Статья Работа с одарёнными детьми во внеурочное время


  “Дети – прирождённые художники,
   учёные, изобретатели – видят мир во всей 
   его свежести и первозданности; каждый
   день они заново придумывают свою жизнь.
   Они любят экспериментировать, и смотрят
   на чудеса окружающего мира с удивлением
   и восторгом”.                    
(П.Вайнцвайг)
Заявленная тема, я считаю,  звучит крайне актуально.   Ведь в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения его  качества  и    доступности.    В ФГОС нового поколения  поддержка "талантливого ребенка", сохранения  здоровья  каждого  ребёнка   провозглашаются главными    государственными  задачами.
Работать с одаренными детьми нужно,   так как от педагогов во многом зависят успехи и неудачи одарённых школьников. Я считаю, что  далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка,  а задача  школы, в частности учителя,   – поддержать ребёнка и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость? Каков    одарённый ребёнок? Давайте обратимся  к  «Рабочей концепции одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.   Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. 
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]
 Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатленийПри воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Современные гуманистические образовательные технологии исходят из признания самооценки и уникальности. Одарённые же дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, высокой концентрацией внимания и отличной памятью. [2, с.42] 
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
   В  нашей  школе  в 2010 г.  было   создано   научное  общество  «Эрудит».   Структура научного общества следующая: Гуманитарная  кафедра, Естественнонаучная  кафедра,    кафедра   начальных   классов.    «Знания    становятся  желанным достояниям    маленького     человека,   когда      он –  средство    достижения творческих, трудовых целей»,- писал  В. Сухомлинский.  Именно  в научном обществе ученики  находят  ответы  сами   на   все вопросы   и     выдвинутые гипотезы.
Целью  нашей работы  является  создание  для  творческой  самореализации учащихся,  формирование  личности,  которая   владеет   навыками  научно- исследовательской и экспериментальной деятельности.
Мы  вместе  с детьми  приступили  к  исследованиям. Нами были выбраны 2 темы:   «Изучение    транспортного   загрязнения    окружающей  среды»   и « Наш парк: знаем, помним, гордимся»
Перед началом мы наметили план изысканий, определили цели, задачи, ход и методы   работы.  Например,  актуальность  проблемы  загрязнения    воздуха обусловлена     возросшим     количеством   автомобильного   транспорта    и решением  проблемы  загрязнения  окружающей среды  выхлопными  газами.
Новизна этой проблемы заключается в том,   что   впервые  были   проведены исследования    на    территории     улицы      Гагарина   и    улицы       Кирова.   Вооружившись  карандашом,  блокнотом,  калькулятором  и фотоаппаратом,  дети  вели   подсчёт  количества  авто  транспорта  за  1  час   по намеченным улицам  утром  и вечером  в  3 дней.  Ученики  вели  себя  очень  активно, им нравилась эта работа.   Они добывали      в библиотеке знания о    вреде     выхлопных   газов,   искали  в   книгах   какие  меры  по  борьбе    с токсичными   выхлопами,   предлагают учёные   мира и нашей страны. Ребята  нашли  сведения в   Интернете  о    вреде «лежачих  полицейских, а  также о влиянии выхлопных газов на   умственные способности  скворцов.  Был     предложен       маршрут разгрузки   улицы  Гагарина.
Другая    работа         требовала     большей     базы   исследований,  чем  предыдущая,  была    введена работа   с      краеведческим     материалом.       Мы  обратились к   архивным материалам  газеты «Звезда».  Это  был   рассказ   Д. Попова   за   17 февраля   2001г. и рассказ  В. Проскурякова    за    13  ноября   1984 г.     Также    была   личная     встреча  с  В. Л.  Проскуряковым,  где  он   нам  более    подробно рассказал об  истории   создания парка. Определить   вид     деревьев    и     кустарников   с    помощью Атласа - определителя   нам     помог     биолог,      научный    сотрудник  ФГУ «Заповедник Белогорье»    А. Ю. Соколов.
Самому      ребёнку      подготовиться      к        защите       экспериментально- исследовательской    работы   очень  тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей.  На публике теряются даже очень хорошо   подготовленные дети,
Очень помогает мультимедийное сопровождение, в   котором стоит отразить основные моменты работы детей. Поэтому мы  вместе с детьми подготовили текст   доклада   для    выступления  и  средства  наглядного  сопровождения.
Результаты     работы     оказались  следующими:   на     школьной конференции «Юные исследователи» наши творческие проекты заняли 1 и 2 места. Ребята выступали на классных часах перед детьми из  других  классов.  Второй этап - это участие в районной конференции, где эти работы заняли 1 и 3 место, и наконец, мы участвовали во Всероссийской заочной  конференции «Юный исследователь», где работа «Наш парк: знаем, помним, гордимся» стала лауреатом 2 степени».
Я считаю,  что     это и есть результат работы с одаренными детьми.
Список литературы:
1. «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.
2.Биржева М.А. Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. - №3.