Конспект урока по избирательному праву (11 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Грабово
им. Героя России С.В.Кустова
Бессоновского района Пензенской области
Урок по избирательному праву
«Ваше благополучие зависит от вашего выбора»
Учитель обществознания
Новосельцева Вера Ивановна
2016 год
Тип урока: деловая игра
Цель урока: познакомить учащихся в избирательным процессом в России.
Задачи:
Образовательная: на практике познакомить учащихся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и т.д.
Воспитательная: способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма.
Развивающая: способствовать развитию творческих способностей, интереса к занятиям, общественной жизни; умение ставить проблему и отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока « Ваше благополучие зависит от вашего выбора». Сегодня мы с вами в условиях учебно-деловой игры познакомимся с избирательным процессом России.
II. Словарная работа
А начнем мы наш урок со словарной работы, вспомним понятия, связанные с этой темой:
1. Что такое выборы в РФ?
2. Раскройте понятие «Избирательное право граждан».
3. Что такое активное избирательное право?
4. Что такое пассивное избирательное право?
5. Раскройте понятие «Избиратель».
6. Дайте определение «Избирательной комиссии».
7. Продолжите фразу: « Баллотироваться на выборах - это значит»
8. Что такое референдум?
9. Раскройте понятие «Избирательный ценз»
Учитель: В первой главе Конституции говорится: «Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления» (ст.1)
- Что характерно для демократического общества?
Предполагаемые ответы:
- В демократическом обществе гражданин имеет большие возможности реализовать свои цели, но вместе с тем несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.
- Демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству, понимания выборов в демократическом обществе.
- Одним из главнейших признаков демократического общества являются выборы, как важнейшая форма прямого волеизъявления народа.
- Каждый гражданин через выборы реализует свое право голоса, а право голоса – это одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе.
III. Ролевая игра
Учитель: Сегодня мы начинаем игру: «Выборы Президента Школы». В роли Председателя Центральной избирательной комиссии будет выступать Ефимова Татьяна; в роли Секретаря участковой избирательной комиссии Тихонова Кристина; Белова Ксения выступит в роли члена участковой избирательной комиссии (представление и вручение удостоверений).
Слово для выступления предоставляется Председателю Центральной избирательной комиссии Ефимовой Татьяне.
(выступление)
«На имя председателя избирательной комиссии поступило письменное уведомление от Персикова Егора в том, что он выдвигает свою кандидатуру в Президенты школы, так же поступило уведомление от Краснослободцева Андрея о том, что он дает согласие баллотироваться в ПШ от избирательного объединения 9 класса».
Кандидаты в Президенты получили удостоверения, подтверждающие, что они являются кандидатами в Президенты школы и подписные листы.
Кандидаты должны были собрать по 30 подписей избирателей, поддерживающих выдвижение их кандидатур на должность Президента.
Также поступило письменное заявление от кандидата в Президенты Персикова Егора с просьбой зарегистрировать его доверенным лицом Белову
Анастасию и от Твердуновой Юлии поступило заявление, в котором она дает согласие быть доверенным лицом Краснослободцева Андрея.
Доверенные лица были зарегистрированы избирательной комиссией, им выданы удостоверения. Доверенным лицам пришлось немало потрудиться, чтобы собрать необходимое число голосов в поддержку своих кандидатов. Они сдали подписные листы в избирательную комиссию. Мы проверили эти списки, в них нет повторов фамилий. Кандидаты были зарегистрированы и сейчас мы им вручим удостоверения в том, что они являются кандидатами в Президенты школы».
IV. Предвыборные дебаты
Учитель: Уважаемые кандидаты, избиратели, оппоненты и наблюдатели, мы с вами присутствуем на встрече с кандидатами в Президенты. Здесь также присутствуют их доверенные лица, избиратели, представители средств массовой информации. Прошу кандидатов в Президенты и их доверенных лиц, занять свои места в этом зале.
Слово для выступления предоставляется Твердуновой Юлии – доверенному лицу Краснослободцева Андрея (выступление):
- Краснослободцев Андрей – ученик 9 "А" класса выдвигается кандидатом в ПШ от избирательного объединения учащихся данного класса. Андрей учится в нашей школе с первого класса. За время обучения зарекомендовал себя способным учеником. Андрей активно участвует в общественной жизни школы: посещает спортивные секции, осваивает персональный компьютер. Он исполнителен. Любознателен. Дмитрий отзывчив, всегда готов прийти на помощь другу, он служит примером для нас. Выдвигая его кандидатуру на пост ПШ, мы уверены, что он выполнит свои обещания, если не на 100%, то на 70% - обязательно. Голосуйте за Краснослободцева Андрея, вы не пожалеете!».
Учитель: Слово предоставляется кандидату в ПШ Краснослободцеву Андрею (выступление):
- « Я, ученик 9 "А" класса, Краснослободцев Андрей, выдвинут кандидатом на пост Президента Школы от избирательного объединения 9 "А" класса, в случае моего избрания на этот почетный и ответственный пост, предлагаю следующую программу своей работы:
1. Для расширения кругозора необходимо организовать больше недорогих экскурсий.
2. Чтобы наша жизнь была более интересной, предлагаю проводить дискотеки ежемесячно.
3. Предлагаю организовать театр, постановки которого будут затрагивать основные проблемы современной молодежи.
4. У каждого из нас есть свое хобби, которое, возможно, вскоре превратится в профессию, поэтому я предлагаю провести конкурс сочинений «Мое хобби», чтобы узнать, чем же увлекаются наши ребята и определить самое занимательное и полюбившееся хобби.
В случае моего избрания на пост Президента Школьной Республики, я обещаю приложить все усилия, чтобы сделать нашу школьную жизнь более интересной и разнообразной»
Учитель: Слово предоставляется кандидату в ПШ Персикову Егору (выступление).
- Что я могу обещать школе и классу, если меня выберут ПШ:
1. Проводить ежемесячно День здоровья;
2. Организовать спортивные различные секции, способствующие развитию физической подготовки;
3. Уделить больше внимания озеленению школы;
4. Ввести предмет «Деловое общение»; «Психология»;
5.Проведение экскурсий во время каникул;
6. Введение дня хороших манер.
Учитель: Слово предоставляется доверенному лицу кандидата в ПШ Персикова Егора – Беловой Анастасии (выступление):
- Уважаемые избиратели, Егор- скромный, внимательный, отзывчивый, честный, надежный, разносторонний увлекающийся человек. Он, если его выберут Президентом, сделает нашу школьную жизнь еще веселее, разнообразнее и интереснее. Пришло время выбирать себе достойного Президента, которому можно доверять, на которого можно надеяться.
Голосуйте за умного, находчивого, справедливого и надежного – Персикова Егора! Спасибо».
Учитель: Уважаемые избиратели, представители прессы, вы, ознакомившись с программой кандидатов, с биографическими сведениями о них, сейчас можете получить ответы на интересующие вас вопросы.
Шметцер Марина - внештатный корреспондент школьной газеты «Экспресс». Вопрос кандидату в ПШ Персикову Егору: «Егор, если вы узнаете, что за вас проголосует всего лишь 8% избирателей и вам не победить на выборах, пойдете ли вы голосовать? Спасибо».
Ефимова Татьяна - Председателя Центральной избирательной комиссии.
Вопрос кандидату в ПШ Краснослободцеву Андрею: «У В.Маяковского есть такая строчка: «Голос единицы тоньше писка» - как вы относитесь к этому высказыванию? Спасибо».
- Канышин Дмитрий. Вопрос доверенному лицу кандидата в ПШ Персикова Егора Беловой Анастасии: «Анастасия, скажите, пожалуйста, вы, оказывая поддержку, своему кандидату на что-то рассчитываете?»
- Ратнекс Надежда. Вопрос доверенному лицу кандидата в ПШ Краснослободцева Андрея Твердуновой Юлии: «О достоинствах вашего кандидата мы уже слышали, но ведь у каждого человека есть свои недостатки, над которыми необходимо работать. Какие недостатки, на ваш взгляд, есть у Захарова Дмитрия? Спасибо».
Учитель: Вот вы и познакомились с предвыборными платформами кандидатов на пост Президента Школы. Хочется, чтобы вы отнеслись серьезно к выборам. Хоть это и игра, но молодой человек, избранный на эту руководящую должность, будет иметь функциональные обязанности, максимально приближенные к настоящей государственной должности Президента, т.е. издавать Указы, представлять интересы школы, формировать администрацию. Поэтому хорошенько подумайте, прежде чем ставить галочку в избирательном бюллетене.
Давайте поблагодарим кандидатов за проделанную работу, за то, что они нашли смелость выставить свою кандидатуру, достойно представить свою программу и себя. Наша встреча подошла к концу. С этого момента прекращается всякая агитация. Избирательную комиссию прошу пройти на избирательный участок и подготовиться к работе.
V. Выборы
Учитель: Вот и настал долгожданный торжественный день. Мы с вами находимся на избирательном участке. Первыми пришли сюда члены избирательной комиссии. Здесь присутствуют: наблюдатель, в роли которого выступает Кузнецов Иван, представитель прессы. В присутствии избирательной комиссии, наблюдателя, прессы, мы осматриваем избирательную урну - она пуста, опечатываем ее и ставим в положенное место.
- Избирательная комиссия, вы готовы встречать избирателей?
- Председатель Избиркома: Да. Избирательная урна опечатана, избирательная комиссия присутствует в полном составе, списки избирателей готовы, бюллетени в наличии – значит можно приступать к голосованию. Первыми голосуют члены избирательной комиссии. После окончания голосования, избирательная комиссия в присутствии прессы, наблюдателя – вскрывают избирательную урну и ведет подсчет голосов. Избирателям предлагается викторина.
VI. Викторина
Учитель: Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Осмысление и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Эту возможность нам представляют школьные уроки.
Сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в мир избирательного права и ответить на вопросы викторины:
1. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы?
2. Закончите следующее определение: «Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется»:
3. Что представляют собой выборы в России?
4. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении:
5. Кто является председателем территориальной избирательной комиссии Бессоновского района?
6. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации?
7. Кого по закону выбирают в России?
8. Кто является председателем Центральной избирательной комиссии?
9. Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации?
10. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?
11. Закончите следующее предложение: «Избирательным правом не обладают граждане Российской Федерации»
Репортаж с избирательного участка
Корреспондент школьной газеты «Экспресс» Шметцер Марина:
- Уважаемые избиратели, сегодня, 20 ноября 2015 года, мы с вами находимся на избирательном участке МБОУСОШ №2 с. Грабово им. Героя РФ С.В.Кустова. Здесь только что завершилось подведение итогов голосования по выборам Президента школы. Я обращаюсь к Председателю избирательной комиссии: «Сегодня для вас напряженный день, что вы можете сказать об активности избирателей?»
- Активность избирателей выше, чем ожидалось.
- Корреспондент: Насколько мне известно, вы уже подвели итоги голосования. Если можно, несколько слов для избирателей. Ведь им интересно узнать результаты голосования.
- Председатель Избиркома: Согласно протоколу голосования по выборам ПШ от 20 ноября 2015 года: общее количество избирателей, принявших участие в голосовании – 200;
количество выданных бюллетеней – 200;
количество бюллетеней, оказавшихся в урне – 200;
недействительных бюллетеней в избирательной урне не оказалось;
количество избирателей, проголосовавших: «За»: Краснослободцева Андрея – 140
Персикова Егора – 60.
Корреспондент: по-разному чувствуют себя избиратели в этой ситуации, кто-то рад за своего кандидата, а кто-то огорчен. А как себя чувствует кандидат, одержавший победу на выборах. Давайте предоставим слово Краснослободцеву Андрею:
- Уважаемые избиратели! Я искренне благодарю вас за оказанное мне доверие. Я думаю, что вы высоко оценили мою программу и уверены в моих силах. Я же в свою очередь постараюсь оправдать ваши надежды и намеченную мною программу выполнить достойно. Спасибо всем за поддержку.
Корреспондент: Андрей, еще раз, поздравляю вас с избранием на должность ПШ. Успехов вам в осуществлении намеченных планов. На этом наш репортаж с избирательного участка завершен, благодарим за внимание.
Посвящение в Президенты Школы
Председатель Избиркома: Андрей, примите мои поздравления. У меня в руках документ, в котором перечислены ваши права, как Президента Школы (зачитывание):
-Назначить и смещать членов школьного парламента.
-Вносить изменения в правила прохождения сельскохозяйственной практики.
-Вносить предложения о поощрении за добросовестное отношение к учебе и активное участие в общественной жизни школы.
-На один свободный от занятий день (1 раз в месяц)
-Право на первоочередное предоставление путевки в туристическую поездку.
-Принимать решение о датах проведения общешкольных вечеров, в том числе дискотек.
Настал торжественный момент. Удостоверение вручается Краснослободцеву Андрею, ученику 9 "А" класса в том, что он действительно является Президентом МБОУСОШ №2 с. Грабово им. Героя РФ С.В.Кустова (вручение).
Президент Школы произносит клятву:
- Я, Краснослободцев Андрей, перед своими избирателями клянусь:
- честно выполнять свои обязанности;
- быть справедливым;
- клянусь помогать избирателям в любое время, и подчинятся законам школьной республики;
- клянусь выполнять свою программу.
Учитель: сегодня мы выбирали ПШ, вы приняли самое активное участие в этой игре, но некоторые граждане не хотят идти на избирательные участки и голосовать. Как вы относитесь к позиции неучастия в выборах?
Ответы учащихся.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы приобрели практические навыки участия в голосовании. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны.
Я думаю, что вы постараетесь сделать все необходимое, чтобы наша жизнь стала лучше, жизнь граждан достойнее. Спасибо за работу.
15