Статья Работа с одарёнными детьми во внеурочное время
“Дети – прирождённые художники,
учёные, изобретатели – видят мир во всей
его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь.
Они любят экспериментировать, и смотрят
на чудеса окружающего мира с удивлением
и восторгом”.
(П.Вайнцвайг)
Заявленная тема, я считаю, звучит крайне актуально. Ведь в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения его качества и доступности. В ФГОС нового поколения поддержка "талантливого ребенка", сохранения здоровья каждого ребёнка провозглашаются главными государственными задачами.
Работать с одаренными детьми нужно, так как от педагогов во многом зависят успехи и неудачи одарённых школьников. Я считаю, что далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы, в частности учителя, – поддержать ребёнка и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость? Каков одарённый ребёнок? Давайте обратимся к «Рабочей концепции одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатленийПри воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Современные гуманистические образовательные технологии исходят из признания самооценки и уникальности. Одарённые же дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, высокой концентрацией внимания и отличной памятью. [2, с.42]
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
В нашей школе в 2010 г. было создано научное общество «Эрудит». Структура научного общества следующая: Гуманитарная кафедра, Естественнонаучная кафедра, кафедра начальных классов. «Знания становятся желанным достояниям маленького человека, когда он – средство достижения творческих, трудовых целей»,- писал В. Сухомлинский. Именно в научном обществе ученики находят ответы сами на все вопросы и выдвинутые гипотезы.
Целью нашей работы является создание для творческой самореализации учащихся, формирование личности, которая владеет навыками научно- исследовательской и экспериментальной деятельности.
Мы вместе с детьми приступили к исследованиям. Нами были выбраны 2 темы: «Изучение транспортного загрязнения окружающей среды» и « Наш парк: знаем, помним, гордимся»
Перед началом мы наметили план изысканий, определили цели, задачи, ход и методы работы. Например, актуальность проблемы загрязнения воздуха обусловлена возросшим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы загрязнения окружающей среды выхлопными газами.
Новизна этой проблемы заключается в том, что впервые были проведены исследования на территории улицы Гагарина и улицы Кирова. Вооружившись карандашом, блокнотом, калькулятором и фотоаппаратом, дети вели подсчёт количества авто транспорта за 1 час по намеченным улицам утром и вечером в 3 дней. Ученики вели себя очень активно, им нравилась эта работа. Они добывали в библиотеке знания о вреде выхлопных газов, искали в книгах какие меры по борьбе с токсичными выхлопами, предлагают учёные мира и нашей страны. Ребята нашли сведения в Интернете о вреде «лежачих полицейских, а также о влиянии выхлопных газов на умственные способности скворцов. Был предложен маршрут разгрузки улицы Гагарина.
Другая работа требовала большей базы исследований, чем предыдущая, была введена работа с краеведческим материалом. Мы обратились к архивным материалам газеты «Звезда». Это был рассказ Д. Попова за 17 февраля 2001г. и рассказ В. Проскурякова за 13 ноября 1984 г. Также была личная встреча с В. Л. Проскуряковым, где он нам более подробно рассказал об истории создания парка. Определить вид деревьев и кустарников с помощью Атласа - определителя нам помог биолог, научный сотрудник ФГУ «Заповедник Белогорье» А. Ю. Соколов.
Самому ребёнку подготовиться к защите экспериментально- исследовательской работы очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. На публике теряются даже очень хорошо подготовленные дети,
Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы детей. Поэтому мы вместе с детьми подготовили текст доклада для выступления и средства наглядного сопровождения.
Результаты работы оказались следующими: на школьной конференции «Юные исследователи» наши творческие проекты заняли 1 и 2 места. Ребята выступали на классных часах перед детьми из других классов. Второй этап - это участие в районной конференции, где эти работы заняли 1 и 3 место, и наконец, мы участвовали во Всероссийской заочной конференции «Юный исследователь», где работа «Наш парк: знаем, помним, гордимся» стала лауреатом 2 степени».
Я считаю, что это и есть результат работы с одаренными детьми.
Список литературы:
1. «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.
2.Биржева М.А. Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. - №3.