Мультфильм «Барбарики. Доброта»
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Большое внимание уделяю делению класса на группы. Психологический комфорт в группе мотивирует обучающихся на активную и качественную работу на уроке.
Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока. На уроке «Постигаем секреты сравнения» (изучение сказок народов мира) обучающиеся делились на группы с помощью сказок. Им раздавались карточки с изображением предметов или героев из сказок на выбор. На партах были иллюстрации к сказкам (по необходимому количеству групп). Дети ходили по классу и искали иллюстрацию к сказке, героя или предмет, которой изображён на их карточке. Находили, следовательно становились членами группы.
На уроке русского языка по теме «Части слова» раздавала каждому ученику карточку с группой слов. Он выполнял разбор своих слов по составу. Затем следовал вопрос:
- Что общего у слов вашей группы?
Каждый ученик определяет общее в своей группе слов. У кого-то это корень, у кого-то приставка и т.п. После чего, обучающиеся находили в классе стол-группу с нужным обозначением части слова и садились в команду.
Стараюсь, чтобы проверка домашнего задания тоже имела мотивационный настрой. Не секрет, что проверка выполнения домашнего задания часто и не всем ребятам нравится и приятна. Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся этого процесса?
Я обычно начинаю проверку с самооценки учеников своего выполнения домашнего задания. Они сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом мне.
Вопрос: Кто чувствует себя готовым на « 5», на «4», на «3»? Спасибо!
Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечаю я или «талантливый и одарённый» ученик. Ученики второй группы, послушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.
Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Кластер», «Да-нетка», «Дерево предсказаний» и ряд других приёмов и методов.
Например, на уроке литературного чтения, при изучении литературного понятия «эпитет» для мотивации обучающихся на определение темы и цели урока, я применила приём «Инсерт». Дети получили табличку с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.
Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.
Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Эпитет – образное, художественное определение.
Пример применения приёма «Да-нетка» на уроке при определении видов сказок.
Задание: Определи вид сказки Туве Янсона «Первый снег».
Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет» и определяют вид сказки.
Бытовая
Да/нет
волшебная
Да/нет
О животных
Да/нет
Герои – простые люди
Волшебство
Веселое настроение
Веселое настроение
Герои-злодеи
Герои-животные
Смешные ситуации
Герои-помощники
Волшебное условие (животные разговаривают)
Высмеиваются плохие черты характера
Необычные испытания
Сильный защищает слабого
Восторг умом, находчивостью
Таинственное настроение
Волшебные предметы
Троекратные повторы
При изучении сказки «Айога», для мотивации на постановку цели своей деятельности и интереса к теме, применялся приём «Кластер». Кластер – это приём, который служит мотивационным средством на разных этапах урока. Чтобы ученику было понятно, первоначально я сравнила кластер с виноградной гроздью. Дети поняли, что все их мысли можно располагать как ягодки на виноградной кисти. Это интересно делать и это мотивирует на работу, на мыслительную деятельность, на успешность.
На уроке «Айога» кластер составлялся коллективно. Показав цветок розу, я попросила озвучить мысли возникшие у ребят при виде этого цветка. Так получился кластер на доске. А потом ученики сами поставили для себя цель. Кластер можно создавать в разной форме. Например, на этом же уроке группа «Талантливые и одарённые» составила кластер – «дерево отношений», в котором были показаны отношения Айога-мама, Айога-соседская девочка, Айога-Айога, на ветках дерева. Составление отличного от предыдущих работ кластера мотивировало учащихся на активную мыслительную деятельность.
Для мотивации своих учеников я использую девиз «Удивляй!»
Нахожу такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Использую неожиданные предметы для наглядного представления информации.
На уроках мы играем в «Случайность». В урок вводятся элементы случайного выбора, для того, чтобы вызвать интерес обучающихся. Это могут быть - рулетка, игральные кубики, жеребьёвка и даже самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое.
Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.
Мотивирует ребят на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ детей класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.
Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу».
Домашнее задание необычным способом:
1) Устраиваю почту с письмами – заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона.
2) Беспроигрышная лотерея. Дети достают из коробки номера заданий.
3) Определить номер задания на доске с помощью кубика.
4) Три уровня домашнего задания:
1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.
2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.
3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например:
- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным темам.
- чайнворды, кроссворды.
- учебные комиксы
-мнемотические формулировки, стихи и другие задания.
Отличной мотивацией для создания успеха служат оценочные листы, которые у меня присутствуют на каждом уроке и несут в себе огромный мотивационный настрой.
************************************************************************
Итак, на своих уроках, чтобы вызвать у детей любопытство - причину познавательного интереса. Я использую для этого следующие приёмы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех обучающихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Целеполагание в обучении детей стало благодаря использованию мною приёмов:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания (задания на «5», задания на «4», задание на «3»), дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке;3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Чтобы обучающиеся самостоятельно выделяли учебную задачу (проблему) и овладевали новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности, я
включаю ребят в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание помощи друг другу;2) необычной формой преподнесения материала; 3) создаю проблемную ситуацию, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от обучающихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;5) привлекаю детей к оценочной деятельности, отзыв их об ответе других, оценка промежуточных достижений;6) стимулирую деятельность, через отметку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, усложнение заданий.
&&&&
Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.
Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, наблюдаю, что таких учеников в классе становится всё меньше и меньше.
15