Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию. Старшая группа
Рабочая программа
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)
старшая группа
Разработала : Семёнова С.С.
воспитатель старшей группы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составлена для детей старшей группы.
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Цель рабочей программы – обеспечение становления эстетического отношения к окружающему миру. Для этого нужно решать следующие задачи:
1) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства;
2) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы;
3) реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности;
4) реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности;
5) приобщение к изобразительному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике.
Принципы и подходы программы
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
строится с учетом принципа преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Планируемые результаты освоения программы
- Проявляет устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.
- Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
- Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
- Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Знает особенности изобразительных материалов.
- Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
- Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
- Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
- Создает изображения по мотивам народных игрушек.
- Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
- Умеет анализировать образец постройки.
-Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
- Создает постройки по рисунку.
- Умеет работать коллективно.
II.Содержательный раздел
Раздел 1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
Обязательная часть содержания образования.
Формирование умения выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Знакомство с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.
Знакомство с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
Продолжение знакомства детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.
Привлечение внимания детей к сходству и различию архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения декор и т.д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.
При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
Развитие эстетических чувств, эмоций, эстетического вкуса, эстетического восприятия, интереса к искусству. Формирование умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
Знакомство понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширение представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развитие интереса к участию в фольклорных праздниках.
Формирование бережного отношения к произведениям искусства.
Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (городец, полхов- майдан, гжель), расширение представлений о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская; бирюльки).
Содержание, формируемое участниками образовательных отношений
Приобщение детей к истокам чувашской национальной культуры. Формирование элементарных представлений и знаний о художественном образе произведений чувашского декоративно – прикладного искусства: представления о чувашском орнаменте (его основных видах и типах, характерных чертах; функциональных связях с формой и назначением украшаемого предмета; знакомство с новыми элементами чувашского орнамента и их семантикой).
Формирование знаний о цветовом решении произведений чувашского прикладного искусства. Развитие ассоциативного и образного мышления; знакомство с языком цвета в народном декоративно-прикладном искусстве, сведениями о глубинном содержании цветов чувашского народного искусства (красного, маренового, белого, желтого, синего).
Формирование представления о симметричности и ритмичности построения чувашского орнамента. Знакомство с терминами «ритм», «симметрия».
Обучение пониманию содержательного смысла чувашского орнамента, художественно-образного языка декоративно-прикладного
искусства.
Введение в мир связей народного искусства с природой, бытом, трудом и жизнью человека и общества.
Подведение детей к выделению видов чувашского декоративно – прикладного искусства (вышивка, узорное и ковровое творчество, резьба и роспись по дереву, шитьё бисером и серебром, плетение и т.д.).
Знакомство с искусством других народов, проживающих на территории края (русских, татар, мордвы, мари и др.).
Раздел 2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы
Обязательная часть содержания образования.
Развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Формирование умения передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развитие способности наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
Развитие наблюдательности, формировать умения внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
Совершенствование изобразительных навыков и умений, формирование художественно-творческих способностей.
Развитие чувств, форм, цвета, пропорций.
Содержание, формируемое участниками образовательных отношений.
Формирование увлечений, интереса к процессам эстетического восприятия произведений чувашского декоративного прикладного творчества и созидания при своей художественной деятельности.
Воспитание уважения к труду чувашских народных мастеров.
Раздел 3. Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
Обязательная часть содержания образования.
Совершенствование умения передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Привлечение внимания детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, передаче этих отличий в рисунках.
Закрепление умения передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. Привлечение внимания детей к тому, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день наклоняться и т.д.). Формирование умения передавать в рисунке движения фигур.
Овладение композиционными умениями: располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, его следует расположить на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом – по горизонтали). Закрепление способов и приемов рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Формирование навыка рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Закрепление умения рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.
Совершенствование умения рисовать кистью разными способами: широкие линии всем ворсом, тонкие концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Знакомство с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развитие чувства цвета. Формирование умения смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью), умения передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш (до трех оттенков цвета).
Подведение детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни и литературных произведений («Кого встретил Колобок?», «Два жадных медвежонка»).
Развитие композиционных умений, умения располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
Привлечение внимания детей к соотношению по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие, люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развитие умения располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга.
Продолжение знакомства детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знания о дымковской, филимоновской игрушках и их росписи. Побуждение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции, разнообразия элементов. Продолжение знакомства с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Знакомство с росписью Полхов-Майдана. Включение городецкой и полхов-майданской росписи в творческую работу детей, помощь в освоении специфики этих видов росписи.
Побуждение составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи; знакомство с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Формирование желания создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Использование детьми декоративных тканей для развития творчества в декоративной деятельности. Предоставление для работы бумаги в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
Закрепление умения ритмично располагать узор; расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Содержание, формируемое участниками образовательных отношений.
Формирование умения составлять декоративные композиции по мотивам чувашского прикладного искусства, используя геометрические и геометризированные орнаменты, растительные и зооморфные элементы, составляя многоцветные гаммы на белом и цветном фонах; осваивая композиционные приемы составления узора на различных формах (полосе, квадрате, прямоугольнике, силуэтных и объемных формах).
Обучение рисованию по сюжетам чувашских народных сказок («Лиса-плясунья», «Дети ветра», «Качакапа упа» и др.), стихов (В.Романов «К
·мпара», Р.Сарби «Ташлать Илемпи» и др.), рассказов (А. Васильева «З
·к
·р пиет» и др.), песен.
Раздел 4. Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.
Обязательная часть содержания образования.
Продолжение знакомства детей с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина и пластической массы.
Развитие умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности. Совершенствование умения лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
Закрепление умения лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
Закрепление умения передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формирование умения лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развитие творчества и инициативы.
Формирование умения лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Формирование технических умений и навыков работы с разнообразными материалами для лепки; побуждение к использованию дополнительных материалов (косточек, зернышек, бусинок и т. д.).
Закрепление навыков аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).
Продолжение знакомства детей с особенностями декоративной лепки. Формирование интереса и эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Закрепление умения лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
Формирование умения украшать предметы декоративного искусства узорами; расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом.
Формирование умения сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.
Закрепление умения разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в 24 треугольника, прямоугольник в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Формирование умения вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). Знакомство с приёмом обрывания с целью создания выразительных образов.
Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций, побуждать к дополнению их деталями, обогащающими изображения.
Формирование навыков аккуратного и бережного отношения к материалам.
Развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
Закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций, анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
Знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закрепление умение заменять одни детали другими.
Формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Закрепление умения строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
Создание условий для реализации детьми проектов трех видов: исследовательских, творческих и нормативных.
Развитие проектной деятельности исследовательского типа. Организация презентации проектов. Формирование у детей представлений об авторстве проекта. Создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа. Формирование проектной деятельности нормативного типа.
Совершенствования умения работать бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Закрепление умения создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
Закрепление умения делать игрушки, сувениры из природного материала и других материалов, прочно соединяя части.
Формирование умения самостоятельно создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.
Привлечение детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Закрепление умения детей экономно и рационально расходовать материалы.
Содержание, формируемое участниками образовательных отношений
Развитие умения лепить посуду разной по мотивам чувашской керамики и изделий из дерева.
Развитие умения лепить декоративные пластины по мотивам чувашских изразцов. Продолжать учить лепить разные украшения по типу изделий чувашских народных умельцев.
Обучение созданию глиняных расписных игрушек в стиле чувашских народных мастеров.
Закрепление умения составлять орнаментальные композиции в стиле чувашского народного искусства из геометрических и растительных, зооморфных форм на полосе, квадрате, прямоугольнике и силуэтах с разным цветом фона.
Формировать умения использовать различные изобразительные материалы для передачи четкости и тонкости чувашского узора.
Формирование умения изготавливать декоративные композиции по мотивам чувашской народной вышивки и узорного ткачества из бумажных лент.
Формирование умения изготавливать поделки из широких бумажных и берестяных полосок и украшать их элементами чувашского орнамента.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.
1)игровые методы и приемы;
2) рассматривание слайд-фильмов;
3) игра-путешествие;
4) творческие задания;
5) игра-эксперимент;
6) произведения живописи, выставки детского творчества;
7) работа в творческой мастерской;
8) экскурсия в мини-музей;
9) художественный проект;
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2 модели: 1) совместная деятельность педагога и детей
2) самостоятельная деятельность детей.
Способы и направления поддержки детской инициативы
- экспериментирование;
- детский проект;
- ТРИЗ технология
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Время проведения
Работа с родителями
сентябрь
Фотовыставка «Цветы в нашем палисаднике»
Участие в детском проекте «Какие разные дома».
октябрь
Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Осень».
Выставка поделок из природного материала «Дары осени -2014»
Выставка по репродукциям художников «Осенняя пора! Очей очарованье»
Развлечение «Осень золотая» (Утренник)
III.Организационный раздел
Календарно - тематический план работы
месяц
тема недели
(месяца)
основные направления работы
(группы задач
образовательной области в соответствии с ФГОС дошкольного образования
тема и форма, средства, методы и приемы организации образовательной деятельности
обязательная часть содержания образования
содержание
формируемое
участниками
образовательного
процесса
Непосредственная образовательная деятельность
образовательная деятельность в режимные моменты
(в календарном плане)
Совместная деятельность
самостоятельная деятельность детей
сентябрь
До свидания, лето, здравствуй, детский сад!
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Как я провел лето»
Творческая мастерская
[8,С.35].
Предложить детям передать в рисунках события и впечатления прошедшего лета, нарисовать себя, своих близких. Учить использовать знакомые техники рисования, правильно и аккуратно пользоваться различными материалами. Предложить детям выполнить подобные рисунки и придумать по ним рассказы дома вместе с родителями.
Развивать умения создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца.
Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.
Умение созерцать красоту окружающего мира (наблюдение)
Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности
(лепка)
«Моя любимая игрушка».
Творческая мастерская.
[8, С.57].
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Чебурашка»
Игровая ситуация
[8, С.39].
Развивать образное восприятие, образные представления;
Развивать умения
создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности;
рисовать контур простым карандашом. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности
(конструирование)
Дома.
Игровая ситуация.
[9, С. 4-5].
Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в анализе схем и конструкций, развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях.
сентябрь
До свидания, лето, здравствуй, детский сад!
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Цветы в нашем палисаднике»
Игровая ситуация
[8,С.37].
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Формировать умения передавать характерные особенности цветов: форму лепестков и листьев, их цвет.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
(аппликация)
«Пирамидка»
Творческое задание.
[10, С.43-44]
Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов овальной формы.
Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Развивать чувство композиции.
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«А у солнышка лучи ясные»
Игровая ситуация
[7,С. 35-37].
Формировать умение создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности
(художественный труд)
Коробочка.
Работа в творческой мастерской.
Формировать умение детей делать игрушки по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая её в определённых местах. Продолжать учить детей работать с ножницами. Развивать интерес к ручному труду.
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Наш детский сад».
Работа в творческой мастерской.
[8,С.35-36].
Предложить детям нарисовать свою группу, участок, эпизоды общения со сверстниками, педагогами. Организовать осмысление детьми полученных впечатлений. Учить использовать знакомые техники для передачи замысла. Способствовать развитию изобразительных способностей.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
(конструирование)
Эксперимент «Свойства бумаги». Конструирование из бумаги «Дом»
[12, С.18-19]
Продолжать знакомить детей с разными видами бумаги, учить обследовать образцы, называть и сравнивать их свойства. Учить складывать лист бумаги по образцу. Обогащать чувственный опыт детей, развивать воображение, мелкую моторику рук.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства
«Какие разные дома»
Рассматривание слайд-фильма
Продолжать знакомство детей с архитектурой, закрепить знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, школы. Привлечь внимание к различиям в их архитектуре, понимать, что эти различия связаны с разным назначением зданий.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
(аппликация)
««Вот как чуваши в узоре изображали дом»
[7, С. 64-65].
Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего дом. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров с окраской основы.
сентябрь
До свидания, лето, здравствуй, детский сад!
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Что ты больше всего любишь рисовать?»
Творческая мастерская
[8,С.41]
Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Развивать умение анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности
(лепка)
«Змейка».
Работа в творческой мастерской.
[11, С.10-14].
Развивать умения лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. закрепить умение украшать объект декоративным узором, используя имеющиеся навыки: скатывание, расплющивание.
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
Знакомство с городецкой росписью.
Работа в творческой мастерской.
[8, С.48-49]
Познакомить с городецкой росписью. Развивать умения выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности
(художественный труд)
Пакетик для семян.
Работа в творческой мастерской.
Научить детей изготавливать из картона по шаблону пакетик для семян, развивать умения обводить шаблон, вырезать ножницами по контуру, повторить правила обращения с ножницами, прививать любовь к природе, развивать наблюдательность.
Октябрь
24--28 сентября
Осень.
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Яблоня с золотыми яблоками»
Игровая ситуация
[8, С.39-41]
Развивать умения
создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев;
изображать много «золотых «яблок; располагать изображения на листе. Закреплять умение рисовать красками.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
(аппликация)
Блюдо с фруктами и ягодами.
Работа в творческой мастерской.
[8, С.31-32].
Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Развивать умения делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов.
Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства
Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»
Обогащать представления детей о произведениях изобразительного искусства. Развивать умения видеть красоту осенней природы, запечатленную художником, давать описание картины. Формировать эстетические представления о природе, интерес к живописи.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
(конструирование)
Конструирование из бумаги «Мухомор»
Игровая ситуация.
[12, С.17-18]
Развивать умение работать с бумагой, складывать её по образцу. Закрепить приемы и способы складывания бумаги.
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Осенний лес»
Работа в творческой мастерской.
[8, С.42-43].
Развивать умения
отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать разнообразные деревья; по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности
(лепка)
«В лес за грибами»
Работа в творческой мастерской.
[8, С.34-35. ]
Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной формы.
Закреплять умение лепить предметы или их части круглой или овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Яркое сияние солнц»
Игровая ситуация
[7, С. 48-49].
Продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека. Продолжать развивать способности восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – образов-символов чувашских узоров солнц, учить рисовать чувашский узор.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности
(художественный труд)
«Веселые человечки».
Работа в творческой мастерской.
Совершенствовать умения делать сувениры из природного материала. Развитие эстетического вкуса.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства
Рассматривание репродукции картины И.Т. Хруцкий «Натюрморт»
Углублять знания о разных жанрах изобразительного искусства, обратить внимание на средства выразительности, выбранные художником.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
(аппликация)
Огурцы и помидоры лежат на тарелке.
Работа в творческой мастерской.
[8,С.52-53].
Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления.
Развивать координацию движений обеих рук.
Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности
(рисование)
«Идет дождь»
Работа в творческой мастерской.
[8, С.43-44]
Развивать умения образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Закреплять умение строить композицию рисунка. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами.
Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
(конструирование)
«Машины»
Работа в творческой мастерской.
[9, С.8-9].
Формировать представления о различных машинах, их назначении, строении. Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании
Материально-техническое обеспечение программы
Группа задач образовательной области
Материалы и оборудования
Наглядные пособия
Информационные и технические средства обучения
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
1.Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 18с.+21 с.
2.Знакомим с натюрмортом (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 16с.+19 с.
Слайд – фильм «Какие разные дома»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы
Слайды с изображением интересных предметов окружающей среды.
Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
Мольберт
Альбомные листы А 4 для каждого ребенка
Акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши
Стакан – непроливайка
Кисти
Палитра
Тряпочка
1.Дымковская игрушка: Наглядно – дидактическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Мир в картинках).
2.Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Искусство - детям).
3.Городецкая роспись по дереву: Наглядно – дидактическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Мир в картинках).
4. Книга А. Барто «Игрушки».
5.Муляжи овощей и фруктов
6. Карточки смысловыми узорами
7.Карточки с рисунками узоров и их образов-символов.
Слайд-фильм «Дымковская игрушка»
Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.
1.Пластилин
2. Доска для лепки
3. Тряпочка для вытирания рук
4. Цветная бумага
5. Цветной картон
6. Ножницы
7. Клей, кисть для клея.
8. Конструктор «Лего»
9. Природные материалы (шишки, желуди)
1. Образцы работ
2.Технологические карты работы.
Слайды с изображением поделок
Приобщение к изобразительному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике.
1.Образы-символы чувашских узоров для воплощения их в рисовании и аппликации
2.Динамическая модель создания линейного орнамента
3. Карточки с рисунками узоров и их образов-символов.
Список использованной литературы
1. Закон об образовании в Российской Федерации № 273
2. СанПин
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Программа художественно – творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно- прикладного искусства /Сост. Васильева Л.Г.
6. Васильева Л. Г. «Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента». Чебоксары 2002
7. Васильева Л. Г. «Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации». Художественное творчество» - формирование геометризированно - орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 3-7 лет.
8. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
9. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе. / Л.В. Куцакова – М.:Мозаика – Синтез 2010.
10. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2002.
11. Пластилинография. Анималистическая живопись. /Г.И. Давыдова- М.:Скрипторий, 2007.
12. Соколова С.В. Оригами для дошкольника: Методическое пособие.- СПб.: Детство Пресс
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515
15