Роль наследственности и среды в развитии физиологических и психических признаков у детей и подростков
Роль наследственности и среды в развитии физиологических и психических признаков у детей и подростков.
Главная особенность ребенка – он постоянно растет и развивается. Рост – увеличение размеров тела и его частей.РАЗВИТИЕ – КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗМЕ И ПСИХИКЕ.В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРУЕТСЯ ВЗРОСЛЫЙ И ДЕЕСПОСОБНЫЙ ОРГАНИЗМ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Факторы, влияющие на рост и развитиеНаследственностьЭто передача через гены родителей информации потомству. В процессе взаимодействия генов формируется генетически предопредеоленная индивидуальная траектория развития(тип телосложения, особенности восприятия и реакции, фактор здоровья).СредаЭто то, что окружает, реальная действительность:Социум(социальные явления, семья,взаимоотношения, материальное благополучие) Экология (уровень загрязненности, климатические условия , пищевой рацион)
Гендерный факторРазличия между мужским и женским организмом. Гендерные различия проявляются в особенностях: строения тела, протекания психических процессов, образе жизни. Мальчики рождаются крупнее,но физиологически менее зрелыми. У них чаще встречаются врожденные патологии.Девочки с самого начала развиваются чуть быстрее, однако они более консервативны во взглядах на окружающее.
Конституция человекаЭто комплекс анатомических, физиологических и психологических особенностей, закрепленных генетически и формирующих способы адаптации к окружающей среде. В плане развития физических, физиологических и психологических сторон следует учитывать следующие наследственные особенности типосложения:
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Грудной типМышцы и нервная система приспособлены к продолжительной неторопливой ритмичной деятельности. Скорость реакции невысокая. Навыки вырабатываются после многократных повторений, но прочны.Эмоциональные проявления бурные, а уровень общения снижен. В тяжелую минуту –тяга к людям.Мышечный типБыстры и порывисты, но с помощью специальной тренировки могут развить выносливость и терпение. Двигательный навык вырабатывается быстро, но мыслительные процессы проходят ммедленнее. Любят приключеня. Но эмоционально недостаточно развиты. В тяжелую минуту – тяга к действию.Брюшной типМышцы мощные, сокращаются с большой силой, но к длительной работе не приспособлены. Обладают быстрой реакцией. Но не приспособлены к длительной работе. Общительны, быстро приспосабливаются. В тяжелую минуту тяга к одиночеству.
С одной стороны типы достаточно консервативны и обусловлены генетически, с другой –крайние варианты встречаются нечасто, так как влияют другие факторы: воспитание и формирование черт личности, традиции, характер питания, физические упражнения.
Целью изучения проблемы взаимосвязи наследственных и средовых факторов является повышение надежности организма, оптимизация обучения И дальнейшая профессиональная ориентация подростков.
Парадоксы развития Акселерация – ускорение роста и развития. Много версий этого явления, но главный фактор - влияние среды.Рост заболеваемости среди детей и подростков - неблагополучное влияние факторов среды: психоэмоциональный дискомфорт; снижение двигательной активности; неблагоприятная экология и неправильное питание.
Типоспецифический метод.Выполняя нагрузки, которые соответствуют его конституциональным особенностям, ребенок легко сможет достичь –положительной динамики, начиная с которой тренировочная нагрузка оказывается эффективной. Поэтому именно движение «навстречу природе» представляется самой эффективной и перспективной технологией физического воспитания. Убедиться в этом ученым удалось после того, как они сопоставили несколько наиболее часто используемых вариантов организации занятий на уроках физкультуры.
ВыводыЧеловек биосоциален. В своем развитии сталкивается с задачами биологического и социального плана. Человек – это единая система, где сочетаются и взаимодействуют биологические, психические и социальные факторы. У каждого индивида это взаимодействие уникально, поэтому несмотря на общность строения и развития мы разные. Рассогласование компонентов наследственности и среды ведет к болезням и деструкции.
Всем здоровья, счастья удачи, В житейских вопросах везения,Пусть будут по силам любые задачи,И чудным всегда настроение!