Сценарий заседания родительского клуба «Домашний очаг»
Сценарий заседания родительского клуба «Домашний очаг» Слайд 1
Артикуляционный Цель: Познакомить родителей с причинами речевой патологии, этапами становления речи, направлениями логопедической работы. Обозначить роль родителей в коррекционном процессе. Практическим способом обучить родителей выполнять домашнее задание по автоматизации звуков.
Повестка:1. Знакомство друг с другом. Кратко изложить цель своего визита: Что бы вы хотели получить от данной встречи? Какие вопросы вас беспокоят?2. Выступление логопеда «Причины речевых нарушений у дошкольников, направления логопедической работы».3. Практикум для родителей по автоматизации звуков.Оборудование: ноутбук, презентация Power Point, предметные картинки, анкеты, брошюры с рекомендациями.
Ход:Уважаемые родители! Рада видеть Вас на заседании нашего клуба. Сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей. Прежде чем мы начнем беседу, давайте познакомимся. Напишите на блоках свое имя и отчество и прикрепите на одежду. Слайд 2
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Мы с вами поговорим о нормах речевого развитии ребенка, об основных этапах его развития. Поговорим о направлениях логопедической работы, и конечно же о роли родителей в коррекционном процессе.
Речь –это средство общения, основа для мышления. Слайд 3
В процессе овладения речью развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция).
От уровня речи будет зависеть и общее интеллектуальное развитие. Речь отражает социальную среду, в которой живет ребенок. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию. Когда ребенок начинает овладевать речью, какое-то время он говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое нарушение. Но всему есть свое время. Когда ребенок смешно произносит слова, порою нас это умиляет, не волнует, многие родители активно поддерживают ребенка в его неправильном произношении. А должно быть все наоборот: родители должны демонстрировать образец правильной речи, показывать ребенку как правильно произнести тот или иной звук. Когда плохо говорит старший дошкольник ( с 5 лет) – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети начинают нередко стыдиться своего речевого недостатка, становятся нервными, необщительными. Но сейчас последнее время наметилась тенденция угасания критичности к собственным речевым недостаткам. Дети перестают их замечать. Многих родителей волнует вопрос: какова причина речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь? Когда следует бить тревогу, чтобы не упустить время? Слайд 4
Выделяют несколько этапов становления речи: От 1, 5 мес. до 3 мес. – гуление, когда малыш издает звукиОт 3 до 6 мес. – малыш тянет звуки, поет их: агу –ааааОт 6 до 9 мес. – лепет (звукоподражание и неосмысленные слова: па-па-па, ба-баб-баОт 9 мес. до 1 года – первые слова и звукоподражание: мама, папа, ав-ав, би-би.От 1 года до 2лет – стремительно набирает слова, должно быть до 350 В психологии есть такое понятий СЕНЗИТИВНЫЙ период – это наиболее благоприятный период для формирования определенной функции. Для развития речи таким периодом является от 1,5 до 3 лет.От 2 до 3 лет – ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка: склоняет прилагательные, употребляет наречия и местоименияОт 4 до 5 лет – овладевает умением связно рассказывать: повторить сказку, пересказать содержание мультика, передать свои впечатления. Это период «почемучек». Ребенок задает много вопросов, использует речь как инструмент познания.Если к 4-5 годам ребенок не произносит пару трудных звуков (Р, Л, Ш) это не страшно, но вот к 5-6 годам речь должна быть в порядке.А если в ней много ошибок, ребенок не научился произносить большое количество звуков, да еще словарный запас его мал, это уже серьезно, следует обратиться за помощью к логопеду. Слайд 5
Что может стать причиной нарушения речи? Слайд 6
Это болезни матери в период беременности, трудные роды, осложнения после заболеваний ребенка, педагогическая запущенность ребенка, и как не прискорбно говорить, вредные привычки родителей- алкоголь, курение, наркотики.Очень часто причины плохой речи связаны с несовершенством моторики. (Вопрос к родителям – почему несовершенство моторики) центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу. Слайд 7
Мы с вами выделили этапы речевого развития ребенка, поговорили о причинах речевых расстройств, а теперь поговорим непосредственно о той работе, которую проводит логопед. В процессе работы осуществляется коррекция всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения – лишь верхушка айсберга. Итак, логопедическая работа направлена на: Слайд 8
• формирование правильного звукопроизношения
• развитие движений органов речи
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции
• совершенствование грамматического строя речи
• обогащение, активизация словарного запаса
• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму
• развитие связной речи
• подготовка к обучению грамоте
Поставленные задачи реализуются на индивидуальных занятиях. Слайд 9
Не надо думать, что речевые дефекты, при наличии индивидуальных занятий исчезнут очень быстро от . Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: Слайд 10
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях: Слайд 11
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами (авторучка только по индивидуальной рекомендации);
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку ;- все задания выполняются до конца.
Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.
Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей на этапе автоматизации звуков. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно или в слогах, словах. Введение звука в речь происходит постепенно. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить! »; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь. Слайд 12
Рекомендуют 15 универсальных советов логопеда по работе с детьми. Эти советы, в виде памятки я раздам вам после окончания нашего мероприятия, а сейчас давайте их разберем. Слайд 13
ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ: 15 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ Слайд 14
СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение. Слайд 15
СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка). Слайд 16
СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами. Слайд 17
СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. Слайд 18
СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается. Слайд 19
СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие. Слайд 20
СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко. Слайд 21
СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. Слайд 22
СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи – эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.). Слайд 23
СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс. Слайд 24
СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д. Слайд 25
СОВЕТ 12 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит. Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр. Слайд 26
СОВЕТ 13 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр. Слайд 27
СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить. Слайд 28
СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
В заключении хочу заметить, что положительный результат, может быть, достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: родителей, логопеда, дефектолога, а также соблюдения единых требований как в центре, так и дома.
Уважаемые родители, вы всегда можете обратиться за консультацией, я с радостью отвечу на ваши вопросы. Слайд 29